Дело № 2-67/2011 решение по заявлению прокурора г. Медногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления



Дело № 2-67/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04.02.2011 г. Медногорск

Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Галегузовой С.Ю.,

с участием помощника прокурора г. Медногорска Епанченцевой И.В.,

представителя администрации г. Медногорска Синицина В.М.,

при секретаре Кердинской Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора г. Медногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Медногорска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Медногорский городской суд с вышеуказанным заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, в котором просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в не обнародовании сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и сведений о фактических затратах на их денежное содержание; обязать орган местного самоуправления в срок до **.**.**** довести до сведения граждан информацию о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и сведения о фактических затратах на их денежное содержание.Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой города в рамках осуществления надзора за соблюдением бюджетного законодательства и Федерального закона «О противодействии коррупции» в органах местного самоуправления проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 3,7 Федерального закона
№ 273 –ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов, в т.ч. органов местного самоуправления.

В соответствии с разделом 3 Национального плана «Противодействия коррупции», утвержденного Президентом Российской Федерации от **.**.****, осуществление комплекса мер, направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере включает в себя механизм контроля за выполнением публичных функций органами местного самоуправления.

Одним из эффективных способов доступа граждан к информации о деятельности муниципальных служащих является обнародование указанной информации.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

В нарушение указанных норм и государственной политики, орган местного самоуправления не обеспечил обнародование информации о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание.

В рамках проведенной проверки установлено, что в соответствие с п. 5 ст. 54 Устава муниципального муниципального образования сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Однако информация о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание не обнародовалась.

В нарушение указанных требований, законов, органы местного самоуправления препятствуют формированию объективного мнения населения о работе органов местного самоуправления.

Прокуратура города Медногорска обратилась в суд в интересах граждан, проживающих на территории муниципального образования, т.к. жители города, т.е. налогоплательщики, имеют право знать, на что расходуются уплаченные им налоги и сборы.

В ходе рассмотрения гражданского дела помощник прокурора г. Медногорска Епанченцева И.В. требования уточнила, просила признать незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и сведений о фактических затратах на их денежное содержание; обязать орган местного самоуправления в срок до **.**.**** опубликовать в газете «М.» сведения за **.**.**** о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и сведения о фактических затратах на их денежное содержание.

Дополнительно суду показала, что указанным бездействием нарушаются права граждан г. Медногорска - налогоплательщиков на получение информации о том, куда расходуются уплаченные ими налоги и сборы.

Представитель ответчика - Синицин В.М. возражал относительно указанного требования к органу местного самоуправления, представив суду письменный отзыв на иск, согласно которому на официальном сайте муниципального образования
г. Медногорск регулярно размещается информация о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и сведения о фактических затратах на их денежное содержание.

Орган местного самоуправления в виду невозможности опубликования данной информации в официальном источнике опубликования нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, обнародует эту информацию возможными способами, а именно на официальном сайте.

Таким образом, находит требования прокурора о признании бездействия органа местного самоуправления и обязывании его к доведению до сведения граждан информации по данному заявлению не обоснованы.

Дополнительно суду показал, что официальный сайт органа местного самоуправления действует с **.**.****. Не оспаривается, что орган местного самоуправления должен в официальном источнике опубликовывать эти данные. Он считает, что в данном случае должны быть размещены не сведения, а отчёт. До **.**.**** они не могут опубликовать данную информацию, т.к. отчёт о расходах не утвержден Министерством финансов Оренбургской области и городским Советом. Это случится не ранее **.**.****. Ответ за **.**.**** они не опубликовали, в т.ч. на сайте.

Суд, заслушав стороны, изучив представленные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий орган в порядке подчиненности органу государственной власти, орган местного самоуправления, к должностном улицу или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Суд установил, что предметом обжалования в настоящем судебном заседании явилось бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в не опубликовании в официальном издании сведений о численности муниципальных служащих местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и сведений о фактических затратах на их денежное содержание.

В силу ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора.

В соответствии с требованиями ст. 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», основными принципами муниципальной службы являются, в том числе доступность информации о деятельности муниципальных служащих.

Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона № 273 –ФЗ от 25.12.2008
«О противодействии коррупции», основными принципами противодействия коррупции в Российской Федерации являются законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции», одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно Указу Президента РФ № 460 от 13.04.2010 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» Национальный План противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31.07.2008
№ Пр-1568, изложен в новой редакции.

Согласно разделу 2 указанного Плана осуществление комплекса мер, направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере, включает в себя детализацию механизма контроля за выполнением публичных функций, в т.ч. органами местного самоуправления муниципальных образований; соблюдение прав и интересов граждан и организаций, включая введение административных регламентов по каждой из таких функций и системы оценки качества их выполнения; реализацию системы мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата и включающих в себя реализацию прав граждан на получение достоверной информации; создание системы контроля деятельности, в т.ч. муниципальных служащих.

Одним из эффективных способов доступа граждан к информации о деятельности муниципальных служащих является обнародование указанной информации.

В силу с ч. 6 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Указанная норма закона возлагает на органы местного самоуправления обязанность официально опубликовывать ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание.

Согласно решению городского Совета депутатов № * от **.**.**** утверждено Положение о печатном средстве массовой информации муниципального образования, каковым является газета «Медногорский рабочий».

Согласно ст. 54 п. 5 Устава муниципального образования сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежит официальному опубликованию.

Установлено, что на официальном сайте органа местного самоуправления за **.**.**** опубликован отчёт о расходах и численности работников органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований.

По мнению представителя органа местного самоуправления именно в форме отчёта должна быть опубликована ежеквартальная информация о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием затрат на их денежное содержание.

Представитель ответчика в ходе судебного заседания согласился с тем, что указанная информация должна быть опубликована в официальном источнике – газете «Медногорский рабочий», а не только на официальном сайте, как это организовано местным органом самоуправления в настоящее время.

Суд не может согласиться с доводами представителя органа местного самоуправления о том, что указанная информация должна быть опубликована в форме отчёта, поскольку законодатель в ст. 52 ч. 6 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указал именно на ежеквартальные сведения, а не на отчёт.

Требования об официальном опубликовании сведений, указанных в ст. 52
ч. 6 указанного Закона, являются конкретизацией принципа гласности бюджетной системы РФ, который означает обязательное опубликование в открытой печати сведений о численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их денежное содержание.

В указанной норме закона речь также идёт о необходимости официального опубликования годового отчёта об исполнении бюджета, но относительно численности муниципальных служащих и затрат на их денежное содержание речь идёт не об отчёте, а об ежеквартальных сведениях.

Как установил суд из распечатки из Интернет – сайта, и это не оспаривается представителем органа местного самоуправления, последний отчёт размещен на официальном сайте ответчика за **.**.****. Указанный отчёт, как установил суд, разработан в форме отчёта по приказу от **.**.**** № *, утвержденный Министерством Финансов Российской Федерации, и содержит в себе объемную информацию с указанием кода строки, раздела, статьей расходов и прочего, в т.ч. расходов избирательных комиссий, что не позволяет жителям
г. Медногорска в доступной, понятной форме ознакомиться с указанными сведениями.

Представляется, что указанная информация должна быть официально опубликована не в форме объёмного отчёта, а в виде сведений, опубликованных в официальном издании.

В случае невозможности опубликования данных сведений, органами местного самоуправления г. Медногорска должна быть обеспечена жителям
г. Медногорска возможность ознакомления с данными сведениями, предусмотрены иные способы обнародования этих сведений.

Таким образом, судом установлено, что бездействие органа местного самоуправления по не опубликованию ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и сведений о фактических затратах на их денежное содержание, имеет место.

Как установил суд, орган местного самоуправления не обнародовал в официальном источнике - газете «М.» указанные сведения, размещая лишь на официальном сайте отчёты о расходах и численности работников органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, что не отвечает принципу гласности, открытости и прозрачности публичных функций органа местного самоуправления, чем нарушила права и свободы граждан, ограничив доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления.

В этой связи суд считает, что требование прокурора об обязании органа местного самоуправления опубликовать в газете «М.» сведения за **.**.**** о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и сведения о фактических затратах на их денежное содержание, является законным и обоснованным. Срок совершения указанных действий указан с учётом того, что указанные сведения должны быть обнародованы ежеквартально. Обнародование данных сведений **.**.**** будет несвоевременным, поскольку закончится 1 квартал 2011 г.

Довод представителя ответчика о том, что указанный отчёт на день рассмотрения заявления не утвержден Министерством финансов Оренбургской области и городским Советом является не состоятельным, т.к. обнародованию подлежит не годовой отчёт, а ежеквартальные сведения. Предложенный в заявлении срок доведения до сведений жителей г. Медногорска указанной информации отвечает требованиям вышеуказанных законов.

Судом при рассмотрении настоящего заявления установлено и не оспаривается сторонами, что полномочия и обязанность органа местного самоуправления по обязательному официальному опубликованию указанных сведений не противоречат требованиям вышеуказанных федеральных законов
№ 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», № 273 –ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указу Президента РФ № 460 от 13.04.2010 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы», вытекают из требований вышеуказанных нормативно-правовых актов, а также Устава муниципального образования.

В этой связи требования прокурора г. Медногорска законны и обоснованны.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в ч. 2 ст. 206 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 206, 258 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора г. Медногорска об оспаривании бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и сведений о фактических затратах на их денежное содержание.

Обязать орган местного самоуправления в срок до **.**.**** опубликовать в печатном средстве массовой информации муниципального образования - газете «Медногорский рабочий» сведения за **.**.**** о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и сведения о фактических затратах на их денежное содержание.

Решение суда в течение 3 дней со дня вступления в законную силу направить главе органа местного самоуправления для устранения допущенного нарушения закона.

Глава органа местного самоуправления должен сообщить об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Медногорского городского суда подпись С.Ю. Галегузова