Дело № 2-308/2011 решение по иску прокурора г. Медногорска к органу местного самоуправления, юридическому лицу о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, понуждении к соврешению действий по ликвидации несанкционированной свалки



Дело № 2-308/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года г. Медногорск

Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Г.М. Ивановой,

с участием помощника прокурора г. Медногорска Кистановой И.В.,

представителя ответчика органа местного самоуправления Синицина В.М,,

при секретаре Бабенышевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Медногорска к органу местного самоуправления, МУП «К.» о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе автодороги М - О - О муниципального образования,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Медногорска Оренбургской области обратился в суд с указанным выше иском, в котором указал, что на территории муниципального образования, примерно в * км от автодороги М - О - О, с ... стороны дороги ведущей на полигон твердых бытовых отходов, на протяжении * метров расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, которая представляет собой участок земли размером ориентировочно * кв. м без твердого покрытия. Площадь захламленной территории составляет *% от общей площади несанкционированной свалки. На этой территории преимущественно размещены твердые бытовые отходы, строительный мусор, ветки, стволы спиленных деревьев. Согласно информации, представленной ФГУ «З», отвод данных земельных участков под свалку твердых бытовых отходов не оформлен. Данная свалка ТБО не находится на чьем- либо балансе и никем не обслуживается. Ответчиком не принимаются надлежащие меры по ликвидации данной несанкционированной свалки, по предотвращению и снижению захламления прилегающих к свалке земель, не принимаются меры по устранению нарушений требований природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства, чем нарушаются конституционные права граждан (неопределенного круга лиц), проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституцией РФ.

В ходе рассмотрения данного дела прокурор г. Медногорска уточнил исковые требования, исключил из числа ответчиков МУП «К.» и просил суд:

- признать незаконным бездействие ответчика по непринятию мер к организации в установленным порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.

- обязать орган местного самоуправления в срок до **.**.*** ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории муниципального образования, примерно в * км от автодороги М - О - О, с ... стороны дороги ведущей на полигон ТБО, на протяжении * метров.

В судебном заседании помощник прокурора г. Медногорска Кистанова И.В. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Синицин В.М. исковые требования признал частично, пояснив, что организация сбора, вывоза бытовых отходов относится к ведению администрации муниципального образования. Со стороны ответчика отсутствует бездействие по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, поскольку заключен муниципальный контракт с МУП «К.», в котором предусмотрена обязанность МУП «К.» ликвидировать несанкционированные свалки. Исковые требования о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки в срок до **.**.*** признал, полагает, что срок исполнения данной обязанности реальный.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему:

Факт размещения на территории муниципального образования, примерно в * км от автодороги М - О - О, с ... стороны дороги ведущей на полигон ТБО, на протяжении * метров несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, подтвержден Сведениями о проведенной прокуратурой г. Медногорска проверке санитарно-экологического состояния и благоустройства территории муниципального образования от **.**.*** с приложенными фотографиями, объяснениями помощника прокурора г. Медногорска Кистановой И.В., справкой о результатах проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды от **.**.***.

Не оспаривал данного факта и представитель ответчика Синицин В.М.

В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с п.п. * Устава муниципального образования, принятого решением городского Совета депутатов от **.**.*** № *, к основным вопросам местного значения относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах ...; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п.п. * Устава муниципального унитарного предприятия «К.», данное предприятие создано в соответствии с распоряжением главы администрации города от **.**.*** * (официальное сокращенное наименование МУП "К."). Все имущество предприятия находится в муниципальной собственности муниципального образования. Предметом деятельности предприятия, в числе других, является деятельность по благоустройству территории.

Из муниципального контракта * на выполнение работ для муниципальных нужд от **.**.*** установлено, что орган местного самоуправления – Заказчик, поручило, а МУП "К." – Подрядчик, обязуется выполнить услуги по благоустройству муниципального образования в **** году. Начало работ с **.**.***, окончание работ **.**.***. При этом Подрядчик выполняет работы в соответствии с техническим заданием (приложение № *) и иной нормативной документацией, определяющей объем, содержание работ и предъявляемые к ним требования, а также условиям настоящего контракта.

Согласно п. * названного Контракта, Исполнитель (МУП "К.") обязан выполнять услуги по благоустройству муниципального образования в **** году в соответствии с «Правилами благоустройства муниципального образования», утвержденными решением городского Совета депутатов от **.**.****, в соответствие с объемами и кратностью согласно техническому заданию (приложение № *), обеспечив их надлежащее качество, а также в соответствии с требованиями нормативных правовых и ненормативных актов Российской Федерации и Оренбургской области, в том числе ГОСТов и СНиПов.

Техническим заданием (приложение № * предусмотрена «рекультивация стихийных мусорных свалок: ул. К., ул. П., ул. Б., ул. М., п. И., п. Р., п. А.

Таким образом, судом установлено, что муниципальным контрактом № * от **.**.***, обязанность МУП "К." проводить рекультивацию (ликвидацию) стихийной мусорной свалки на территории муниципального образования, расположенной примерно в * км от автодороги М - О - О, с левой стороны дороги ведущей на полигон ТБО, не предусмотрена, в связи с чем, довод представителя органа местного самоуправления об отсутствии бездействия администрации по ликвидации указанной стихийной свалки не нашел своего подтверждения.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно кадастровой выписке от **.**.*** о земельном участке, на котором обнаружена несанкционированная свалка ТБО, земельный участок с кадастровым номером * внесен в государственный кадастр недвижимости **.**.***, с местоположением: ..., муниципальное образование ..., земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала *, площадью ориентировочно * кв. м, с разрешенным использованием: для строительства и размещения объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов. Категория земель: земли населенных пунктов. Особые отметки: сведения о земельном участке подлежат аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости **.**.*** в связи с истечением срока временного характера сведений.

Как установлено в судебном заседании, с **.**.*** до настоящего времени земельный участок с кадастровым номером * в пользование с указанными выше разрешенными использованиями органом местного самоуправления никому не предоставлен, мероприятия по обустройству указанного земельного участка в качестве места временного накопления твердых бытовых отходов, в соответствии с требованиями п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, не проведены. При указанных обстоятельствах, названный земельный участок фактически является несанкционированной свалкой бытовых и строительных отходов.

Таким образом, доводы представителя ответчика об отсутствии бездействия указанного ответчика в организации на указанной территории муниципального образования сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, опровергаются совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе, доказательств, представленных самим ответчиком.

Неисполнение органом местного самоуправления требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Ликвидация названных стихийных свалок возможна, поскольку на территории муниципального образования имеются земельный участок с кадастровым номером * с местоположением: ..., земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала *, с разрешенным использованием: для размещения объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов, общей площадью * кв. м, переданный в аренду ООО «М.» по договору № * от **.**.*** на срок по **.**.***, и земельный участок с кадастровым номером * с местоположением: ..., с разрешенным использованием: для размещения полигона для утилизации твердых бытовых отходов, общей площадью * кв. м, переданный в аренду ООО «М.» по договору № * от **.**.*** на срок по **.**.***.

На основании изложенного суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора г. Медногорска о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на указанной территории муниципального образования; о возложении на орган местного самоуправления обязанности ликвидировать в срок до **.**.*** несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории муниципального образования, примерно в * км от автодороги М - О - О, с ... стороны дороги ведущей на полигон ТБО, на протяжении * метров.

Устанавливая срок для ликвидации несанкционированной свалки, суд учитывает значительные площади, занятые бытовым и строительным мусором, значительные объемы работ для ликвидации свалок, и не только в указанном районе, но и в иных местах и сельских поселениях муниципального образования.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер к организации сбора, вывоза, утилизации и переработке твердых бытовых отходов на территории муниципального образования, примерно в * км от автодороги М - О - О, с ... стороны дороги ведущей на полигон твердых бытовых отходов.

Обязать орган местного самоуправления в срок до **.**.*** ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории муниципального образования, примерно в * км от автодороги М - О - О, с ... стороны дороги ведущей на полигон твердых бытовых отходов, на протяжении * метров.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись

Справка: мотивированное решение изготовлено 28.07.2011.