Дело № 2-673/2011 решение по иску прокурора г. Медногорска к администрации муниципального образования, МУП `КСК` о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к соврешению действий по ликвидации несанкционированной свалки



Дело № 2-673/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 ноября 2011 года г. Медногорск

Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Г.М. Ивановой,

с участием старшего помощника прокурора г. Медногорска Ганчарова Е.А.,

при секретаре Бабенышевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Медногорска к администрации МО г. Медногорск, МУП «КСК» о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории муниципального образования в районе <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Медногорска Оренбургской области обратился в суд с указанным выше иском, в котором указал, что на территории муниципального образования, примерно <данные изъяты> расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, которая представляет собой участок земли размером ориентировочно ... кв. м без твердого покрытия. На этой территории преимущественно размещены: отходы из жилищ несортированные (4 класс опасности); отходы от сноса и разборки строений (4 класс опасности); отходы бумаги и картона незагрязненные (5 класс опасности); стеклянные отходы (5 класс опасности); отходы твердых сложных полиэфиров (5 класс опасности); отходы смести затвердевших разнородных пластмасс (4 класс опасности); мусор от бытовых помещений организаций не сортированный, за исключением крупногабаритного (4 класс опасности); обрезь натуральной чистой древесины (5 класс опасности).

Согласно информации, представленной ФГУ «З», отвод данного земельного участка под свалку твердых бытовых отходов не оформлен. Данная свалка ТБО не находится на чьем- либо балансе и никем не обслуживается.

Администрацией муниципального образования не принимаются надлежащие меры по ликвидации, данной несанкционированной свалки, по предотвращению и снижению захламления прилегающих к свалке земель, не принимаются меры по устранению нарушений требований природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства, чем нарушаются конституционные права граждан (неопределенного круга лиц), проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституцией РФ.

Прокурор г. Медногорска просил суд:

- признать незаконным бездействие администрации МО г. Медногорск по непринятию мер по организации в установленным порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов;

- обязать администрацию МО г. Медногорск организовать работу по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной <данные изъяты> в срок до **.**.****;

- обязать МУП «КСК» г. Медногорска ликвидировать указанную несанкционированную свалку в срок до **.**.****.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Медногорска Ганчаров Е.А. уточнил исковые требования и просил обязать администрацию МО г. Медногорск организовать работу по ликвидации указанной несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в срок до **.**.****, а МУП «КСК» г. Медногорска ликвидировать ее в срок до **.**.****.

Ответчик - администрация МО г. Медногорск, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Согласно представленному отзыву администрация города Медногорска исковые требования не признает, поскольку считает, что с ее стороны отсутствует бездействие по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Так заключен муниципальный контракт с МУП «КСК», в котором предусмотрена обязанность МУП «КСК» ликвидировать несанкционированные свалки. Администрации не было известно о существовании данной стихийной несанкционированной свалки. Согласно Постановлению администрации ... от **.**.**** № * на ... годы утверждена целевая программа «Отходы», в рамках которой предусмотрены мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, но средства, предусмотренные программой на цели в ... году в настоящее время исчерпаны. В связи с тем, что объем работ по ликвидации несанкционированных свалок большой, а на ... год такие работы уже запланированы, работа по ликвидации указанной свалки может быть спланирована в рамках программы «Отходы», не ранее чем на ... год. Просит суд в иске отказать.

Ответчик – МУП «КСК», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, письменный отзыв на иск не представил. С учетом мнения прокурора суд определил рассмотреть дело в отсутствие названного ответчика.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему:

Факт размещения на территории муниципального образования, примерно в 100 <данные изъяты> несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, подтвержден информационной справкой по результатам проверки от **.**.****, проведенной прокуратурой г. Медногорска совместно со <данные изъяты> отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и экологии Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений, <данные изъяты> по охране природы З., <данные изъяты> комитета по управлению имуществом Г., с приложенными схемой, фотографиями, объяснениями помощника прокурора г. Медногорска Ганчарова Е.А.

Не оспаривал данного факта и ответчик в лице администрации МО г. Медногорск в представленном суду отзыве.

В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, размещение мест захоронения отходов производства и потребления в границах водоохранных зон запрещается.

Согласно ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с п.п. 12, 24 ст. 7 Устава муниципального образования, принятого решением городского Совета депутатов от **.**.**** N 655, к основным вопросам местного значения относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах ...; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п.п. 1.1, 2.2, 3.1 Устава муниципального унитарного предприятия «КСК», данное предприятие создано в соответствии с распоряжением должностного лица органа местного самоуправления от **.**.**** № *. Все имущество предприятия находится в муниципальной собственности муниципального образования. Предметом деятельности предприятия, в числе других, является деятельность по благоустройству территории.

Из муниципального контракта № * на выполнение работ для муниципальных нужд от **.**.**** установлено, что МУ администрация г. Медногорска – Заказчик, поручило, а МУП "КСК" – Подрядчик, обязуется выполнить услуги по благоустройству муниципального образования в ... году. Начало работ с **.**.****, окончание работ **.**.****. При этом Подрядчик выполняет работы в соответствии с техническим заданием (приложение № *) и иной нормативной документацией, определяющей объем, содержание работ и предъявляемые к ним требования, а также условиям настоящего контракта.

Согласно п. 4.1.1. названного Контракта, Исполнитель (МУП "КСК") обязан выполнять услуги по благоустройству муниципального образования в **** году в соответствии с «Правилами благоустройства муниципального образования», утвержденными решением городского Совета депутатов от **.**.**** № *, в соответствие с объемами и кратностью согласно техническому заданию (приложение № *), обеспечив их надлежащее качество, а также в соответствии с требованиями нормативных правовых и ненормативных актов Российской Федерации и Оренбургской области, в том числе ГОСТов и СНиПов.

Техническим заданием (приложение № *) предусмотрена «рекультивация стихийных мусорных свалок: ....

Таким образом, судом установлено, что муниципальным контрактом № * от **.**.****, обязанность МУП "КСК" проводить рекультивацию (ликвидацию) стихийной мусорной свалки на территории муниципального образования, расположенной <данные изъяты>, не предусмотрена, в связи с чем, довод представителя администрации муниципального образования об отсутствии бездействия администрации по ликвидации указанной стихийной свалки не нашел своего подтверждения.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Неисполнение администрацией МО г. Медногорск требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Ликвидация названной выше стихийной свалки возможна, поскольку на территории муниципального образования имеются земельный участок с кадастровым № * с местоположением: ..., земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала ..., с разрешенным использованием: для размещения объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов, общей площадью ... кв. м, переданный в аренду ООО «М.» по договору № * от **.**.**** на срок по **.**.****, и земельный участок с кадастровым № * с местоположением: ..., район <данные изъяты>, с разрешенным использованием: для размещения полигона для утилизации твердых бытовых отходов, общей площадью ... кв. м, переданный в аренду ООО «М.» по договору № * от **.**.**** на срок по **.**.****.

На основании изложенного суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора г. Медногорска о признании незаконным бездействия администрации МО г. Медногорск по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на указанной территории муниципального образования; о возложении на администрацию МО г. Медногорск обязанности ликвидировать в срок до **.**.**** несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории муниципального образования примерно в <данные изъяты>.

Устанавливая срок для ликвидации указанной несанкционированной свалки, суд учитывает значительную площадь - ориентировочно ... кв. м, занятую бытовым и строительным мусором, значительные объемы работ для ликвидации свалок, и не только в указанном районе, но и в иных местах и сельских поселениях муниципального образования в ... году, а также и необходимость привести водоохранную зону <данные изъяты> в соответствие с требованиями Водного кодекса РФ.

Поскольку из муниципального контракта № * на выполнение работ для муниципальных нужд от **.**.**** установлено, что МУП "КСК" обязуется выполнить услуги по благоустройству муниципального образования в ... году, в том числе и работы по ликвидации несанкционированных свалок, и окончание этих работ предусмотрено контрактом **.**.****, исковые требования прокурора г. Медногорска в части возложения на МУП «КСК» обязанности ликвидировать указанную несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, в срок до **.**.**** удовлетворению не подлежат. На момент рассмотрения дела судом муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд, в том числе предусматривающий работы по ликвидации несанкционированных свалок, на ... год администрацией МО г. Медногорск не заключен.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Медногорск по непринятию мер к организации сбора, вывоза, утилизации и переработке твердых бытовых отходов на территории муниципального образования, примерно в <данные изъяты>.

Обязать администрацию МО г. Медногорск в срок до **.**.**** организовать работу по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории муниципального образования, <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований к МУП «Коммунальный специализированный комбинат» отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись

Справка: мотивированное решение изготовлено 29.11.2011.