Дело № 2-365/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Медногорск 10 августа 2011 года Медногорский городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Галегузовой С.Ю., с участием представителя ответчика Синицина В.М., при секретаре Кердинской Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Похилько Н.С. к органу местного самоуправления о признании нуждающимся в жилом помещении, восстановлении на учёте граждан, нуждающихся в жилищных условиях, УСТАНОВИЛ: Похилько Н.С. обратился в Медногорский городской суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать его нуждающимся в жилом помещении и обязать орган местного самоуправления восстановить его на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Заявленное требование мотивировано тем, что он постановлением главы органа местного самоуправления № * от **.**.**** он был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением главы органа мсетного самоуправления № * от **.**.**** его исключили из указанного списка. В результате его обращения в прокуратуру города, с органом местного самоуправления была достигнута договоренность, что он не будет требовать благоустроенную квартиру при условии, что в его доме оборудуют систему водоснабжения и водоотведения. Однако комиссия вынесла заключение, что отсутствует техническая возможность выполнения данных работ. В настоявшее время он проживает в частном доме, ввиду возраста и состояния здоровья, он не в состоянии обслуживать себя. За водой надо ходить на другой конец улицы, туалет во дворе. У него в доме ни водопровода, ни канализации, значит, по мнению истца, его жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям и у него есть право быть признанным нуждающимся в благоустроенном жилом помещении. Определением судьи Медногорского городского суда от **.**.**** в настоящее гражданское дело в качестве третьего лица привлечена Похилько А.А. В судебное заседание истец не явился, в своем заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Дополнительно письменно указал, что с решением органа местного самоуправления от **.**.**** о снятии его с учета он не согласен, он обращался к главе муниципального образования **.**.**** с вопросом о выделении благоустроенного жилья. Ответа до настоящего времени не последовало. Вопрос о восстановлении его на очередь в получении благоустроенного жилья состоит в том, что жилое помещение, в котором он проживает, невозможно благоустроить. В настоящее время он не согласен с решением органа местного самоуправления от **.**.**** о снятии его с учета, просит суд восстановить его в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с **.**.****. Третье лицо Похилько А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заявления извещена надлежащим образом. В своем заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика - органа местного самоуправления Синицин В.М. исковые требования не признал. Представил суду письменный отзыв на иск, согласно которому постановлением главы органа местного самоуправления № * от **.**.**** истец был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. **.**.**** письмом Министерства регионального развития РФ был разъяснен порядок постановки на учёте граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с чем, **.**.**** постановлением № * он был снят с учета. Согласно решению городского Совета от **.**.**** № * «Об утверждении учетной нормы жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» учётная норма установлена в размере * кв. м на человека. По данным, представленным Похилько Н.С., он проживает в жилом доме, общей площадью * кв.м. Так как состав семьи составляет * человека, учетной нормой жилой площади он обеспечен. По решению городского Совета от **.**.**** № * истцу было предложено провести ремонтные работы по устройству водопровода. Но после обследования домовладения специалисты дали заключение об отсутствии технической возможности на проведение указанных работ. Но до настоящего времени истец в орган местного самоуправления по данному вопросу не обращался. Дополнительно представитель ответчика суду показал, что решение о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учёт принимает орган местного самоуправления на основании акта обследования жилого помещения и признания его непригодным для проживания. Поэтому полагает, что суд не правомочен решать вопрос о признании истца нуждающимся в жилом помещении. В органе местного самоуправления создана межведомственная комиссия по оценке жилых помещений, и именно данная комиссия правомочна обследовать жилое помещение, составить акт, а орган местного самоуправления на основании данного акта - принять решение о признании жилого помещения пригодным или не пригодным для проживания. После чего формируется очередь на получение жилья. **.**.**** Похилько Н.С. был снят с учёта ввиду того, что неправильно был постановлен на этот учет: учетной нормой он обеспечен, жилое помещение не признано не пригодным для проживания, при этом отсутствие водопровода и канализации не является основания для признания его дома не пригодным для проживания. Похилько Н.С. постановление от **.**.**** не оспаривал, не обжаловал его. С заявлением о повторной постановке его на учёт не обращался. Он писал заявление о предоставлении ему жилого помещения, но это заявление не о постановке на учёт, а о представлении жилого помещения. Для того, что поставить (восстановить) его в указанной очереди, нужна процедура, которую выполняет не суд, а межведомственная комиссия по оценке жилых помещений. Суд не правомочен его восстанавливать в очереди, нужно решение комиссии о соответствии помещения требованиям или иное, т.к. возможны изменения как в праве собственности, так и в характеристике домовладения. Просит в иске отказать. За единовременной материальной помощью по Решению городского Совета от **.**.**** в орган местного самоуправления истец не обращался, данное право не утратил. Суд, ознакомившись с иском и письменным заявлением истца, заслушав представителя ответчика, изучив представленные суду письменные доказательства, приходит к следующему выводу. Согласно удостоверению серии * № * от **.**.**** истец Похилько Н.С., **.**.**** года рождения, является <данные изъяты>. Таким образом, судом установлено, что в силу статьи 2 Федерального Закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», с последующими изменениями, истец Похилько Н.С. является <данные изъяты>. В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, а именно обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Согласно справкам ГУП «О» от **.**.****, **.**.**** за истцом Похилько Н.С. по типовому договору от **.**.**** числится в собственности жилой дом общей площадью * кв. м, жилой площадью * кв. м, расположенный по адресу: .... Постановлением главы органа местного самоуправления № * от **.**.**** Похилько Н.С. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в список очередности. Основанием для постановки на учет явились ст. 51 ЖК РФ, ст. 16 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», решение рабочей группы по жилищным вопросам органа местного самоуправления (протокол от **.**.**** № *), личное заявление Похилько Н.С. Как следует из выписки из протокола рабочей группы по жилищным вопросам органа местного самоуправления (протокол от **.**.**** № *) при осмотре дома Похилько Н.С. установлено, что дом по адресу: ... жилой, общей площадью * кв. м, дом частично благоустроен, в нем отсутствует водоснабжение и водоотведение. Согласно ст. 52 ч. 3, 4 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Постановлением главы органа местного самоуправления от **.**.**** № * Похилько Н.С. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 6 ст. 56 ЖК РФ, ст. 9 Закона Оренбургской области № 2733/489-Ш-ОЗ от 23.11.2005 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», решения городского Совета депутатов № * от **.**.**** «Об утверждении учетной нормы жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», письма Министерства регионального развития РФ № 809-СК/07 от 18.01.2010. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. В силу ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Указанное постановление доведено до сведения Похилько Н.С. письмом от **.**.****, с чем истец не спорит. Оно им не оспаривалось ни в судебном, ни в досудебном порядке, иного судом не установлено. Согласно п. 2 части 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии со статьей 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5). Согласно решению городского Совета депутатов от **.**.**** № * «Об утверждении учетной нормы жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» учетная норма установлена в размере * кв. м на человека. Судом установлено, что истец является собственником жилого дома, площадью * кв. м., согласно справке о составе семьи от **.**.**** состав его семьи составляет * человека. Таким образом, истец учетной нормой площади обеспечен, на него приходится * кв.м. общей площади жилого помещения. Федеральным законом от 29.06.2009 № 135-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» увеличивается норма предоставления жилья для ветеранов Великой Отечественной войны, которая составляет 36 метров. Данная норма учитывается для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам ВОВ согласно Постановлению Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 № 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам ВОВ». Вместе с тем, при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий за основу берется не норма предоставления, а учетная норма. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), согласно п. 12 которого жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно - и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Согласно письму Министерства регионального развития РФ № 809–СК/2007 от 18.01.2010 дано разъяснение в части признания ветеранов Великой Отечественной войны малоимущими при постановке их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, указано на то, что ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В части обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, проживающих в неблагоустроенном жилье дана ссылка на п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а также на Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, согласно которому на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Указано на п. 12 указанного Положения о том, что в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно - и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Таким образом, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат. Довод истца о том, что его жилое помещение не отвечает установленным законом требованиям для жилых помещений, поскольку не имеет водопровода и канализации, основан на неверном толковании норм материального права. Согласно представленным ответчиком материалам жилое помещение, в котором проживает истец, является пригодным для проживания, отсутствие в нем водопровода и канализации не является основанием для признания жилого помещения не пригодным для проживания. После того как Похилько Н.С. был снят с очереди по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ему на основании письма органа местного самоуправления от **.**.**** был выдан сертификат, которым орган местного самоуправления взял на себя обязательство об оказании помощи по проведению ремонтных работ по благоустройству жилья в срок до **.**.****. Однако для улучшения социально-бытовых условий проживания, проведения водоснабжения и водоотведения, как указано в письме и как следует из справок подрядных организаций, нет технический возможности. Похилько Н.С. предложено рассмотреть другие виды работ. Из письма от **.**.****, направленного в адрес истца должностным лицом Министерства социального развития следует, что истцом ставился вопрос об оказании помощи по проведению работ по водоснабжению. Из письма от **.**.****, направленного главой муниципального образования истцу, следует, что было обращение истца по вопросу выделения благоустроенного жилья. Из указанной переписки суд делает вывод, что истец с заявлением о повторной поставке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в восстановлении в очереди в орган местного самоуправления не обращался. В случае, если бы обратился, было бы решение рабочей группы по жилищным вопросам администрации ... и проведение межведомственной комиссией обследования жилого помещения. Таким образом, суд считает, что заявленное требование истца не подлежит удовлетворению, поскольку признание истца нуждающимся в жилом помещении, в силу ст. 52 ЖК РФ является полномочием органа местного самоуправления, также как и принятие на учет и восстановление на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вопрос о восстановлении истца в очереди в качестве нуждающимся в жилом помещении может быть принят органом местного самоуправления по результатам работы межведомственной комиссии по оценке жилых помещений, которая действует на основания постановления органа местного самоуправления № * от **.**.****, которая принимает решения либо о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, либо о необходимости капитального ремонта, либо о признании его непригодным, либо о признании дома аварийным (раздел *). Таким образом, заявленные требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Похилько Н.С. к органу местного самоуправления о признании нуждающимся в жилом помещении, восстановлении на учёте граждан, нуждающихся в жилищных условиях, отказать. Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: подпись С.Ю. Галегузова Справка: мотивированное решение суда изготовлено 11.08.2011