Дело № 2-95/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 марта 2011 года г. Медногорск
Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Галегузовой С.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора г. Медногорска Горина С.В.,
представителя ответчика Медякова А.А.,
при секретаре Кердинской Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора
г. Медногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «М» о понуждении к обеспечению безопасности пассажиров на территории автовокзала,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Медногорска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Медногорский городской суд с вышеуказанным иском, в котором просит обязать директора ООО «М» в срок до **.**.**** установить в помещении автовокзала, расположенного по адресу: ..., автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией; в срок до **.**.**** установить в помещении автовокзала не менее десяти мест для сидения; в срок до **.**.**** оборудовать системами громкой связи перроны прибытия и отправления, а также зал ожидания автовокзала.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Медногорска проведена проверка соблюдения транспортной безопасности на территории муниципального образования, по результатам которой установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «М» занимается организацией перевозок пассажиров по пригородным и междугородним маршрутам. В своих целях ООО «М» для оказания услуг пассажирам в качестве помещения автодорожного вокзала использует часть здания, расположенного по адресу: ....
В указанном помещении организована продажа билетов, имеются места для отдыха пассажиров и водителей. В течение суток с автовокзала отправляется не более * человек.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», транспортная безопасность - это состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02. 2007 № 16 –ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры.
Обеспечение транспортной безопасности в автовокзале лежит на ООО «М».
Безопасность пассажиров зависит от соответствия помещения автовокзала, мест посадки и высадки пассажиров, нормам действующего законодательства.
В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», оборудование автовокзалов должно соответствовать требованиям, установленным Министерством транспорта РФ.
Согласно п. 6 Приказа Минтранса РФ от 01.11.2010 № 234 «Об утверждении требований к оборудованию автовокзалов», помещения автовокзалов, предназначенные для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, должны соответствовать требованиям, согласно приложению № 1 к настоящим Требованиям.
В соответствии с указанным приложением, помещение для ожидания пассажирами прибытия или отправления автотранспортных средств должно содержать не менее * мест для сидения. В то время, в нарушение указанных требований в здании автовокзала имеется лишь * мест для сидения.
Кроме того, в соответствии с п. 15 Приказа Минтранса РФ № 234, перроны отправления, перроны прибытия, посадочные площадки и площадки для высадки пассажиров, а также залы ожидания оборудуются системами громкой связи и информации.
Указом Президента РФ от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» рекомендуется организациям независимо от организационно - правовой формы и формы собственности предоставлять имеющиеся технические устройства и каналы связи для сбора и распространения информации о возникновении чрезвычайных ситуаций и совершении террористических актов.
В нарушение действующего законодательства, система громкой связи на момент проверки в помещении Медногорского автовокзала не функционировала.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нарушение пожарной безопасности невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 20 указанного Федерального закона, нормативными документами по пожарной безопасности являются стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, которые являются обязательными для исполнения
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожаренной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной безопасности, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.
Несмотря на требования, указанные в ст. 37 Федерального закона, в нарушение п. 7.1 таблицы 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений и помещений, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315 и п. 17 таблицы Правил пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей при пожаре в зданиях и сооружениях (ГПБ 104-03)», утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323, помещение автовокзала не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела старший помощник прокурора г. Медногорска Горин С.В. заявил об отказе от иска в части обязания ООО «М» в срок до **.**.**** установить в помещении автовокзала не менее * мест для сидения. Уточнил исковые требования, просил суд обязать ООО «М» в срок до **.**.**** установить в помещении автовокзала, расположенного по адресу: ..., автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией, в срок до **.**.**** оборудовать системами громкой связи перроны прибытия и отправления, а также зал ожидания автовокзала.
Определением суда от **.**.**** от старшего помощника прокурора
г. Медногорска принят отказ от иска в части исковых требований, касающихся установки в помещении автовокзала не менее * мест для сиденья. Производство по делу в этой части прекращено.
Представитель ответчика Медяков А.А. уточненные исковые требования признал. Суду показал, что места для сиденья они оборудовали. **.**.**** будут устранены неполадки в громкой связи. Требование прокурора по установке АПС и системы оповещения и управления эвакуацией также признал, предложенный прокурором срок устранения данных недостатков до **.**.**** считает реальным. Просит суд снизить госпошлину, подлежащую взысканию с ответчика на 1/3, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Суд, заслушав мнения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
ООО «М» является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке в Едином государственном реестре юридических лиц № *, как следует из свидетельства о государственной регистрации юридического лица серия * № *.
Согласно Уставу ООО «М» предметом деятельности Общества является в т.ч. деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц указанное юридическое лицо действующее, руководителем является С.
Письмом № * от **.**.****, направленным начальником Отдела внутренних дел, прокурору г. Медногорска сообщено о том, что **.**.**** сотрудниками Отдела внутренних дел было проведено обследование автовокзала на предмет угрозы террористических актов, где выявлены серьезные недостатки по антитеррористической защищенности данного объекта.
Согласно акту проверки о результатах соблюдения законодательства о транспортной безопасности от **.**.**** ООО «М» занимается организацией перевозок пассажиров по пригородным и междугородним маршрутам. В своих целях для оказания услуг в качестве помещения используется часть здания, расположенного по адресу: ... Помещение автовокзала имеет отдельный вход, оборудованный металлической дверью. Помещение автомобильного вокзала, предназначенного для ожидания пассажирами прибытия или отправления автотранспортных средств, содержит шесть мест для сиденья. Автовокзал оборудован системой громкой связи, которая на момент проверки не функционирует. В помещении автовокзала отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Согласно договору аренды от **.**.****, заключенному между ООО «Н» (арендодатель) и ООО «М» (арендатор) последний принимает во временное возмездное пользование нежилое помещение № * площадью * кв.м, расположенное в одноэтажном здании вокзала по адресу: ...
Разрешая заявленные требования прокурора г. Медногорска, суд находит их основанными на законе.
Правоотношения по обеспечению транспортной безопасности регулируются Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"
(с изменениями в т.ч. от 07.02.2011) (далее – ФЗ № 16), согласно которому транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ст. 4 ФЗ № 16)
Тот факт, что обеспечение транспортной безопасности в автовокзале является обязанностью ООО «М», представителем ответчика не оспаривается. Эта обязанность вытекает из требований закона и цели деятельности Общества.
Согласно п. 20 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112
"Обутверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" Оборудование автовокзалов должно соответствовать требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.
В нарушение указанных требований система громкой связи на момент проверки в помещении автовокзала не функционировала.
Кроме этого, ответчиком нарушены правила и нормы соблюдения пожарной безопасности на территории автовокзала.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожаренной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной безопасности, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.
Несмотря на требования, указанные в ст. 37 Федерального закона, в нарушение п. 7.1 таблицы 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений и помещений, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315 и п. 17 таблицы Правил пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей при пожаре в зданиях и сооружениях ( ГПБ 104-03)», утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323, помещение автовокзала не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.
Согласно справке начальника отделения надзорной деятельности от **.**.**** в настоящее время в помещении автовокзала ранее выявленные требования пожарной безопасности не устранены, автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения не установлены.
Необходимость устранения указанных нарушений норм и правил пожарной безопасности стороной ответчика не оспаривается, как и сроки устранения этих недостатков.
В этой связи суд находит исковые требования прокурора г. Медногорска обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Учитывая, что судом рассмотрен иск неимущественного характера, при подаче иска прокурор был освобожден от уплаты госпошлины в доход государства, заявленные исковые требования прокурора законны и обоснованны, на ответчика возлагается обязанность по уплате госпошлины в доход государства в размере * рублей.
Довод представителя ответчика об уменьшении размера госпошлины, подлежащей уплате, на 1/3, в связи с тем, что прокурор отказался от части требований, не основан на законе, т.к. размер госпошлины по делам данной категории зависит не от размера удовлетворенных требований, а фиксированный. Более того, согласно ст. 98 ч. 1 ГПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истицу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В рассматриваемом случае иск удовлетворен в полном объеме, в объёме уточненных требований.
В данном случае суд при разрешении вопроса о взыскании госпошлины должен руководствоваться не положением ст. 103 ГПК РФ, согласно которой государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно ст. 333.20 ч. 1 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: * рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Медногорска действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «М» о понуждении к обеспечению безопасности пассажиров на территории Медногорского автовокзала - удовлетворить.
Обязать ООО «М» в срок до **.**.**** установить в помещении автовокзала, расположенного по адресу: ..., автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией, а в срок до **.**.**** - оборудовать системами громкой связи перроны прибытия и отправления, а также зал ожидания Медногорского автовокзала.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «М» государственную пошлину в сумме * рублей в доход государства.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в через Медногорский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Медногорского городского суда подпись С.Ю. Галегузова