Дело № 2-574/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Медногорск 05 октября 2011 года Медногорский городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Ермиловой О.М., с участием старшего помощника прокурора г. Медногорска Ганчарова Е.А., при секретаре Кердинской Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Медногорска обратился в суд с указанным выше иском, в котором указал, что на территории муниципального образования примерно ... расположена несанкционированная свалка отходов. Свалка представляет собой участок земли, размером, ориентировочно, ... кв.м, без твердого покрытия (асфальт, бетон и др.). на территории участка находятся места несанкционированного сбора мусора (места непосредственной разгрузки отходов из автотранспорта). Площадь захламленной территории составляет ... от общей площади несанкционированной свалки, на которой преимущественно размещены: отходы целлофана (ФККО 571 038 00 01 00 5); отходы упаковочного материала из бумаги и картона (ФККО 187102 00 01 00 0); прочие коммунальные отходы (ФККО 99000000 00 00 0). Органом местного самоуправления не принимаются надлежащие меры по ликвидации несанкционированной свалки, по предотвращению и снижению захламления прилегающих к свалке земель, не принимаются меры по устранению нарушений требований природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства, чем нарушаются конституционные права граждан (неопределенного круга лиц), проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституцией РФ. Прокурор г. Медногорска просит суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов; обязать орган местного самоуправления организовать работу по ликвидации несанкционированной свалки (полигона) твердых бытовых отходов, расположенной ..., в срок до **.**.****; обязать МУП "К" ликвидировать несанкционированную свалку (полигон) твердых бытовых отходов, расположенную на территории муниципального образования, примерно ..., в срок до **.**.****. В судебном заседании старший помощник прокурора г. Медногорска Ганчаров Е.А. уточнил исковые требования и просил обязать орган местного самоуправления в срок до **.**.**** организовать работу по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной ..., в срок до **.**.****, и обязать МУП "К" ликвидировать несанкционированную свалку (полигон) твердых бытовых отходов, расположенную на территории муниципального образования, примерно ..., в срок до **.**.****. Представитель ответчика, - органа местного самоуправления, С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против заявленного иска возражал, считает, что со стороны органа местного самоуправления отсутствует бездействие. Сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов на территории муниципального образования организованы должным образом. Имеется специализированная службы в лице ООО «М», которая с использованием специализированного транспорта осуществляет сбор и вывоз бытовых отходов. Кроме того, граждане и юридические лица обязаны самостоятельно, либо по договору со специализированной организацией вывозить ТБО исключительно на специализированный полигон – городскую свалку. Свалка в районе ... является стихийной, органу местного самоуправления не было известно о ее существовании. По ликвидации несанкционированных свалок в муниципальном образовании органом местного самоуправления ведется планомерная работа. В бюджете муниципальнго образования не предусмотрена статья расходов для ликвидации несанкционированных свалок. В **.**.**** утверждена целевая программа «О», в рамках которой предусмотрены мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, однако предусмотренные на данные цели средства **.**.**** уже исчерпаны. На **.**.**** уже запланированы мероприятия по ликвидации свалок на территории муниципалього образования. Мероприятия по ликвидации названной свалки могут быть запланированы лишь на **.**.****. Просил в иске отказать. Представитель ответчика – МУП "К", М. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласился, дополнительно пояснил, что в настоящее время отсутствует финансирование по ликвидации несанкционированных свалок в муниципальном образовании, при наличии средств, свалки будут ликвидированы. Суд, выслушав прокурора, представителей ответчиков, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему: Факт размещения на территории муниципального образования в районе ..., стихийной, несанкционированной свалки бытовых и строительных отходов подтвержден Справкой о результатах проведенной прокуратурой г. Медногорска проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды от **.**.**** с приложенными фотографиями, объяснениями старшего помощника прокурора г. Медногорска Ганчарова С.В., показаниями свидетеля – З. Ответчики в судебном заседании не оспаривали данного факта. В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п.п. 12, 24 ст. 7 Устава муниципального образовния, принятого решением представительного органа местного самоуправления от **.**.**** № *, к основным вопросам местного значения относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно п.п. 1.1, 2.2, 3.1 Устава МУП "К", данное предприятие создано в соответствии с распоряжением главы органа местного самоуправления от **.**.**** № *. Предметом деятельности предприятия, в числе других, является деятельность по благоустройству территории. Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Доводы представителей ответчика об отсутствии денежных средств на финансирование целевой программы «О», направленной на ликвидацию несанкционированных свалок на территории муниципального образования, а также по ведению планомерной работы органа местного самоуправления по ликвидации стихийных свалок на территории муниципального образования, суд не может признать обоснованными, поскольку указание на данные факты представителем ответчика в судебном заседании не подтверждено документально. Кроме того, установление судом данных фактов в судебном заседании не является юридически значимым обстоятельством и не может служить основанием к отказу в удовлетворении иска. Неисполнение органом местного самоуправления требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. На основании изложенного, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора г. Медногорска о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по непринятию мер к организации в установленным прядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов; о возложении на орган местного самоуправления обязанности организовать работу по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории муниципального образования, примерно ..., а также о возложении на МУП "К" обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, распложенную ... Учитывая объем мероприятий, необходимый для ликвидации несанкционированной свалки в районе ..., суд считает срок исполнения этой обязанности – до **.**.**** – обоснованным, а исковые требования прокурора г. Медногорска в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г. Медногорска удовлетворить. Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер к организации сбора, вывоза, утилизации и переработке твердых бытовых отходов. Обязать орган местного самоуправления организовать работу по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории муниципального образования, примерно ... в срок до **.**.****. Обязать МУП "К" ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории муниципального образования, примерно в ..., - в срок до **.**.****. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: подпись. Справка: мотивированное решение изготовлено 07.10.2011. Судья Медногорского городского суда О.М. Ермилова
г. Медногорска, в интересах неопределенного круга лиц, к органу местного самоуправления, МУП "К" о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и о понуждении к совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,