Дело № 2-650/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2010 года г. Медногорск
Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Г.М.,
с участием истца Кшибаевой Р.М.,
представителя ответчика Пыхтиной Т.А.,
при секретаре Бабенышевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кшибаевой Р.М. к ГУ "П" о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Кшибаева Р.М. обратилась в суд с иском к ГУ "П" о признании за ней права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с ... деятельностью в ... учреждениях.
В обоснование иска указала, что работала ...
**.**.**** она обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в ГУ "П", полагая, что ее трудовой стаж достиг 25 лет, и в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», у нее возникло право на досрочное пенсионное обеспечение.
Решением начальника ГУ "П" № * от **.**.**** ей было отказано в назначении такой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Ответчик не зачел в ее специальный стаж период отпуска по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет, имевший место с **.**.**** по **.**.****, и периоды обучения на курсах повышения квалификации: с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****.
Считает отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, просит суд признать решение ГУ "П" № * от **.**.**** незаконным в части отказа зачесть в ее специальный стаж названных периодов; обязать ответчика зачесть период отпуска по уходу за ребенком с **.**.**** по **.**.****, периоды обучения на курсах повышения квалификации: с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; назначить и выплачивать ей пенсию с **.**.****.
В судебном заседании истец Кшибаева Р.М. настаивала на исковых требованиях.
Представитель ответчика ГУ "П" - Пыхтина Т.А. иск не признала, указав, что оспариваемые периоды были обоснованно не зачтены в специальный стаж Кшибаевой Р.М. Отпуск по уходу за ребенком от 1,5 лет до 3 лет по своей правовой природе относится к отпускам без сохранения заработной платы и его включение в специальный стаж не предусмотрено ни ранее действовавшим, ни действующим законодательством. Во время обучения на курсах повышения квалификации истец не осуществлял ... деятельность. Включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения на курсах повышения квалификации Правилами исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, не предусмотрено. Просила в иске отказать.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим ... деятельность в учреждениях для ....
Из диплома серии № * установлено, что он выдан **.**.**** Кшибаевой Р.М., и подтверждает, что она в ... году окончила ... государственный ... институт имени Ш. по специальности ..., и **.**.**** ей присвоена квалификация и звание ....
Согласно трудовой книжке на имя Кшибаевой Р.М., заполненной **.**.****, она, имея профессию ..., **.**.**** была назначена ...; **.**.**** истец переведена ...; **.**.**** уволена в связи с истечением трудового договора.
Из справок от **.**.**** № * и от **.**.**** б/н, выданных Отделом О. установлено, что Кшибаева Р.М. находилась в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет с **.**.**** по **.**.****, в период работы в ... находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****.
Решением ГУ "П" № * от **.**.****, период нахождения Кшибаевой Р.М. в отпуске по уходу за ребёнком от 1,5 до 3 лет, имевший место с **.**.**** по **.**.****, и периоды ее обучения на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не засчитаны, в связи с чем, на **.**.**** специальный стаж истца составил ... года ... мес. ... дн., и ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с отсутствием требуемого стажа ... деятельности в ... учреждениях.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Лишь с принятием Закона Российской Федерации № 3543-I от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Кшибаева Р.М. находилась в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет в период с **.**.**** по **.**.****, то есть данный период времени имел место до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1.
На основании вышеизложенного, период нахождения Кшибаевой Р.М. в отпуске по уходу за ребенком с **.**.**** по **.**.**** подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Периоды обучения Кшибаевой Р.М. на курсах повышения квалификации с также подлежат включению в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по следующим основаниям.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Обучение Кшибаевой Р.М. на курсах повышения квалификации в оспариваемые периоды являлось необходимым условием для ее работы в должности ... С нею сохранялись трудовые отношения, ей выплачивалась в этот период заработная плата и из неё производились отчисления в ПФ РФ. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
На основании изложенного, периоды обучения Кшибаевой Р.М. на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** подлежат включению в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Таким образом, с учетом зачтенного ответчиком Кшибаевой Р.М. специального стажа – ... года ... месяцев ... дня, и включения в этот стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет с **.**.**** по **.**.**** , периодов обучения на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.**** , с **.**.**** по **.**.**** , а всего ... мес. ... дн.., требуемый специальный стаж - 25 лет, на момент подачи Кшибаевой Р.М. письменного заявления о назначении пенсии **.**.**** - имелся, в связи, с чем право на досрочную трудовую пенсию по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Кшибаева Р.М. на указанную дату приобрела, и отказ ответчика в назначении ей такой пенсии является незаконным и необоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кшибаевой Р.М. удовлетворить.
Признать незаконным Решение начальника ГУ "П"
№ * от **.**.**** года в части отказа в зачете в стаж Кшибаевой Р.М. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов: с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****.
Обязать ГУ "П":
- зачесть в стаж Кшибаевой Р.М. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период отпуска по уходу за ребенком с **.**.**** по **.**.****, периоды обучения на курсах повышения квалификации: с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****;
- назначить и выплачивать Кшибаевой Р.М. досрочную трудовую пенсию по старости с **.**.****.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд
г. Медногорска в течение 10 дней.
Председательствующий: подпись
Справка: мотивированное решение изготовлено 27 октября 2010 года.
Решение вступило в законную силу 09.11.2010.