Дело № 2-09/2012 решение по иску Серлыбаевой Я,Б. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Медногорске о признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело № 2-09/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Медногорск 24 января 2012 года

Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Галегузовой С.Ю.,

с участием истца Серлыбаевой Я.Б.,

ее представителя Уткиной Т.В. (доверенность б/н от **.**.****),

представителей ответчика ГУ УПФ РФ Мокиной Н.Ю., Пыхтиной Т.А. (доверенности от **.**.****),

при секретаре Кердинской Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серлыбаевой Я.Б. к ГУ УПФ РФ о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Серлыбаева Я.Б. обратилась в Медногорский городской суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать решение ГУ УПФ РФ № * от **.**.**** недействительным частично. Обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы:

- с **.**.**** по **.**.**** - курсы повышения квалификации в период работы в должности <данные изъяты>;

- с **.**.**** по **.**.**** - курсы повышения квалификации в период работы в должности <данные изъяты>;

- с **.**.**** по **.**.**** - курсы повышения квалификации в период работы в должности <данные изъяты>;

Обязать ответчика включить в специальный стаж следующий период работы, исчислив его в льготном исчислении как * г. * мес.* дн.:

- с **.**.**** по **.**.**** - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в период работы в должности <данные изъяты>;

Обязать ответчика исчислить следующие периоды работы специального стажа в льготном исчислении как * лет * мес. * дн.

- с **.**.**** по **.**.**** ) - отпуск по беременности и родам в период работы в должности <данные изъяты>;

- с **.**.**** по **.**.**** - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в период работы в должности <данные изъяты>;

- с **.**.**** по **.**.**** - период работы в должности <данные изъяты>;

- с **.**.**** по **.**.**** - период работы в должности <данные изъяты>;

- с **.**.**** по **.**.**** - период работы в должности <данные изъяты>.

Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с **.**.****.

Заявленные требования мотивированы тем, что **.**.**** она обратилась в ГУ УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

**.**.**** ответчик рассмотрел ее заявление и приложенные к нему документы и вынес решение № *, которым в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у неё требуемого стажа.

Ответчиком специальный стаж истца определен в размере * лет * мес. * дней. С данным решением она не согласна, поскольку ответчик не включил в специальный стаж истца указанные выше периоды.

Так, нахождение на курсах повышения квалификации является её трудовой обязанностью, куда она направлялась на основании приказов работодателя. Во время нахождения на курсах она продолжала оставаться <данные изъяты>. За этот период ей производилось начисление заработной платы, из которой делались все соответствующие удержания, включая взносы в пенсионный фонд.

Ответчик необоснованно не включил в ее специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации в должности <данные изъяты> общей продолжительностью * л. * мес. * дн.

Ответчиком также не включен в ее специальный стаж период с **.**.**** по **.**.**** – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в период работы в должности <данные изъяты>.

Согласно справке № * от **.**.**** ей был предоставлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с **.**.**** по **.**.**** и далее без содержания по уходу до 3-х лет с **.**.**** по **.**.****. Таким образом, отпуск по уходу за ребенком ей был предоставлен до **.**.****.

В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев указанный выше период работы, по ее мнению, должен быть засчитан в специальный стаж в льготном исчислении.

Поэтому, периоды нахождения в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет в период работы в должности <данные изъяты>, должен быть засчитан в ее специальный стаж в льготном исчислении за * г. * мес. * дн. – * г. * мес. * дн.

Кроме того, она не согласна с тем, что ответчиком периоды работы с **.**.**** по **.**.**** , с **.**.**** по **.**.**** , с **.**.**** по **.**.**** – в должности <данные изъяты> засчитаны ответчиком в календарном, а не в полуторном исчислении. По мнению истца, данные периоды должны быть засчитаны в ее специальный стаж в льготном исчислении за * л. * мес.* дн. – * л. * м. * дн.

С учётом указанных выше периодов истец считает, что её специальный стаж на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии составлял * года * мес. * дней.

Истец Серлыбаева Я.Б. в судебном заседание исковые требования уточнила, просила суд признать решение ГУ УПФ РФ № * от **.**.**** недействительным частично. Обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы, указанные в исковом заявлении.

Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с **.**.****.

Дополнительно суду показала, что с **.**.**** в ее работе ничего не изменилось. Она как выполняла обязанности <данные изъяты>, так и продолжала это делать после изменения закона с * г. При этом полагала и всегда считала, что выполняет не просто льготную работу, а особо опасную для здоровья: ей за это платили дополнительную плату, она всегда была подвержена риску от работы с больными. Не ее вина, что работодатель не внес изменения в трудовые книжки в связи с изменением законодательства.

Представитель истца Уткина Т.В. уточненные исковые требования Серлыбаевой Я.Б. поддержала.

Представители ответчика – ГУ УПФ РФ Пыхтина Т.А., Мокина Н.Ю. исковые требования не признали в полном объеме, представили суду отзыв на исковое заявление, в котором указано следующее.

Серлыбаева Я.Б. **.**.**** обратилась в ГУ УПФ РФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальным учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа.

Периоды нахождения Серлыбаевой Я.Б. на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с - **.**.**** по **.**.**** (в должности <данные изъяты> "М") не подлежат зачёту в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, так как в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, утверждённых Постановлением правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в специальный стаж, засчитываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выполняемой в течение полного рабочего дня. Кроме того, в соответствии с выше названными правилами, в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, а также ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска. Включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено.

Если обратиться к ранее действовавшему законодательству, то в соответствии с ч. 2 ст. 88 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего до 01.01.2002 под специальным стажем понималась суммарная продолжительность определённой трудовой деятельности, с учётом которой назначалась пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

В п. 5 Разъяснения Минтруда Россия от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утверждённого постановлением Минтруда России от 22.05.1996 № 29, указано, что в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодные оплачиваемые отпуска, включая дополнительные. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, не могли быть включены в подсчёт стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет и по ранее действовавшему законодательству.

Оспариваемые истцом периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с **.**.**** по **.**.**** в должности <данные изъяты> и периоды нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет с **.**.**** по **.**.**** в должности <данные изъяты> засчитаны в её стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в календарном исчислении.

Порядок исчисления стажа медицинских работников на 31.12.2001 регулировался постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066. Пунктом 3 названого постановления установлено, что в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённых Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. Пунктом 2 Постановления от 06.09.1991 № 464 льготное исчисление стажа 1 год 6 месяцев было предусмотрено за 1 год работы в должностях и подразделениях хирургического профиля.

Таким образом, названным нормативным правовым актом установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы. Периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет должны включаться в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном порядке на основании того, что периоды нахождения в этих отпусках по своей правовой природе не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В оспариваемые периоды сохраняются только трудовые отношения, а сам факт работы в должности и в учреждении хирургического профиля отсутствует.

Что касается спорного периода нахождения Серлыбаевой Я.Б. в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет с **.**.**** по **.**.**** в должности <данные изъяты>, то указанный период не засчитан в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, ни в календарном, ни в льготном исчислении и не подлежит зачёту истцу в такой стаж, поскольку по действовавшему законодательству период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком включается в стаж, с учётом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, но только до 06.10.1992, то есть до вступления в силу закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодексе законов о труде РФ» (пункт 21 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5).

Периоды работы Серлыбаевой Я.Б. с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в должности <данные изъяты> засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в календарном исчислении.

Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 (в редакции постановления Правительства РФ от 20.03.2000 № 240), применяемыми за период с 01.11.1999, Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой по старости в соответствии со ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 предусмотрено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложения, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год 6 месяцев. Этот перечень является исчерпывающим.

Таким образом, годы работы Серлыбаевой Я.Б. в должности <данные изъяты> нельзя засчитывать в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении. Поэтому периоды работы Серлыбаевой Я.Б. в должности <данные изъяты> могут быть включены в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в календарном исчислении.

По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, составляет * лет * месяцев * дней, требуемый стаж 30 лет. Просят в иске Серлыбаевой Я.Б. отказать.

Свидетель М. суду показала, что всем <данные изъяты> выплачивалось *% за вредность на основании приказа Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377. Поэтому за вредность <данные изъяты> получали *%, независимо от названия их должности. Указанное распределение происходило по ежегодному приказу должностного лица "М". Поэтому это было не совместительство, а фактическое выполнение обязанностей <данные изъяты>.

Свидетель Л. суду показала, что в условиях "М" никогда не было отделения <данные изъяты>. Было распределение процентов за вредность, распределялось на всех <данные изъяты> поровну приказом должностного лица. При этом особых, специальных требований при исполнении обязанностей <данные изъяты> не требовалось: они имели тот же диплом, проходили курсы повышения квалификации. Серлыбаева также выполняла обязанности <данные изъяты>.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела **.**.**** Серлыбаева Я.Б. обратилась в ГУ УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицо, осуществляющее лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа.

Решением начальника ГУ УПФ РФ от **.**.**** № * Серлыбаевой Я.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемого стажа. Заявление Серлыбаевой Я.Б. рассмотрено в рамках постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П.

Согласно указанному решению Серлыбаевой Я.Б. засчитаны в льготном исчислении (1 г. за 1,6 г.) периоды работы в должности <данные изъяты> в период с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, в должности <данные изъяты> с **.**.**** по **.**.****, в должности <данные изъяты> с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в должности <данные изъяты>, всего * л. * м. * дн.

А также засчитаны в календарном исчислении периоды нахождения в отпуске по беременности и родам в период работы в должности <данные изъяты> с **.**.**** по **.**.****; отпуск по уходу за ребенком в период работы в должности <данные изъяты> с **.**.**** по **.**.****; нахождение в отпуске по беременности и родам в период работы в должности <данные изъяты> с **.**.**** по **.**.****; отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в период работы в должности <данные изъяты> с **.**.**** по **.**.****; в должности <данные изъяты> с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, всего * л. * м. * дн.

По представленным документам, согласно указанному решению, продолжительность стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости на **.**.****, составила * л. * м. * дн., требуется 30 лет.

В специальный стаж истца Серлыбаевой Я.Б. указанным решением не засчитаны следующие периоды работы (в рамках постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-п):

- с **.**.**** по **.**.**** - курсы повышения квалификации в период работы в должности <данные изъяты>;

- с **.**.**** по **.**.**** - курсы повышения квалификации в период работы в должности <данные изъяты>;

- с **.**.**** по **.**.**** - курсы повышения квалификации в период работы в должности <данные изъяты>;

- с **.**.**** по **.**.**** - отпуск по уходу за ребенком до 3 лет в период работы в должности <данные изъяты>.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Из трудовой книжки истца Серлыбаевой Я.Б. следует, что **.**.**** Серлыбаева Я.Б. была принята на работу <данные изъяты> в "М"; **.**.**** переведена <данные изъяты>.

**.**.**** она вновь принята в "М" <данные изъяты>, **.**.**** переведена <данные изъяты>, **.**.**** переведена <данные изъяты>.

**.**.**** Серлыбаева Я.Б. была уволена в соответствии с медицинским заключением.

Согласно справке № * от **.**.****, уточняющей особый характер работы, выданной "М", Серлыбаева Я.Б. работала полный рабочий день на 1 ставку в "М" в должности <данные изъяты> с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.****; с **.**.**** по **.**.****; с **.**.**** по **.**.****.

Оспариваемым решением не дана оценка пенсионных прав истца на досрочную пенсию по старости по периодам работы в должности <данные изъяты> в период с **.**.**** по **.**.****. По указанному периоду истец заявляет требование о включении его в специальный стаж. Между тем справку работодателя, уточняющий характер работы, сведения о характере работы за этот период истец суду не представила. Должность <данные изъяты> не внесена в Список, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости ни ранее действующим постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, ни постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999.

Поэтому указанный период не может быть включен в специальный стаж.

С **.**.**** по **.**.**** истец находилась в отпуске по беременности и родам в период работы в <данные изъяты>, а также с **.**.**** по **.**.**** в отпуске по беременности и родам в период работы в должности <данные изъяты>. Указанные периоды включены истцу в специальный стаж для назначении пенсии в календарном исчислении при том, что до ухода в указанные отпуска истец работала в должности <данные изъяты>, которые включены ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении.

Довод стороны ответчика о включении этого периода в календарном исчислении строится на том, что нормативным правовым актом (постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, Списком, утверждённых Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464) установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы в должностях и учреждениях в отделениях <данные изъяты> профиля.

Указанный период подлежит включению истцу в специальный стаж в льготном исчислении как * л. * м. * дн., т.к. ему предшествовала работа, включенная ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в порядке, определенном пунктом 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6, листок нетрудоспособности.

В соответствии с п. 5 Правил от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Таким образом, пенсионное законодательство признает спорный период подлежащим включению в стаж, как период временной нетрудоспособности.

Период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет во время работы в должности <данные изъяты>**.**.**** по **.**.****) подлежит включению в специальный стаж истца в льготном исчислении как * г. * мес. * дн. по тем основаниям, что данному отпуску предшествовала работа, учтенная ПФ в специальный стаж истца в льготном исчислении. Этот отпуск предоставлен истцу в период работы в должности <данные изъяты>, подлежащего включению в льготном исчислении.

Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет истцу предоставлен в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22.01.1981 N 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" и Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6.07.1982 N 156/10-30 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет", приравнивающими периоды отпуска по уходу за ребенком к периодам работы.

Относительно требования о включении в специальный стаж в календарном исчислении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 л. в период работы в должности <данные изъяты>**.**.**** по **.**.***** л. * мес. * дн.), то суд установил, что истец просит включения данного периода в календарном исчислении.

Ответчик указанный период, в т.ч. с **.**.****, не включил истцу в специальный стаж с указанием на то, что по действовавшему законодательству период нахождения женщины в отпуске по уходе за ребенком включается в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, но только до **.**.****, т.е. до вступления в силу Закона от 25.09.1992 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР).

По аналогичным основаниям ответчиком включен период нахождения истца в календарном (вместо льготного) исчислении с **.**.**** по **.**.**** - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 л в период работы в должности <данные изъяты>, и не включен в специальный стаж в льготном исчислении (лишь в календарном) отпуск по уходу за ребенком до 3 л. в период работы в должности <данные изъяты> с **.**.**** по **.**.**** (как * г. * м. * дн).

Из архивной справки "М" № * от **.**.**** следует, что в документах архивного фонда "М" в приказах должностного лица за * г. записано: Серлыбаевой Я.Б. – <данные изъяты> предоставить частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с **.**.**** по **.**.****. И далее без содержания по уходу до 3-х лет с **.**.**** по **.**.**** (приказ № * от **.**.****).

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Абзацем 4 п. 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» предусмотрено, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 предусматривает, что у граждан РФ сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

В постановлении Конституционного Суда от 29.01.2004 № 2-П РФ указывается на то, что периоды работы до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях» подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим на 01.01.2002.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев период работы истца в должности <данные изъяты> подлежит льготному исчислению.

Ответчик оспаривает законность требований истца о включения в стаж осуществления деятельности периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, со ссылкой на возможность включения данного отпуска только до исполнения ребенку 1,5 лет на основании п. 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 23/24-11. Кроме того, по мнению ответчика, отпуска по уходу за ребенком как до 1,5 лет, так и до 3 лет должны иметь место до 06.10.1992 (до момента вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ").

Суд находит эти доводы необоснованными.

На основе полного и правильного анализа действовавших в спорный период нормативных актов, касающихся предоставления женщинам дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, суд приходит к выводу о наличии оснований для зачета в целом отпуска по уходу за ребенком, начавшегося до **.**.**** и продолжившегося после **.**.****, в стаж работы по специальности для назначения пенсии на льготных условиях.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста 3 лет) у истца начался до **.**.**** - в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, в стаж, дающий право на досрочную пенсию, подлежит включению в льготном исчислении период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 л. с **.**.**** по **.**.**** (как * г. * мес. * дн.), а с **.**.**** по **.**.**** (* л. * мес. * дн.) - отпуск по уходу за ребенком до 3 лет – в календарном исчислении, как того требует истец.

Относительно периодов работы истца в должности <данные изъяты> с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, то указанные периоды включены истцу в специальный стаж в календарном исчислении, однако с этим не согласна истец Серлыбаева Я.Б., показавшая, что хотя с 01.11.1999 изменились Списки, ее функциональные обязанности по сравнению с теми, что она выполняла ранее, работая <данные изъяты>, не изменились, она фактически выполняла обязанности <данные изъяты>. Работодатель не внес исправления в трудовые книжки в этот период, не привел в соответствие со Списком должности, и ее вины в этом нет. При выполнении опасных для здоровья условий труда работодатель выплачивал ей повышенный оклад (сверх утвержденных приказом Минздрава РФ) до * %.

Данное суждение истца подтверждается показаниями свидетелей, а также материалами дела.

Так, согласно трудовой книжке истца **.**.**** она переведена <данные изъяты>. После этой даты вплоть до увольнения **.**.**** каких-либо сведений о переводе ее в другое отделение, на другую должность нет. ГУ УПФ периоды работы в должности <данные изъяты> с **.**.**** по **.**.**** включает в специальный стаж истца в льготном исчислении.

Согласно трудовой книжке истца, решению ГУ УПФ, справке, уточняющей характер работы, <данные изъяты> Серлыбаева Я.Б. работала в период с **.**.**** по **.**.****. Между тем период работы с **.**.**** до **.**.**** ГУ УПФ включен в специальный стаж истца в льготном исчислении, независимо от наименования профессии.

Личная карточка формы № Т-2 также содержит сведения о том, что с * г. Серлыбаева Я.Б. работала <данные изъяты>. После этой даты записей о том, что она переведена на другую должность и занималась другими обязанностями, нет.

Как следует из должностной инструкции на * г., утверждённой приказом "М", ею определены должностные обязанности <данные изъяты>.

Указанное свидетельствует о том, что должностные обязанности <данные изъяты> не отличались, т.к. не разграничивались по обязанностям. Это обстоятельство подтверждено кроме должностной инструкции показаниями свидетеля М.

В соответствии с приказом Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999 был разработан Перечень учреждений и должностей, работа в которых дает право на повышенные оклады в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, которым доплачивались стимулирующие и компенсационные выплаты. К таким учреждениям отнесены <данные изъяты> всех профилей стационаров - им доплачивалось *% (п. 1.9). А также указаны учреждения с особо опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа в которых давала право на повышенные оклады в размере - *%.

Во исполнение указанного приказа главой органа местного самоуправления **.**.**** утверждено распоряжение № 199-р «О порядке определения разрядов оплаты труда и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам муниципальных учреждений здравоохранения», где приведены основания выплаты таких же повышенных окладов.

О том, что Серлыбаева Я.Б, указанные доплаты в размере *% получала реально, свидетельствует выписка из лицевых счетов за период работы с * по * г. и архивная справка от **.**.**** "М".

Если бы Серлыбаева Я.Б. работала только как <данные изъяты>, она бы получала указанные доплаты в размере только *%. Как следует из лицевых счетов и архивной справки "М" ей - <данные изъяты> - выплачивалась вредность (доплата стимулирующего и компенсационного характера) и в т.ч. в период с **.**.****.

Таким образом, выполняемая истцом работа в качестве <данные изъяты> в спорные периоды с **.**.**** по **.**.**** сопоставима с работой <данные изъяты>, которую она фактически выполняла в спорные периоды.

Данные периоды подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении.

Относительно периодов нахождения на курсах повышения квалификации, то указанные периоды (**.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****), которые ответчик не включил в специальный стаж, то в эти периоды истец работала в должности <данные изъяты>.

На курсах повышения квалификации истица находилась в период работы в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них истица работала полный рабочий день.

В соответствии с требованиями ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, приказа Минздрава РФ от 09.08.2001 N 314 "О порядке получения квалификационных категорий", повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, имевшие место с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****. с **.**.**** по **.**.**** подлежат включению в специальный стаж истца на основании ст. 112 КЗоТ РФ и ст.ст. 187, 196 ТК РФ (действовавших в спорные периоды) в льготном исчислении, поскольку за работником в указанный период сохраняется как место работы, так и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Из сохраненной заработной платы истицы производились все удержания, в т.ч. в Пенсионный фонд.

Таким образом, нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности со ссылкой на п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовой пенсии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 и п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Правительством РФ от 29.10.2002 N 781, отсутствуют.

Обучение Серлыбаевой Я.Б. на курсах повышения квалификации в оспариваемые периоды являлось необходимым условием для её работы в должности <данные изъяты>. На указанных курсах повышения квалификации Серлыбаева Я.Б. находилась неоднократно.

В периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации за ней сохранялось её место работы, должность, средняя заработная плата, в эти периоды работодатель производил за неё страховые взносы. Об этом свидетельствует справка "М" № * от **.**.****. Согласно этой же справке, на указанные курсы Серлыбаева Я.Б. направлялась на основании приказов должностного лица. Ответчик это обстоятельство не оспаривает.

Согласно свидетельству № * к диплому № * о прохождении курсов повышения квалификации истец Серлыбаева Я.Б. в оспариваемые периоды прошла указанные курсы.

Для профессии <данные изъяты> в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что периоды нахождения Серлыбаевой Я.Б. на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в должности <данные изъяты> подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении, поскольку работа, которую она выполняла непосредственно перед направлением на указанные курсы, частично включена ПФ и подлежат выключению решением суда в льготном исчислении.

Таким образом, с учетом включенных ГУ УПФ в специальный стаж истца периодов работы продолжительностью * л. * мес. * дн., подлежащих включению в специальный стаж в календарном исчислении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с **.**.**** по **.**.****; включению в льготном исчислении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет**.**.**** по **.**.****), перерасчету в льготном исчислении периода нахождении в отпуске по беременности и родам (с **.**.**** по **.**.****); перерасчете периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с **.**.**** по **.**.**** в льготном исчислении, перерасчете периода нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении в период с **.**.**** по **.**.****, а также перерасчету в льготном исчислении отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с **.**.**** по **.**.****, включении в льготном исчислении курсов повышения квалификации, без перерасчета в льготном исчислении периода работы с **.**.**** по **.**.**** в должности <данные изъяты> специальный стаж истца составит * л. * м. * дн., а с перерасчетом указанного периода в льготном исчислении составит около * л.

Таким образом, на день обращения с заявлением о назначении пенсии по старости на **.**.**** продолжительность стажа истца, дающего ей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, составит более 30 лет.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в части.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Серлыбаевой Я.Б. к ГУ УПФ РФ о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии – удовлетворить частично.

Признать решение ГУ УПФ РФ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от **.**.**** № * не соответствующим закону частично.

Обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы Серлыбаевой Я.Б.

**.**.**** по **.**.**** – отпуск по уходу за ребенком до 3 лет в период работы в должности <данные изъяты> в календарном исчислении;

- с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** – курсы повышения квалификации в период работы в должности <данные изъяты> в льготном исчислении;

- с **.**.**** по **.**.**** - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в период работы в должности <данные изъяты> в льготном исчислении.

Обязать ответчика зачесть следующие периоды ее специального стажа в льготном исчислении:

**.**.**** по **.**.**** - отпуск по беременности и родам в период работы в должности <данные изъяты>;

**.**.**** по **.**.**** - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в период работы в должности <данные изъяты>;

**.**.**** по **.**.**** – отпуск по беременности и родам в период работы в должности <данные изъяты>;

**.**.**** по **.**.**** - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в период работы в <данные изъяты>;

**.**.**** по **.**.**** , с **.**.**** по **.**.**** , с **.**.**** по **.**.**** - период работы в должности <данные изъяты>.

Обязать ответчика назначить Серлыбаевой Я.Б. досрочную трудовую пенсию по старости с **.**.****.

В остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Справка: мотивированное решение изготовлено 27.01.2012.