Дело № 2-546/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Медногорск 04 октября 2011 года Медногорский городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Романенко Н.А., при секретаре Бабенышевой Н.С., с участием помощника прокурора г. Медногорска Горина С.В., представителя МОУ «С» Корчажниковой И.В., представителя ответчика орагна местного самоуправления - Синицина В.М., представителя ответчика МБУЗ «Ц» Астафьева В.А., представителя третьего лица МУ "О" Никитиной Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора УСТАНОВИЛ: прокурор г. Медногорска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления и МОУ «С» выразившееся в не лицензировании деятельности медицинского кабинета, а также в не проведении ремонта механической вентиляции пищеблока МОУ "С", обязать ответчиков в срок до **.**.**** устранить указанные нарушения законодательства путем лицензирования деятельности медицинского кабинета, а также приведения в рабочее состояние механической вентиляции пищеблока МОУ "С". Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой ... проведена проверка антитеррористической защищенности образовательных учреждений города, в ходе которой установлено, что МОУ «С» является муниципальным образовательным учреждением, юридическим лицом, действующим на основании Устава. Учредителем данного образовательного учреждения является орган местного самоуправления. Проверка показала, что в МОУ "С", расположенной по адресу: ..., имеется медицинский кабинет, предназначенный для оказания медицинских услуг учащимся МОУ "С". В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию. Согласно п. 3.1 СП 3.3.2342-08. «Обеспечение безопасности иммунизации. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.03.2008 № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2342-08», профилактические прививки проводятся в медицинских кабинетах детских дошкольных образовательных организаций, организаций общего, среднего специального и высшего образования, здравпунктах, либо гражданами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензий на медицинскую деятельность. Безопасность иммунизации обеспечивает руководитель организации. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, а также лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека. В то же время, в нарушение вышеуказанных требований медицинский кабинет МОУ "С" не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, вследствие чего создается угроза жизни и здоровья воспитанников МОУ "С". Бездействие должностных лиц МОУ "С", а также органа местного самоуправления по лицензированию медицинского кабинета влечет за собой нарушение ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в соответствии с которой образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Кроме того, в ходе проверки организации горячего питания учеников установлено, что механическая вентиляция пищеблока МОУ "С" находится в нерабочем состоянии. В результате не соблюдаются требования п. 3.6 «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, в соответствии с которыми технологическое оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудовать локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения в дополнение к общим приточно-вытяжным системам вентиляции, а также п. 12.2 вышеуказанных требований, в соответствии с которым параметры микроклимата производственных помещений, в том числе при использовании систем кондиционирования воздуха, систем вентиляции с механическим или естественным побуждением, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к микроклимату производственных помещений организаций общественного питания. Также нарушается п. 5.2 санитарных правил для предприятий общественного питания. СанПиН 42-123-5777-91, утвержденных Минздравом СССР 19.03.1991, в соответствии с которым производственные помещения предприятий общественного питания должны быть оборудованы системами вентиляции. Ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает все юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Устранение вышеуказанных нарушений закона будет способствовать соблюдению прав и законных интересов учащихся и работников МОУ "С". В предварительном судебном заседании старший помощник прокурора Определением Медногорского городского суда по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве ответчика привлечено МБУЗ «Ц». В судебном заседании старший помощник прокурора Горин С.В. исковые требования уточнил. Просил обязать МБУЗ «Ц», МОУ "С", орган местного самоуправления в срок до **.**.**** произвести лицензирование медицинской деятельности в МОУ «СОШ С». Признать незаконным бездействие МОУ «С» в части неприведения в рабочее состояние механической вентиляции пищеблока МОУ «С». Обязать МОУ «С» в срок до **.**.**** устранить нарушения законодательства, путем приведения в рабочее состояние механической вентиляции пищеблока МОУ «С». Представитель ответчика МОУ «С» - Корчажникова И.В., с исковыми требованиями прокурора согласилась, поддержала письменный отзыв, в котором указала, что во исполнение п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении лицензирования медицинской деятельности медицинского кабинета МОУ "С": в настоящее время набор помещений и медицинское оборудование медицинского кабинета приведены в соответствие с требованиями совместного приказа министерства здравоохранения Оренбургской области от 07.04.2009 № 830 и министерства образования Оренбургской области от 08.04.2009 № 01/20-508 «О порядке осуществления образовательного процесса в части охраны здоровья обучающихся в образовательных учреждениях Оренбургской области». Медицинскую деятельность в здравпункте МОУ "С" осуществляет фельдшер, являющийся штатным работником учреждения здравоохранения, поэтому соискателем лицензии выступает МБУЗ «Ц». В настоящее время совместно с лицензиатом в учреждении готовится пакет документов на рассмотрение областной лицензионной комиссии для лицензирования медицинской деятельности медицинского кабинета МОУ "С". Для исполнения требований п. 5.2. санитарных правил для предприятий общественного питания СанПиН 42-123-577-91 в МОУ "С" будет проведена замена нерабочей механической вентиляции пищеблока. В настоящее время изысканы средства для проведения данного мероприятия. Представитель ответчика МБУЗ «Ц» - Астафьев В.А., исковые требования признал. Суду показал, что в МОУ «С» медицинскую деятельность в здравпункте МОУ "С" осуществляет фельдшер, являющийся штатным работником учреждения здравоохранения, поэтому соискателем лицензии выступает МБУЗ «Ц». В настоящее время совместно с МОУ «С» подготовлен пакет документов, который передан на рассмотрение областной лицензионной комиссии для лицензирования медицинской деятельности медицинского кабинета МОУ "С". Лицензирование проводится на бесплатной основе. Предложенные прокурором сроки, для лицензирования обоснованные. Представитель ответчика органа местного самоуправления - Синицин В.М. исковые требования не признал. Суду пояснил, что медицинскую деятельность в здравпункте МОУ "С" осуществляет фельдшер, являющийся штатным работником учреждения здравоохранения, поэтому соискателем лицензии выступает МБУЗ Представитель третьего лица МУ "О" - Никитина Г.М. с иском прокурора согласилась. Суду пояснила, что в настоящее время медицинский кабинет МОУ «С» оснащен необходимым оборудованием. Поскольку медицинский работник состоит в штате МБУЗ «Ц» мероприятия по лицензированию будут завершены совместно с МБУЗ «Ц» в срок до **.**.****. Пакет документов подготовлен, направлен на согласование. Для выполнения мероприятий по приведению пищеблока в соответствие с требованиями законодательства выделены целевые средства из областного бюджета, привлечение средств органа местного самоуправления для приведения пищеблока в соответствие с требованиями не требуется, а также для лицензирования для лицензирования медицинской деятельности не требуется. Суд, заслушав мнение сторон, третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию. Согласно п. 3.1 СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.03.2008 № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2342-08», профилактические прививки проводятся в медицинских кабинетах детских дошкольных образовательных организаций, организаций общего, среднего специального и высшего образования, здравпунктах, либо гражданами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензий на медицинскую деятельность. Безопасность иммунизации обеспечивает руководитель организации. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, а также лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека. Судом установлено, что прокуратурой г. Медногорска проведена проверка антитеррористической защищенности образовательных учреждений города, в ходе которой установлено, что МОУ «С» является муниципальным образовательным учреждением, юридическим лицом, действующим на основании Устава. Учредителем данного образовательного учреждения является орган местного самоуправления». Проверка показала, что в МОУ "С", расположенной по адресу: ..., В нарушение вышеуказанных требований медицинский кабинет МОУ «С» не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, вследствие чего создается угроза жизни и здоровья воспитанников МОУ "С". Судом из представленных доказательств, пояснений сторон установлено, что медицинское обслуживание учащихся МОУ "С" осуществляется образовательным учреждением совместно с МБУЗ «Ц» на основании договора о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию учащихся от **.**.****. Медицинскую деятельность в здравпункте МОУ "С" осуществляет <данные изъяты>, являющийся штатным работником учреждения здравоохранения, поэтому соискателем лицензии выступает МБУЗ «Ц». Во исполнение п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении лицензирования медицинской деятельности медицинского кабинета школы: - в настоящее время набор помещений и медицинское оборудование медицинского кабинета МОУ «С» приведены в соответствие с требованиями совместного приказа министерства здравоохранения Оренбургской области от 07.04.2009 № 830 и министерства образования Оренбургской области от 08.04.2009 № 01/20-508 «О порядке осуществления образовательного процесса в части охраны здоровья обучающихся в образовательных учреждениях Оренбургской области». Судом установлено, что МБУЗ «Ц» и МОУ «С» подготовлен пакет документов, который передан на рассмотрение областной лицензионной комиссии для лицензирования медицинской деятельности медицинского кабинета МОУ "С". Судом установлено, что прокуратурой г. Медногорска в ходе проверки организации горячего питания учеников МОУ «С» установлено, что механическая вентиляция пищеблока МОУ "С" находится в нерабочем состоянии. Согласно требованиям п. 3.6 «СанПиН 2.4.5.2409-08, Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, технологическое оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудовать локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения в дополнение к общим приточно-вытяжным системам вентиляции. Согласно п. 12.2 вышеуказанных требований, в соответствии с которым параметры микроклимата производственных помещений, в том числе при использовании систем кондиционирования воздуха, систем вентиляции с механическим или естественным побуждением, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к микроклимату производственных помещений организаций общественного питания. Поскольку в МОУ «С» механическая вентиляция пищеблока находится в нерабочем состоянии, нарушается п. 5.2 санитарных правил для предприятий общественного питания. Согласно СанПиН 42-123-5777-91, утвержденных Минздравом СССР 19.03.1991, производственные помещения предприятий общественного питания должны быть оборудованы системами вентиляции. Ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает все юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Судом установлено, что МОУ «С» исковые требования в части допущенного бездействия по неприведению механической вентиляции пищеблока в рабочее состояние, признало. Суд учитывает, что МОУ «С» для исполнения требований п. 5.2. санитарных правил для предприятий общественного питания СанПиН 42-123-577-91 изысканы средства для проведения мероприятия по приведению механической вентиляции пищеблока в рабочее состояние, что подтвердили в судебном заседании как должностное лицо МОУ «С» Корчажникова И.В., так и представитель третьего лица МУ "О". Устранение вышеуказанных нарушений закона будет способствовать соблюдению прав и законных интересам учащихся и работников МОУ "С". В этой связи суд считает требования прокурора г. Медногорска об обязании МУЗ «Ц» и МОУ «С» произвести лицензирование медицинской деятельности в МОУ «С», расположенном по адресу: ..., в срок до **.**.****, а также о признании незаконным бездействия МОУ «С» в части неприведения в рабочее состояние механической вентиляции пищеблока МОУ «С» и возложении обязанности на МОУ «С» устранить нарушения законодательства, путем приведения в рабочее состояние механической вентиляции пищеблока МОУ «С», обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Предложенный прокурором срок для устранения выявленных нарушений в срок до **.**.**** является разумным, реальным для исполнения, поэтому учитывается судом при принятии решения. Вместе с тем, при разрешении требований прокурора к органу местного самоуправления о возложении обязанности на орган местного самоуправления произвести лицензирование медицинской деятельности в МОУ «С», суд считает, что требования прокурора к данному ответчику удовлетворению не подлежат, поскольку согласно действующего законодательства лицензирование деятельности медицинского работника, состоящего в штате МБУЗ «Ц», возложена на МБУЗ «Ц», при этом привлечение средств органа местного самоуправления для лицензирования деятельности не требуется. Поскольку прокурор был освобожден от оплаты госпошлины при подаче иска суд, суд приходит к выводу, что обязанность по оплате госпошлины подлежит возложению на МОУ «С». На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковые требования прокурора г. Медногорска к МБУЗ «Ц», органу местного самоуправления, МБУЗ "Ц" о понуждении к устранению нарушений законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности – удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие МОУ «С» в части неприведения в рабочее состояние механической вентиляции пищеблока МОУ «С». Обязать МОУ «С» в срок до **.**.**** устранить нарушения законодательства, путем приведения в рабочее состояние механической вентиляции пищеблока МОУ «С». Обязать МУЗ «Ц», МОУ «С» в срок до **.**.**** произвести лицензирование медицинской деятельности в МОУ «С». В удовлетворении исковых требований к органу местного самоуправления отказать. Взыскать с МОУ «С» государственную пошлину в доход государства в сумме * рублей. Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: подпись Справка: мотивированное решение изготовлено 10.10.2011.
г. Медногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУ «С», органу местного самоуправления, МБУЗ «Ц» о понуждении к устранению нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних,
г. Медногорска Горин С.В. исковые требования уточнил, указал, что медицинское обслуживание учащихся МОУ "С" осуществляется образовательным учреждением совместно с МБУЗ «Ц» на основании договора о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию учащихся № * от **.**.****. Просил привлечь к участию в деле в качестве ответчика МБУЗ «Ц».
«Ц». В настоящее время МБУЗ «Ц» и МОУ «С» подготовлен пакет документов для лицензирования, который передан на рассмотрение областной лицензионной комиссии для лицензирования медицинской деятельности медицинского кабинета МОУ "С". Поскольку лицензирование проводится на безвозмездной основе, привлечение средств органа местного самоуправления не требуется, в связи с чем, требования к органу местного самоуправления необоснованны.
..., имеется медицинский кабинет, предназначенный для оказания медицинских услуг учащимся МОУ "С".