Дело № 2-726/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Медногорск 24 ноября 2011 года Медногорский городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Ермиловой О.М., при секретаре Букреевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Медногорска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Медногорска, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просит суд признать не подлежащими применению п.п. <данные изъяты> постановления должностного лица органа местного самоуправления № * от **.**.**** «<данные изъяты>». В срок до **.**.**** обязать должностное лицо органа местного самоуправления внести соответствующие изменения в данное постановление. Заявлением мотивировано следующим. Прокуратурой г. Медногорска в порядке надзора проведена проверка законности правовых актов органов местного самоуправления, принятых органами местного самоуправления муниципального образования. Проверкой установлено, что постановлением руководителя органа местного самоуправления муниципального образования ... № * от **.**.**** утвержден порядок хранения, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС на территории муниципального образования. Согласно указанному постановлению, организациям и предприятиям необходимо выполнить ряд действий по количественному и качественному учету, а также учету наличия и состояния материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. (п.п.<данные изъяты>) Прокурор считает, что указанное постановление не соответствует требованиям закона и подлежит изменению, поскольку противоречит ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» статьям 11, 14 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Прокурор указывает, что согласно постановлению, заключение договоров с организациями допускается только на экстренную поставку отдельных видов ресурсов вместо их приобретения и хранения с организациями, имеющими эти ресурсы в постоянном наличии, а также на размещение и хранение местных резервов и материальных ресурсов. В постановлении не предусмотрено заключение договоров на выполнение ряда действий по количественному и качественному учету, а также учету наличия и состояния материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Поэтому исходя из данного постановления, часть мероприятий должны выполнить организации, предприятия, что противоречит действующему законодательству; организации и предприятия к выполнению данных мероприятий привлечены не как граждане на добровольной основе (о чем отсутствует соответствующее указание), а как коммерческие структуры; сотрудники органа местного самоуправления самоустранились от исполнения возложенных на них действующим законодательством обязанностей. Кроме того, в главе <данные изъяты> п.<данные изъяты> вышеназванного постановления конкретно не указаны случаи, когда вместо приобретения и хранении отдельных видов материальных ресурсов или части этих ресурсов допускается заключение договоров на экстренную поставку (продажу) с организациями, имеющими эти ресурсы в постоянном наличии за счет имеющегося финансового резерва. В главе <данные изъяты> п.<данные изъяты> не регламентирован порядок возмещения затрат организациям, осуществляющим на договорной основе ответственное хранение созданного местного резерва и не установлены размеры средств, предусмотренных в городском бюджете на создание резерва материальных ресурсов города. В главе <данные изъяты> п.<данные изъяты> не указан конкретный перечень первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения. В главе <данные изъяты> п.<данные изъяты> также отсутствует конкретный перечень первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения. В главе <данные изъяты> п.<данные изъяты> не указаны конкретные основания принятия решения должностным лицом органа местного самоуправления о проверке резервов материальных ресурсов. Указанные обстоятельства в соответствии с п. «а» ст. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 свидетельствует о наличии в данном правовом акте коррупциогенного фактора, а именно широта дискреционных полномочий – отсутствие и неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения. Прокурором города **.**.**** в адрес должностного лица органа местного самоуправления был принесен протест. **.**.**** прокурором города было получено письмо должностного лица органа местного самоуправления, согласно которому вышеназванный протест удовлетворен частично, перечислены изменения которые будут внесены. Соответствующее постановление о внесении изменений в ранее опротестованное постановление – отсутствует. Таким образом, прокурор считает, что со стороны органа местного самоуправления имеет место бездействие относительно исполнения возложенной на него обязанности об обязательном рассмотрении протеста прокурора, путем издания постановления о внесении изменений в постановление № * от **.**.****. В судебном заседании помощник прокурора г. Медногорска Приказчикова Е.В. заявленные требования уточнила, просила заменить должностное лицо органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается, на орган местного самоуправления муниципального образования. Признать бездействие органа местного самоуправления муниципального образования, выразившееся в непринятии мер по обязательному рассмотрению протеста прокурора, путем издания постановления о внесении изменений в постановление должностного лица органа местного самоуправления № * от **.**.**** « <данные изъяты>». Обязать орган местного самоуправления муниципального муниципального образования внести следующие изменения в постановление должностного лица органа местного самоуправления № * от **.**.**** « <данные изъяты>»: п.<данные изъяты> дополнить словами «на основе заключенных договоров»; в п.<данные изъяты> изложить порядок совершения органами местного самоуправления действий по возмещению затрат организациям, осуществляющим на договорной основе ответственное хранение созданного местного резерва; в п.<данные изъяты> – указать перечень конкретных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения; в п. <данные изъяты> – указать основания принятия решения должностным лицом органа местного самоуправления для проведения проверки. На удовлетворении уточненных требованиях настаивала. Дополнительно суду пояснила, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом. Представитель органа местного самоуправления муниципального образования Синицин В.М. против заявления возражал. Суду указал, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом. Полагает, что оспариваемое постановление не противоречит ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» статьям 11, 14 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», то есть принято в соответствии с законом, орган местного самоуправления не вышел за пределы своих полномочий при принятии данного документа и оспариваемый документ не повлек неправомерного нарушения прав и свобод граждан. Представитель органа местного самоуправления муниципального образования Зирюкин А.В. против заявления прокурора также возражал, считая требования необоснованными. Суд, заслушав помощника прокурора г. Медногорска, представителей органа местного самоуправления муниципального образования, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно абз. 3 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. Согласно пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»(с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г., 30 декабря 2008 г., 7 мая, 25 ноября 2009 г., 19 мая, 27 июля, 28, 29 декабря 2010 г.), органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Судом установлено, что постановлением должностного лица органа местного самоуправления № * от **.**.**** «<данные изъяты>» утвержден порядок хранения, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального муниципального образования. Исходя из п.<данные изъяты> порядка хранения, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, функции по созданию, использованию и восполнению местных резервов основных видов финансовых и материальных ресурсов возлагаются на отдел <данные изъяты> в отношении продовольствия и пищевого сырья, вещевого имущества; на <данные изъяты> в отношении медицинского имущества, медикаментов и перевязочных средств; <данные изъяты> в отношении средств индивидуальной защиты, средств связи, средств электроснабжения, финансовых средств; <данные изъяты> в отношении топлива и горюче-смазочных материалов, инструмента, коммунально-технических средств и строительных материалов, <данные изъяты> в отношении средств защиты растений и животных. Формирователи резерва ежегодно до **.**.**** формируют бюджетные заявки на выделение необходимых средств для закупки и поставки материальных ценностей. Согласно п. <данные изъяты> вышеуказанного порядка, местные резервы материальных ресурсов размещаются и хранятся на складах муниципальных предприятий и учреждений, так и на объектах организаций, специально предназначенных для их хранения и обслуживания, базах и складах промышленных, транспортных, сельскохозяйственных, снабженческо-сбытовых, торгово-посреднических и иных предприятий и организаций независимо от их форм собственности в соответствии с номенклатурой и объемами резерва материальных ресурсов города на основе заключенных договоров. Договор (контракт) является основным документом, определяющим права и обязанности сторон, и регулирует экономические. правовые, имущественные и организационные отношения между заказчиком и поставщиком. Анализируя оспариваемое постановление и приложение к нему в целом, суд приходит к выводу, что данный документ принят в соответствии с законом, то есть не противоречит законодательству Российской Федерации, орган местного самоуправления не вышел за пределы своих полномочий, то есть действовал в рамках своей компетенции, и оспариваемое решение не повлекло неправомерное нарушение прав и свобод граждан. В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. В судебном заседании установлено, что прокурор обратился в суд с заявлением о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, в защиту неопределенного круга лиц, при этом не указав, как в самом заявлении поданном в суд, так и в судебном заседании, какие конкретно права и свободы лиц, в защиту которых он обращается, нарушены оспариваемым актом. В соответствии с частями 1 и 4 статьи 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Таким образом, судом из изученных материалов дела бесспорно и достоверно установлено, что оспариваемое постановление является законным, права и свободы граждан принятием данного документа не были нарушены, поэтому оснований считать, что орган местного самоуправления бездействует, не удовлетворяя протест прокурора относительно внесения изменений в оспариваемое постановление, не имеется. Кроме того, по смыслу Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96. прокурор в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов местного самоуправления. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, ст.258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления прокурора г. Медногорска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о признании бездействия органа местного самоуправления муниципального образования, выразившемся в непринятии мер по обязательному рассмотрению протеста прокурора, путем издания постановления о внесении изменений в постановление должностного лица органа местного самоуправления № * от **.**.**** « <данные изъяты>»; обязании органа местного самоуправления муниципального образования внести следующие изменения в постановление должностного лица органа местного самоуправления № * от **.**.**** « <данные изъяты>»: п.<данные изъяты> дополнить словами «на основе заключенных договоров»; в п.<данные изъяты> изложить порядок совершения органами местного самоуправления действий по возмещению затрат организациям, осуществляющим на договорной основе ответственное хранение созданного местного резерва; в п.<данные изъяты> – указать перечень конкретных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения; в п. <данные изъяты> – указать основания принятия решения должностным лицом органа местного самоуправления для проведения проверки - отказать. Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: подпись Справка: мотивированное решения суда изготовлено 29 ноября 2011 года.