Дело № 2-375/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Медногорск 11 августа 2011 года Медногорский городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Романенко Н.А. с участием старшего помощника прокурора г. Медногорска Горина С.В., с участием представителя ответчика Рыбниковой Н.Г., с участием представителя третьего лица администрации МО ... Синицина В.М., при секретаре Воротынцевой Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора УСТАНОВИЛ: прокурор г. Медногорска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Медногорский городской суд с вышеуказанным иском. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения организациями, предприятиями и учреждениями города законодательства об охране труда, по результатам которой установлено, что численность работников муниципального учреждения Ц. составляет ... человек. В то же время в нарушение требований ст. 217 ТК РФ должность специалиста по охране труда либо служба охраны труда на предприятии отсутствует. Данный факт имеет место на протяжении всего **.**.**** и подтверждается штатным расписанием Ц., утвержденным № * от **.**.****. Отсутствие на предприятии должности специалиста по охране труда способствует нарушениям безопасных условий труда работников. Прокурор считает, что невыполнение требований федерального законодательства о введении должности специалиста по охране труда, либо создании службы охраны труда может повлечь за собой нарушение конституционных, трудовых прав граждан. Прокурор просит суд признать незаконным бездействие муниципального учреждения Ц. в не введении на предприятии должности специалиста по охране труда, обязать ответчика устранить нарушения требований федерального законодательства путем введения в штат предприятия должности специалиста по охране труда в срок до **.**.****. В судебном заседании старший помощник прокурора г. Медногорска Горин С.В. исковые требования уточнил, просил признать незаконным бездействие муниципального учреждения Ц. в виду отсутствия в организации должности специалиста по охране труда, обязать ответчика устранить нарушения требований федерального законодательства путем введения в штат предприятия должности специалиста по охране труда в срок до **.**.****, установив данный срок исходя из письменного отзыва третьего лица, о том, что утверждение штатного расписания возможно только в конце года при формировании бюджета организации на **.**.**** год Представитель ответчика муниципального учреждения Ц. Р. исковые требования не признала. Суду пояснила, что в учреждении постоянно ведется работа по охране труда. Для этого создана комиссия по охране труда, на определенное лицо возложены обязанности по ведению документации. В Ц. проводится инструктажи, ежемесячные собрания по пожарной безопасности, по охране труда. Лицо, на которое возложены обязанности по ведению документации по охране труда, прошло специальное обучение. Ведутся соответствующие журналы, в которых фиксируется вся проведенная работа. Обслуживание населения – это услуга, которая не является производственной деятельностью. Представитель третьего лица – администрации МО ... С. поддержал письменный отзыв на иск, в котором указал, что муниципальное учреждение Ц. является бюджетным учреждением, в котором функции службы охраны труда осуществляет руководитель организации и другие уполномоченные работодателем работники. В муниципальном учреждении Ц. создана постоянно действующая комиссия по охране труда, все члены комиссии которой прошли соответствующее обучение в специализированной организации. Ведутся документы по охране труда. Ввести в штат должность специалиста по охране труда в настоящее время невозможно, так как бюджет учреждения на **.**.**** утвержден с дефицитом ..., дополнительных средств для введения должности нет. Рассмотрение данного вопроса возможно в конце года при формировании бюджета организации на **.**.****. Свидетель Б. - инспектор по охране труда ЦЗН ... суду пояснила, что в муниципальном учреждении Ц. отсутствует ставка специалиста по охране труда. В организации работает более ... человек, и поэтому согласно требованиям Трудового кодекса РФ данная единица должна быть введена в обязательном порядке несмотря на созданную в муниципальном учреждении Ц. комиссию по охране труда. Суд, заслушав стороны, свидетеля, прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Статья 209 ТК РФ закрепляет понятие охраны труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Согласно ст. 209 ТК РФ производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. В соответствии со ст. 211 ТК РФ правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности устанавливаются государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. При этом государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Статья 212 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В соответствии со ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Согласно ст. 218 ТК РФ по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда. Согласно Положению о муниципальном учреждении учреждении Ц., муниципальное учреждение Ц. является учреждением социального обслуживания защиты населения города. муниципальное учреждение Ц. является бюджетным учреждением и имеет статус юридического лица. Из Устава муниципального учреждения Ц. установлено, что Ц. является бюджетным учреждением, создан на основании распоряжения главы администрации ... № * от **.**.****. Муниципальное учреждение Ц. является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием, а также лицевые счета в городском финансовом отделе, в отделении Федерального казначейства, счета в банковских учреждениях. Согласно п. 3.1 Устава предметом деятельности муниципального учреждения Ц. является осуществление организационной, практической, координационной деятельности, направленной на оказание социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Согласно п. 3.2 Устава целью создания муниципального учреждения Ц. является – социальное, бытовое обслуживание на дому путем предоставления услуг и иной помощи гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью и нуждающимся в постоянном или временном уходе, а также социальная поддержка семей, жителей города и поселков, находящихся в административном подчинении городу. Согласно п. 3.3 Устава муниципальное учреждение Ц. осуществляет оказание социальных услуг: услуги по организации питания, быта и досуга; санитарно-гигиенические услуги; содействие в получении образования или профессии; содействие в трудоустройстве; в организации ритуальных услуг; уборку в квартире, коммунально-бытовые услуги, услуги по работе на приусадебном участке, санитарно-гигиенические услуги, услуги по уходу за престарелыми и инвалидами, транспортные услуги. Из представленных материалов суд установил, что по сообщению ГУ «ЦЗН Согласно штатному расписанию муниципального учреждения Ц. по состоянию на **.**.**** штат предприятия составляет ... единиц. Согласно сообщению муниципального учреждения Ц. от **.**.**** № *, в муниципальном учреждении Ц. осуществляют свою деятельность ... отделения социальной помощи на дому, отделение социально-экономической помощи семье и детям, отделение социальной помощи на мобильной основе, отделение срочной помощи. По состоянию на **.**.**** в ... отделениях Ц. работает ... человек. Как следует из представленных суду доказательств, в муниципальном учреждении Ц. на момент проверки, проведенной прокуратурой г. Медногорска, было допущено нарушение законодательства об охране труда, выразившиеся в отсутствии в муниципальном учреждении Ц. должности специалиста по охране труда. Доводы ответчика о том, что требования ч. 1 ст. 217 ТК РФ к муниципальному учреждению Ц. не относятся, поскольку согласно приказу № * от **.**.**** в муниципальном учреждении Ц. создана постоянно действующая комиссия по охране труда и назначен ответственный за ведение документации по охране и работы по охране труда, суд считает несостоятельными. Согласно положениям ч. 1 ст. 217 ТК РФ, поскольку численность работников в муниципальном учреждении Ц. превышает ... человек, в муниципальном учреждении Ц. должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Создание и организация деятельности комитета (комиссии) по охране труда регулируется положениями ст. 218 ТК РФ. Из положений ст. 218 ТК РФ однозначно следует, что служба охраны труда, создание которой регулируется положениями ст. 217 ТК РФ, функционирует во взаимодействии с другими подразделениями, организациями, в том числе с комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченным (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками профсоюзных органов. Создание по инициативе работодателя комитета (комиссии) по охране труда не отменяет требование законодательства о необходимости создания службы охраны труда или введения должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Таким образом, суд считает исковые требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме. Суд находит срок устранения выявленного нарушения, заявленный старшим помощником прокурора города, – до **.**.****, с учетом сроков формирования бюджета на **.**.****, разумным и обоснованным. Учитывая, что судом рассмотрен иск неимущественного характера, при подаче иска прокурор был освобожден от уплаты госпошлины в доход государства, заявленные исковые требования прокурора законны и обоснованны, на ответчика возлагается обязанность по уплате госпошлины в доход государства в размере ... рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковые требования прокурора г. Медногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению Ц. о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений трудового законодательства РФ - удовлетворить. Признать бездействие муниципального учреждения Ц., выразившееся в не введении в учреждении должности специалиста по охране труда, - незаконным. Обязать муниципальное учреждение Ц. в срок до **.**.**** ввести в штат муниципального учреждения Ц. должность специалиста по охране труда. Взыскать с муниципального учреждения Ц. государственную пошлину в сумме ... рублей в доход государства. Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в через Медногорский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья: подпись Справка: Мотивированное решение суда изготовлено 16 августа 2011 года
г. Медногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению Ц. о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений трудового законодательства РФ,
...» от **.**.**** освобожденный специалист по охране труда отсутствует на ... предприятиях с численностью работников более ... человек, в том числе, в Муниципальном учреждении Ц. (№ * Списка).