Дело № 2-569/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Медногорск 19 октября 2011 года Медногорский городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Н.А. Романенко, с участием помощника прокурора г. Медногорска Приказчиковой Е.В., представителя ответчика администрации МО г. Медногорск Синицина В.М., представителя ответчика МУП «КСК» Мовсисяна Н.С., при секретаре Бабенышевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Медногорска к администрации МО г. Медногорск, МУП «Коммунальный специализированный комбинат» о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным и понуждении к совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, У С Т А Н О В И Л: прокурор г. Медногорска Оренбургской области обратился в суд с указанным выше иском, в котором указал, что прокуратурой г. Медногорска с привлечением ... специалиста отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и экологии министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений проведена проверка соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании и эксплуатации свалок (полигонов) твердых бытовых отходов (далее – ТБО), расположенных на территории муниципального образования г. Медногорск. Проверкой установлено, что примерно в ... метрах на <данные изъяты> от дома № * по ул. ..., расположена несанкционированная свалка отходов. Данная свалка представляет собой участок земли размером ориентировочно ... кв.м. без твердого покрытия (асфальт, бетон и др.). На территории участка находятся места несанкционированного сбора мусора (места непосредственной разгрузки отходов из автотранспорта). Площадь захламленной территории составляет **% от общей площади несанкционированной свалки. На территории несанкционированной свалки преимущественно размещены: - отходы целлофана (ФККО 571038 00 01 00 5); - отходы упаковочного материала из бумаги и картона (ФККО 187102 00 01 00 0); - прочие коммунальные отходы (ФККО 99000000 00 00 0). Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст., данная свалка является несанкционированной, то есть территорией, не предназначенной для размещения на ней отходов. Согласно представленной ФГУ «Земельная кадастровая палата ...» информации, отвод данных земельных участков под свалку ТБО не оформлен. Данная свалка ТБО не находится на чьем-либо балансе и никем не обслуживается. Принимая во внимание, что указанная свалка функционирует без отвода земельного участка и соответствующих разрешений и согласования уполномоченных органов, в данном случае имеет место нарушение п. 1 ст. 1 Федерального закона «об отходах производства и потребления». Кроме того, территория, занятая под свалку, не отвечает требованиям ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН-42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». В частности, в нарушение действующего федерального законодательства не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, допущен сброс отходов производства и потребления на почву. Инвентаризация отходов, располагаемых на свалке, не производится, необходимая природоохранная документация отсутствует. Мониторинг по контролю состояния окружающей природной среды на территории объекта размещения отходов не осуществляется. Производственный контроль, включающий постоянное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, почвы, подземной воды в зоне возможного влияния несанкционированной свалки (качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям), предусмотренный Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2011 № 16, не осуществляется. Лимиты на размещение отходов, установленные в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, не установлены. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан. В результате, имеют место множественные нарушения требований федерального законодательства. Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на органы местного самоуправления возложены обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В то же время, администрацией муниципального образования г. Медногорск грубо нарушаются данные нормы законодательства, поскольку не принимаются надлежащие меры по ликвидации несанкционированной свалки, по предотвращению и снижению захламления прилегающих к свалке земель, не принимаются меры по устранению нарушений требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, допускаемые при эксплуатации свалок в целях предотвращения её негативного воздействия на окружающую природную среду. При этом нарушаются конституционные права граждан (неопределенного круга лиц), проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ, в связи с размещением и эксплуатацией свалки ТБО, которые отрицательно, негативно влияют на состояние атмосферного воздуха и земель г. Медногорска. Эксплуатация вышеуказанной свалки ТБО происходит по сегодняшний день, что является нарушением требований ст. 34 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой прекращение в полном объеме размещения, эксплуатации сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда. Прокурор просит суд: признать незаконным бездействие администрации МО г. Медногорск по непринятию мер к организации в установленном прядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов; обязать администрацию МО г. Медногорск организовать работу по ликвидации несанкционированной свалки (полигона) твердых бытовых отходов, расположенной примерно в ... метрах на <данные изъяты> от дома № * по ..., в срок до **.**.****; обязать МУП «КСК» ликвидировать несанкционированную свалку (полигон) твердых бытовых отходов, распложенной на территории МО ..., примерно в ... метрах на <данные изъяты> от дома № * по ... в срок до **.**.****. В судебном заседании помощник прокурора г. Медногорска Приказчикова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме, уточнила срок для устранения выявленных недостатков, указав срок до **.**.****. Представитель ответчика администрации МО г. Медногорск Синицин В.М. исковые требования не признал, пояснив, что со стороны администрации МО г. Медногорск отсутствует бездействие. Сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов на территории ... организованы должным образом. Имеется специализированная служба в лице ООО «М.», которое с использованием специализированного транспорта осуществляет сбор и вывоз бытовых отходов. Кроме того, согласно п. 11.11 – 11.14 Правил содержания и благоустройства территории ..., утвержденных Решением ... городского Совета депутатов от **.**.**** № * граждане и юридические лица обязаны самостоятельно, либо по договору со специализированной организацией вывозить ТБО исключительно на специализированный полигон – городскую свалку. Администрацией г. Медногорска не принималось решение об отводе земельного участка, расположенного примерно в ... метрах на <данные изъяты> от дома № * по ..., под размещение полигона ТБО. Данная свалка является стихийной (несанкционированной). Администрации города не было известно о существовании данной свалки. Администрация г. Медногорска не допускала сброс отходов на почву. Данный сброс осуществлен известным лицом – Б. По ликвидации несанкционированных свалок на территории МО г. Медногорск администрацией города ведется планомерная работа. Считает, что нельзя говорить о бездействии со стороны администрации. Указывает, что для защиты конституционных прав неопределенного круга лиц прокурору города необходимо было принять меры к Б., организовавшего данную свалку, обязать его устранить несанкционированную свалку, а также, привлечь Б. к административной ответственности. В бюджете МО г. Медногорск не предусмотрена статья расходов «Для ликвидации несанкционированных свалок». Постановлением главы администрации города от **.**.**** № * на 2011-2016 годы утверждена целевая программа «Отходы». В рамках этой программы предусмотрены мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, однако, средства, предусмотренные программой на эти цели в 2011 году в настоящее время исчерпаны. Кроме того, согласно нескольких решениям Медногорского суда, на 2012 год запланированы работы по ликвидации других несанкционированных свалок на территории МО г. Медногорск. Объем работ очень большой и для их выполнения требуются большие средства. Мероприятия по ликвидации данной свалки могут быть спланированы в рамках программы «Отходы», но не ранее чем на 2013 год. Дополнительно суду пояснил, что ранее администрацией МО г. Медногорск в августе 2011 года уже ликвидировалась свалка в данном районе, что подтверждается актом приема выполненных работ. Представитель ответчика администрации МО г. Медногорск Неженская А.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена. В судебное заседание представила письменный отзыв, в котором указала, что исковые требования в части признания бездействия органа местного самоуправления по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза и утилизации ТБО, не признает. Указала, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Их утилизация и переработка возложены в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона о местном самоуправлении 2003 г. на органы местного самоуправления муниципального района. Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Твердые и жидкие бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). Органы местного самоуправления устанавливают режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов. Земельный участок, расположенный примерно в ... метрах на северо-восток от дома № * по ..., где располагается сброс несанкционированных отходов, в 2011 году уже очищался по заданию администрации города организацией МУП «КСК». Выполнение данных работ подтверждается Актом о приемке выполненных работ и справкой о стоимости от **.**.****. Указанные работы производились в период с **.**.**** по **.**.****. Представитель ответчика МУП «КСК» Мовсисян Н.С., в судебном заседании исковые требованиями в части необходимости ликвидации свалки признал, в части признания бездействий администрации незаконными считал требования прокурора необоснованными. Суду пояснил, что администрацией г. Медногорск совместно с МУП «КСК» проводится планомерная работа по ликвидации несанкционированных свалок на территории .... В частности за последнее время было ликвидировано ... несанкционированных свалок на территории МО ..., на что администрацией г. Медногорска было выделено финансирование. Подтверждает, что согласно заданию администрации МО ... в июле-августе 2011 года участок в районе дома № * по ... уже очищался от несанкционированных отходов, что подтверждается актом выполненных работ. Он, как представитель МУП «КСК», присутствовал при проведении прокурорской проверки в районе дома № * по ..., был очевидцем действий гр. Б. - <данные изъяты>, который в присутствии сотрудников прокуратуры и Роспотребнадзора складировал на участке отходы из пустых пластиковых бутылок и картона, поясняя, что участок местности является местом его проживания. При наличии финансирования со стороны администрации меры по ликвидации несанкционированных свалок в ... будут приняты незамедлительно. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему. Факт размещения примерно в ... метрах на <данные изъяты> от дома № * по ..., несанкционированной свалки бытовых отходов подтвержден сведениями о проведенной прокуратурой г. Медногорска проверке санитарно-экологического состояния и благоустройства территории МО ... от **.**.**** с приложенными фотографиями, объяснениями помощника прокурора г. Медногорска. Не оспаривали данного факта и представители ответчиков. В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п.п. 12, 24 ст. 7 Устава МО ..., принятого решением ... городского Совета депутатов от **.**.**** № *, к основным вопросам местного значения относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах ...; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно п.п. 1.1, 2.2, 3.1 Устава муниципального унитарного предприятия «Коммунальный специализированный комбинат», данное предприятие создано в соответствии с распоряжением главы администрации ... от **.**.**** № * (официальное сокращенное наименование МУП «КСК»). Все имущество предприятия находится в муниципальной собственности МО .... Предметом деятельности предприятия, в числе других, является деятельность по благоустройству территории. Из муниципального контракта № * на выполнение работ для муниципальных нужд от **.**.**** установлено, что МУ администрация ... – Заказчик, поручило, а МУП «КСК» – Подрядчик, обязуется выполнить услуги по благоустройству МО ... в 2011 году. Начало работ с **.**.****, окончание работ **.**.****. При этом Подрядчик выполняет работы в соответствии с техническим заданием (приложение № *) и иной нормативной документацией, определяющей объем, содержание работ и предъявляемые к ним требования, а также условиям настоящего контракта. Согласно п. 4.1.1. названного Контракта, Исполнитель (МУП «КСК») обязан выполнять услуги по благоустройству МО ... в 2011 году в соответствии с «Правилами благоустройства муниципального образования ...», утвержденными решением городского Совета депутатов от **.**.**** № *, в соответствие с объемами и кратностью согласно техническому заданию (приложение № *), обеспечив их надлежащее качество, а также в соответствии с требованиями нормативных правовых и ненормативных актов Российской Федерации и ..., в том числе ГОСТов и СНиПов. Техническим заданием (приложение № *) предусмотрена «рекультивация стихийных мусорных свалок: ...», и «Другие виды непредвиденных работ». Согласно Акту выполненных работ № * от **.**.**** МУКП «КСК» в соответствии с договором подряда по заказу администрации МО г. Медногорск в период с **.**.**** по **.**.**** выполнило работы по благоустройству МО ..., в частности по позиции № * – демонтаж сараев на ..., вывоз мусора на ПБО. Представитель МУП «КСК» в судебном заседании подтвердил данные обстоятельства. Учитывая установленные по делу обстоятельства, то, что администрацией МО г. Медногорск принимались непосредственные меры по ликвидации несанкционированной свалки в указанном районе в июле 2011 года, оснований для признания незаконным бездействия администрации по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в районе дома № * по ..., не имеется. Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. На период проведения прокурорской проверки **.**.**** факт размещения примерно в ... метрах на <данные изъяты> от дома № * по ..., несанкционированной свалки бытовых отходов подтвержден, ответчиками не оспаривается. Согласно уведомлению ФБУ «Кадастровая палата» по ... межрайонный отдел № * от **.**.**** № * в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке с местоположением: ..., примерно в ... м. на <данные изъяты> от дома № * по .... Следовательно, указанная свалка функционирует без отвода земельного участка и соответствующих разрешений и согласования уполномоченных органов, чем нарушаются положения п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Доводы представителей ответчика об отсутствии денежных средств на финансирование целевой программы «Отходы», направленной на ликвидацию несанкционированных свалок на территории муниципального образования ..., а также по ведению планомерной работы органа местного самоуправления по ликвидации стихийных свалок на территории муниципального образования, не может признать обоснованными, поскольку установление судом данных фактов в судебном заседании не является юридически значимым обстоятельством и не может служить основанием к отказу в удовлетворении иска. Неисполнение администрацией МО г. Медногорск требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. На основании изложенного суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора г. Медногорска о возложении на администрацию МО г. Медногорск обязанности организовать работу по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной примерно в ... метрах на <данные изъяты> от дома № * по ..., в срок до **.**.****, а также о возложении на МУП «КСК» обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную примерно в ... метрах на <данные изъяты> от дома № * по ..., - в срок до **.**.****. Устанавливая срок для ликвидации данной несанкционированной свалки, предложенный прокурором, суд учитывает значительную площадь, занятую бытовым и строительным мусором, замусоренность земельного участка, значительные объемы работ для МУП «КСК» по ликвидации свалки, и не только в ... метрах на <данные изъяты> от дома № * по ..., но и в иных местах и сельских поселениях муниципального образования. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г. Медногорска удовлетворить частично. Обязать администрацию муниципального образования г. Медногорск организовать работу по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории МО ..., примерно в ... метрах на <данные изъяты> от дома ..., - в срок до **.**.****. Обязать МУП «Коммунальный специализированный комбинат» ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, распложенную примерно в ... метрах на <данные изъяты> от дома № * по ..., - в срок до **.**.****. В остальной части требований прокурора г. Медногорска отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий: подпись. Справка: мотивированное решение изготовлено 24.10.2011