Дело № 2-718/2011 решение по иску прокурора г. Медногорска к администрации МО г. Медногорск о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения



Дело № 2-718/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13.12.2011 г. Медногорск

Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Галегузовой С.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора г. Медногорска Ганчарова Е.А.,

при секретаре Кердинской Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Медногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Медногорск о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Медногорска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Медногорский городской суд с указанным иском, в которых просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения.

В обоснование своих заявлений прокурор указал, что проведенной прокуратурой города проверкой по информации должностного лица полиции о несоответствии дорожных знаков требованиям ГОСТа установлено, что на территории города на ряде улиц на проезжей части имеются искусственные неровности.

В частности, искусственные неровности имеются на улице ... в районе дома № *, на улице ... в районе дома № *. Искусственные неровности (наплывные пешеходные переходы) снабжены знаком особого предписания 5.20 - «искусственная неровность». На одной стойке с данными знаками имеются запрещающие знаки 3.24 - «ограничение максимальной скорости», ограничивающие скорость движения транспортных средств до 20 км /ч.

В соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - ПДД), зона действия знака 3.24 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки.

Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков установлены ГОСТом Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

В соответствии с п. 5.4.22. указанного ГОСТа, знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости" применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке.

При ограничении скорости движения на опасных участках дороги (крутые повороты, необеспеченная видимость встречного автомобиля, сужение дороги и т.п.) зона действия знака должна соответствовать протяженности опасного участка.

Знак 3.24 с табличкой 8.2.1 перед искусственной неровностью устанавливают совместно со знаком 5.20 на одной опоре. Значение скорости, указываемое на знаке, должно соответствовать конструкции неровности.

В соответствии с п. 5.4.23. ГОСТа, для обозначения конца участка дороги, на котором вводились ограничения движения, соответственно знаками 3.20 применяется знак 3.25 "Конец ограничения максимальной скорости".

Как показала проверка, в нарушение указанных требований таблички, устанавливающей протяженность действия знака, ограничивающего скорость, а также знака отменяющего его действие на указанных участках дороги не имеется. В непосредственной близости от указанных знаков нет перекрестков. В результате допущенных нарушений участники дорожного движения - водители транспортных средств, без достаточных к тому оснований вынуждены ограничивать скорость движения до 20 км/ч на протяжении нескольких сотен метров до ближайшего перекрестка.

В то же время, п. п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскоФедерации» относит к вопросам местного значения городского округа дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог относит в том числе:

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения,

- осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения,

- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Учитывая вышеизложенное, допущенные нарушения свидетельствуют о том, что со стороны администрации МО г. Медногорск имеет место ненадлежащее исполнение возложенных полномочий в области дорожного движения в части оборудования искусственных неровностей дорожными знаками в соответствие с требованием действующего законодательства.

Просит признать незаконным бездействие администрации МО г. Медногорск, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений требований Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», а также ГОСТа Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» при оснащении искусственных неровностей расположенных на ул. ... в районе дома № *, а также на ул. ... в районе дома № * дорожными знаками.

Обязать, понудить администрацию МО г. Медногорск в срок до **.**.**** устранить нарушения требований Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», а также ГОСТа Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» установив на опорах со знаками 5.20 «Искусственная неровность» и 3.24, «Ограничение максимальной скорости» табличку 8.2.1 «Зона действия».

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Медногорска Ганчаров Е.А. уточнил заявленные требования в части срока устранения выявленных нарушений – до **.**.****, согласившись со сроком, который предлагает ответчик. В остальной части иск поддержал суду показал, что не согласен с доводом ответчика, то они не бездействовали, поскольку им не направлялись требования, протесты, предписания, указанный вопрос и ранее в * г. поднимался, эта проблема у всех на слуху, необходимость приведения знаков в соответствие с ГОСТами очевидна.

Представитель ответчика - администрации МО г. Медногорск в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия и отзыв на иск, согласно которому администрация города не возражает против требования прокурора в части установления на опорах со знаком 5.20 и 3.24 таблички 8.2.1, поскольку в соответствии с п. 5.4.22. ГОСТа Р 52289-2004 знак 3.24 с табличкой 8.2.1 перед искусственной неровностью устанавливают совместно со знаком 5.20 на одной опоре. Значение скорости, указываемое на знаке, должно соответствовать конструкции неровности. Однако не согласна со сроком, который прокурор просит установить до **.**.****. В данный срок невозможно выполнить указанные мероприятия так как необходимо выполнить ряд действий, связанных с изготовлением соответствующих ГОСТу знаков, выбору организации, которая будет непосредственно заниматься установкой знаков. Также производство работ по установке дорожных знаков усложняют неблагоприятные для этого погодные условия. Приступить к выполнению данных мероприятий будет возможно только на следующий финансовый * год, так как в * году денежные средства, предусмотренные на эти цели, исчерпаны.

На основании изложенного просит суд установить иной срок - до **.**.****.

Администрация МО г. Медногорска не согласна с требованиями прокурора о признании незаконным бездействия администрации города.

В администрацию города не поступали ни протесты, ни представления прокурора, ни предписания ГИБДД о том, на опорах со знаком 5.20 и 3.24 следует установить таблички 8.2.1. О том, что данный знак необходимо установить администрация не знала и узнала об этом только при проверке обоснованности данного требования, изложенного в исковом заявлении прокурора.

Представитель третьего лица - ОГИБДД МО МВД Росси «Кувандыкский» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представил заявление о том, что исковые требования прокурора поддерживает.

Суд с учетом мнения стороны на основании ст.ст. 113, 167 ч. 3 ГПК РФ определил: рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Кувандыкский».

Суд, выслушав старшего помощника прокурора г. Медногорска, изучив позицию ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, находит требования прокурора г. Медногорска законными и обоснованными по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорожное движение - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в ст. 13 Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.

В силу ст. 13 указанного закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Как следует из информации, направленной прокурору г. Медногорска **.**.**** должностным лицом полиции и фотографий с изображением участков дороги на ул. ... (район дома № *) и ул. ... (район дома № *), на указанных участках дороги имеются искусственные неровности, снабженные знаком особого предписания 5.20 - «искусственная неровность». На одной стойке с данными знаками имеются запрещающие знаки 3.24 - «ограничение максимальной скорости», ограничивающие скорость движения транспортных средств до 20 км /ч.

Согласно п. 3.24 Правил Дорожного Движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 "О Правилах дорожного движения", запрещается движение со скоростью (км/ч), превышающей указанную на знаке.

Зона действия знака 3.24 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки.

Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков установлены Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".

В соответствии с п. 5.4.22. указанного ГОСТа, знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости" применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке.

При ограничении скорости движения на опасных участках дороги (крутые повороты, необеспеченная видимость встречного автомобиля, сужение дороги и т.п.) зона действия знака должна соответствовать протяженности опасного участка.

Знак 3.24 с табличкой 8.2.1 перед искусственной неровностью устанавливают совместно со знаком 5.20 на одной опоре. Значение скорости, указываемое на знаке, должно соответствовать конструкции неровности.

В соответствии с п. 5.4.23. ГОСТа, для обозначения конца участка дороги, на котором вводились ограничения движения, соответственно знаками 3.20 применяется знак 3.25 "Конец ограничения максимальной скорости».

Как следует из материалов дела, в непосредственной близости от мест установки указанных знаков на ул. ... и ул. ... перекрестков нет.

В нарушение указанных требований, таблички, устанавливающей протяженность действия знака, ограничивающего скорость, а также знака отменяющего его действие на указанных участках дороги, не имеется, с чем ответчик не спорит.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 8.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:…

6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения.

Поскольку соблюдение требований ГОСТа при обеспечении безопасности дорожного движения является важной составляющей мерой дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, то администрация МО г. Медногорск в границах муниципального образования обязана осуществлять такие меры.

В соответствии с законом обеспечение безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, и для исполнения законов Российской Федерации направление протестов, предписаний в адрес администрации МО г. Медногорск не требуется, поскольку в силу положений Федерального Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» выполнение закона является не правом, а обязанностью местного самоуправления.

Поэтому довод ответчика о том, что администрация МО г. Медногорск не бездействовала, т.к. протестов, предписаний по данному вопросу не поступило, является надуманным.

Поэтому суд не находит законных оснований для удовлетворения данного довода ответчика, а исковые требования прокурора находит законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представитель органа местного самоуправления в целом не оспаривает перечень тех действий, которые необходимо выполнить администрации МО г. Медногорск для устранения нарушений закона в области безопасности дорожного движения. Их предложения по срокам выполнения таких действий суд признает убедительными.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Медногорска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Медногорск, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений требований Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», а также ГОСТа Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» при оснащении искусственных неровностей расположенных на ул. ... в районе дома № *, а также на ул. ... в районе дома * дорожными знаками.

Обязать администрацию муниципального образования г. Медногорск в срок до **.**.**** устранить нарушения требований Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», а также ГОСТа Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» установив на опорах со знаками 5.20 «Искусственная неровность» и 3.24, «Ограничение максимальной скорости» табличку со знаком 8.2.1 «Зона действия».

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд в течение 10 дней.

Судья: подпись Галегузова С.Ю.

Справка: мотивированное решение изготовлено 14.12.2011.