Дело № 2-443/2012 решение по иску прокурора г. Медногорска к администрации муниципального образования г. Медногорск о понуждении к устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения



Дело № 2-443/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2012 года г. Медногорск

Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ермиловой О.М.,

при секретаре Рыжовой Е.А.,

с участием помощника прокурора г. Медногорска Заики А.В.,

представителя третьего лица Лыскина Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Медногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Медногорск о понуждении к устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Медногорска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным исковым заявлением, в котором просил понудить администрацию муниципального образования город Медногорск Оренбургской области установить дорожные знаки 1.23. «Дети» на участке дороги по ... возле ГСКОУ <данные изъяты> в срок до **.**.****.

В обоснование своих требований прокурор указал, что **.**.**** прокуратурой г. Медногорска совместно с ОГИБДД МОМВД России «Кувандыкский» проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования город Медногорск вблизи социально-значимых объектов.

Проведенной проверкой установлено, что на участке дороги по ... возле ГСКОУ <данные изъяты> отсутствуют дорожные знаки 1.23. «Дети». Данная автомобильная дорога является транспортно-пешеходной улицей городского значения. Необходимость установки вышеуказанных знаков на данной автодороге подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог № * от **.**.****.

Согласно п. 5.2.25. Правил применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств – Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2004, знак 1.23. «Дети» устанавливается перед участками дорог, проходящими вдоль территории детских учреждений и часто пересекаемых детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах знак 1.23. устанавливается на расстоянии 90-100 м, повторный – на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

Мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения входят в полномочия органов местного самоуправления, являются их расходными обязательствами. Ненадлежащее исполнение обязательств по содержанию в надлежащем состоянии автомобильных дорог существенно нарушает права неопределенного круга лиц, так как отсутствие знаков «Дети» может привести к дорожно-транспортному происшествию с участием детей или способствовать росту детского травматизма на автомобильных дорогах.

В судебном заседании помощник прокурора г. Медногорска Заика А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме согласно обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель администрации муниципального образования город Медногорск – юрисконсульт Синицин В.М., действующий на основании доверенности № * от **.**.****, о времени и месте рассмотрения дела извещенный надлежащим образом, в суд не явился. Представил возражение на иск, согласно которому считает представленный акт проверки состояния дорог недействительным, так как он не содержит сведения об основаниях, сроках, времени и месте проведения проверки. Кроме того проверка проведена без приглашения представителя администрации города, то есть не правомочной комиссией. Полагает, что прокуратура г. Медногорска не обладает полномочиями предъявлять подобный иск к администрации города, так как государственный контроль в области дорожного движения осуществляет ГИБДД МВД РФ, а прокуратура, не имея право подменять данный орган, не разобравшись в ситуации, подала иск в суд. Кроме того прокуратура не выясняла, что работа в данном направлении уже ведется: существует план установки оспариваемых дорожных знаков и ведется работа по их установке. Прокуратура не учла необходимость проведения в данном случае досудебных мер: имеется определенный порядок согласования мест установки дорожных знаков с ГИБДД, так как они устанавливаются в каждом случае индивидуально с учетом особенностей местности. В материалах проверки отсутствует информация с ГИБДД о том, что все требуемые знаки могут быть установлены. Поэтому полагает, что вопрос о необходимости установки дорожных знаков должен согласовываться администрацией МО город Медногорск с ГИБДД, а не с прокуратурой. Приложенные к иску фотографии местности находит недопустимыми доказательствами, так как на них нет никаких указателей или ориентиров на местности, что лишает возможность идентифицировать местность. Просит в иске отказать полностью.

Представитель третьего лица ОГИБДД МОМВД РФ «Кувандыкский» - <данные изъяты> ГИБДД Лыскин Е.П., действующий на основании служебного удостоверения № *, в судебном заседании поддержала требования прокурора. Пояснил, что он от ОГИБДД входил в состав комиссии, которая выявила многочисленные нарушения порядка размещения или не размещение вообще знака «Дети» вблизи детских учреждений.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 02.03.1999 г., 25.04.2002 г., 10.01.2003 г., 22.08.2004 г., 18.12.2006 г., 08.11.2007 г., 01.12.2007 г., 30.12.2008 г., 25.11.2009 г.), содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (ч.1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2).

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относятся содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Согласно ст. 6 Устава МО город Медногорск, принятого решением Думы г. Медногорска 09.09.1996 г. № 119 (в редакции от 19.05.2009 года), к вопросам местного значения города Медногорска относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями от 13 мая, 22, 23 июля, 3 декабря 2008 г., 17 июля, 22 сентября, 27 декабря 2009 г.), среди прочих, определяет следующие полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

При этом настоящий Федеральный закон в статье 3 определяет, что «элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся в то числе дорожные знаки. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения».

Из акта специальной проверки эксплуатационного состояния прилегающих к образовательным учреждениям автодорог и маршрутов движения детей, размещения дорожных знаков вблизи социально значимых объектов города Медногорск от **.**.****, установлено что комиссия в составе помощника прокурора г. Медногорска Заики А.В., <данные изъяты> МОМВД России «Кувандыкский» Лыскина Е.П., в результате обследования установила, что в районе ГСКОУ <данные изъяты>, отсутствуют предупреждающие дорожные знаки 1.23 «ДЕТИ».

Выявленное нарушение отражено в акте № * выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленном <данные изъяты> ОГИБДД МОМВД России «Кувандыкский» Лыскиным Е.П. в присутствии двух свидетелей.

Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221), «автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размешенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией (п. 4.1.1). Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток (п. 4.1.5)».

Согласно п. 5.2.25. Правил применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств – Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2004, знак 1.23. «Дети» устанавливается перед участками дорог, проходящими вдоль территории детских учреждений и часто пересекаемых детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах знак 1.23. устанавливается на расстоянии 90-100 м, повторный – на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

Акт специальной проверки от **.**.**** и акт выявленных недостатков № * от **.**.**** подтверждают отсутствие на автомобильной дороге вблизи ГСКОУ <данные изъяты>, предупреждающих дорожных знаков 1.23. «ДЕТИ».

Анализ отзыва на иск показывает, что ответчик факт отсутствия знака 1.23. на указанном выше участке дороги не оспаривает, как и свою обязанность ее установить. Ответчик, указывая доводы о недопустимости таких доказательств, как акт специальной проверки, фототаблицы, сам по себе факт допущенных нарушений не отрицает. Довод иска о недействительности акта специальной проверки дороги, вследствие не привлечения к проверке представителя органа местного самоуправления, опровергается следующими положениями.

По смыслу "Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее Наставление), утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", проверки дорог и улиц проводится комиссией, назначаемой соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по инициативе и на основании предложений управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, округов и районов в городах, а также в закрытых административно-территориальных образований, и на особо важных и режимных объектах в соответствии с их компетенцией.

Поскольку администрация г. Медногорска с инициативой проверки состояния дороги не выступила, более того на территории МО город Медногорск отсутствует созданная муниципалитетом в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Оренбургской области от 10 ноября 2006 года N 685/125-IV-ОЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области" комиссия для проведения комплексной, специальной проверки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, суд не находит оснований для признания акта специальной проверки недействительным.

Доводы администрации о том, что работа к размещению дорожных знаков начата: разработан план размещения знаков и ведется установка знаков – доказательствами не подтвержден, кроме того опровергается имеющимися в деле документами.

Доводы иска о неправомочности прокурора обращаться в суд с иском о понуждении администрации к устранению нарушений законодательства в области дорожного движения, полагая, что контроль в данной сфере может осуществляться исключительно ГИБДД МВД РФ, также не соответствует закону.

На основании ст. 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора прокуратуры являются, в числе прочих, являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами органами местного самоуправления, Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

В силу ч. 4 ст. 27 указанного закона в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Поскольку безопасность дорожного движения, особенно предотвращение детского травматизма и смертности, имеет особую социальную значимость, суд находит предъявление данного иска отвечающим требованиям закона и интересам общества.

Кроме того, прокурор, предъявляя требование об установке дорожных знаков, не вмешивается в специальные полномочия ГИБДД по согласованию порядка размещения дорожных знаков.

Предложенный прокурором срок установки дорожных знаков до **.**.**** суд находит разумным и обоснованным, с учетом характера и объема тех действий, которые необходимо совершить администрации МО г. Медногорск в целях устранения выявленных нарушений в области организации безопасного дорожного движения.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора г. Медногорска удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования город Медногорск Оренбургской области установить дорожные знаки 1.23 «Дети» на участке дороги по ... возле ГСКОУ <данные изъяты> в срок до **.**.****.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Мотивированное решение изготовлено 28.08.2012.