2-107/2011 по иску прокурора к ООО `Алга` о приостановлении деятельности юридического лица



Дело № 2-107/2011

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2011 года с. Большеустьикинское

Мечетлинский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Гиниятовой А.А., при секретаре Щербининой С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мечетлинского района РБ к ООО «Алга» о приостановлении деятельности юридического лица, осуществляемой с нарушением законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мечетлинского района РБ обратился в суд ООО «Алга» с вышеуказанным иском по следующим основаниям.

Проведенной прокуратурой Мечетлинского района РБ с привлечением специалиста-эксперта Дуванского ТОУ Роспотребнадзора по РБ проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в ООО «Алга», расположенного по адресу: РБ, <адрес>. В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Алга» производственные жидкие отходы сливаются в канализационный колодец объемом 60 куб.м., расположенный на территории ООО «Алга». В результате переполнения данного колодца, нечистоты выливаются через горловину колодца загрязняя территорию ООО «Алга», а также прилегающие земельные участки жителей <адрес>. На момент осмотра уровень жидких производственных отходов составляет около 40 см ниже от уровня горловины канализационного колодца. Вокруг горловины канализационного колодца имеются подтекания избытка жидких производственных отходов и загрязнения почвы на расстоянии около 5 метров в северной части от горловины канализационного колодца до имеющейся траншеи. В ООО «Алга» не производится мониторинг почвы в жилых зонах, в местах складирования промышленных и бытовых отходов территории санитарных защитных зон. В нарушении п. 6.1. СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов» (Далее - СанПиН) цех по производству молока и молочной продукции ООО «Алга» не имеет бытового помещения. В нарушении п. 11.18. СанПиН молочные цистерны после каждого освобождения от молока не промываются и недезинфицируются, моечной для автомолцистерн не имеется. После мойки цистерны не опломбируются. В нарушении п. 17.12. СанПиН руководитель ООО «Алга» ФИО2 и специалисты не проходят 1 раз в два года аттестацию на знание ими санитарных правил и норм и основ гигиенических и противоэпидемических требований к производству молока и молочных продуктов. ООО «Алга» выпускает молочную продукцию под этикеткой ООО «Молоко», а также при реализации молока и молочной продукции используются сертификаты соответствия № С-RU.АЯ36.В.00617 от 30.04.2009 на сметану с массовой долей жира 20% ГОСТа Р; № С-RU.АЯ36.В.00600 от 22.04.2009 на молоко питьевое пастеризованное с массовой долей жира 2,5%, 3,2% ГОСТа Р 52090-2003; № С-RU.АЯ36.В.00616 от 30.04.2009 на творог обезжиренный ГОСТа Р 52096-2003; С-RU.АЯ36.В.00618 от 30.04.2009 на Катык «Любимый» обезжиренный, Катык «Любимый» с массовой долей жира 2,5% ТУ 9222-002-26801217-06; № С-RU.АЯ36.В.00615 от 30.04.2009 на сливки питьевые пастеризованные с массовой долей жира 10% ГОСТа Р 52091-2003, выданных для производительной деятельности ООО «Молоко», т.е. ООО «Алга» не имеет сертификаты соответствия на молоко и молочную продукцию, а также удостоверения качества на производимую продукцию. ООО «Алга» не организован производственный контроль с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра). В ООО «Алга» имеются 2 контейнера для сбора твердых бытовых отходов, которые на момент проверки переполнены, часть бытового мусора лежит на земле. Порядок расположения контейнеров не соответствует требованиям СанПиН.

В своем исковом заявлении прокурор Мечетлинского района РБ просит приостановить производственную деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Алга» сроком на 2 месяца до устранения выявленных нарушений и обязать ООО «Алга» устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (построить дополнительный канализационный колодец для сбора жидких производственных отходов, разработать график вывоза жидких отходов, организовать вывоз твердых бытовых отходов, получить сертификаты соответствия на молоко и молочную продукцию на ООО «Алга», цех по производству молока и молочной продукции привести в соответствие с требованиями санитарных норм и правил).

В судебном заседании помощник прокурора Мечетлинского района РБ Бутаков А.Н. ранее заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по указанным в исковом заявлении основаниям.

Представители ответчика ООО «Алга» на судебное заседание не явились, о дне, месте и времени судебного заседания извещены, причина неявки не известна.

Помощник прокурора Мечетлинского района РБ Бутаков А.Н. выразил согласие на рассмотрение дела в отсутствии ответчика.

В соответствии со ст. 3. Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В ходе проведенной проверки проведенной совместно прокуратурой Мечетлинского района РБ и специалиста - эксперта Дуванского ТОУ Роспотребнадзора по РБ выявлены следующие нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В ООО «Алга» производственные жидкие отходы сливаются в канализационный колодец объемом 60 куб.м., расположенный на территории ООО «Алга». В результате переполнения данного колодца, нечистоты выливаются через горловину колодца загрязняя территорию ООО «Алга», а также прилегающие земельные участки жителей <адрес>.

На момент осмотра уровень жидких производственных отходов составляет около 40 см ниже от уровня горловины канализационного колодца. Вокруг горловины канализационного колодца имеются подтекания избытка жидких производственных отходов и загрязнения почвы на расстоянии около 5 метров в северной части от горловины канализационного колодца до имеющейся траншеи.

В нарушении п. 3.1 и п. 3.15 СанПиН 2.17.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» в ООО «Алга» отсутствует проект развития предприятия или самостоятельный проект обращения с отходами. Периодичность вывоза накопленных отходов с территории организации не определены из-за отсутствия проекта. Договор с ООО «Мечетлинский водоканал» на вывоз жидких отходов с 09.06.2010 по 28.02.2011 не заключен, то есть за указанный период жидкие производственные отходы спецтехникой ООО «Мечетлинский водоканал» не вывозились.

В ООО «Алга» не производится мониторинг почвы в жилых зонах, в местах складирования промышленных и бытовых отходов территории санитарных защитных зон, что является нарушением п. 6.7 СанПиН 2.17.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы».

В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В нарушении п. 6.1. СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов» (Далее - СанПиН) цех по производству молока и молочной продукции ООО «Алга» не имеет бытового помещения.

В нарушении п. 11.18. СанПиН молочные цистерны после каждого освобождения от молока не промываются и недезинфицируются, моечной для автомолцистерн не имеется. После мойки цистерны не опломбируются.

В нарушении п. 17.12. СанПиН руководитель ООО «Алга» ФИО2 и специалисты не проходят 1 раз в два года аттестацию на знание ими санитарных правил и норм и основ гигиенических и противоэпидемических требований к производству молока и молочных продуктов.

Согласно договора купли-продажи оборудования №1 от 27.05.2010 ООО «Молоко» реализовало в собственность ООО «Алга» молокоперерабатывающий комплекс «Колакс» заводской номер К-4.600.784. за 4 926 632 руб.

17.05.2010 между ООО «Молоко» в лице директора ФИО4 и ООО «Алга» в лице директора ФИО2 заключен договор № о сотрудничестве и совместной деятельности, согласно п. 3.2 данного договора прибыль от совместной деятельности распределяется в следующем порядке: 97% прибыли принадлежит ООО «Алга», а 3% - ООО «Молоко».

09.06.2010 в Управление Роспотребнадзора по РБ от ООО «Алга» поступило уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности в части производства молочных продуктов.

Производство молока и молочной продукции ООО «Алга» подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № 380 от 01.03.2011.

Однако ООО «Алга» выпускает молочную продукцию под этикеткой ООО «Молоко», а также при реализации молока и молочной продукции используются сертификаты соответствия № С-RU.АЯ36.В.00617 от 30.04.2009 на сметану с массовой долей жира 20% ГОСТа Р; № С-RU.АЯ36.В.00600 от 22.04.2009 на молоко питьевое пастеризованное с массовой долей жира 2,5%, 3,2% ГОСТа Р 52090-2003; № С-RU.АЯ36.В.00616 от 30.04.2009 на творог обезжиренный ГОСТа Р 52096-2003; С-RU.АЯ36.В.00618 от 30.04.2009 на Катык «Любимый» обезжиренный, Катык «Любимый» с массовой долей жира 2,5% ТУ 9222-002-26801217-06; № С-RU.АЯ36.В.00615 от 30.04.2009 на сливки питьевые пастеризованные с массовой долей жира 10% ГОСТа Р 52091-2003, выданных для производительной деятельности ООО «Молоко».

В соответствии со ст. 41 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сертификация отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии таких продукции, работ и услуг санитарным правилам.

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 88-ФЗ от 12.06.2008 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" молоко и продукты его переработки, реализуемые на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям настоящего Федерального закона в форме принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия) или обязательной сертификации по схемам, установленным настоящим Федеральным законом.

В соответствии со 6 Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов" изготовитель обязан проверить качество и безопасность каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий и передать покупателю вместе с пищевыми продуктами, материалами и изделиями удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.

В нарушении данных требований законодательства ООО «Алга» не имеет сертификаты соответствия на молоко и молочную продукцию, а также удостоверения качества на производимую продукцию.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 88-ФЗ от 12.06.2008 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" изготовитель или продавец, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность по производству и (или) реализации продуктов переработки молока, обязан разработать программу производственного контроля и организовать производственный контроль за соблюдением требований данного Федерального закона собственными силами и (или) с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

В нарушении указанных требований ООО «Алга» не организован производственный контроль с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

В соответствии с п. 25 ст. 36 Федерального закона N 88-ФЗ от 12.06.2008 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" молоко и продукты его переработки, расфасованные в потребительскую тару и реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, должны иметь маркировку, содержащую следующую информацию:

1) наименования таких продуктов с использованием понятий, предусмотренных статьями 4 и 14 указанного Федерального закона, и соблюдением требований к их применению, установленных настоящей статьей;

2) массовая доля жира в процентах (кроме обезжиренных продуктов переработки молока, сыра, сырных продуктов, плавленых сыров, плавленых сырных продуктов), массовая доля жира в пересчете на сухое вещество в процентах для сыра, сырных продуктов, плавленых сыров, плавленых сырных продуктов. При нанесении на потребительскую тару маркировки продуктов, произведенных из цельного молока, допускается указывать массовую долю жира с использованием слов "от", "до" в процентах с дополнительной информацией о массовой доле жира в процентах для каждой партии таких продуктов любым доступным способом с использованием одного из размеров шрифтов, предусмотренных частью 2 статьи 37 указанного Федерального закона, маркировки сухих продуктов детского питания на молочной основе, сухих молочных смесей, сухих молочных напитков, сухих молочных каш допускается указывать массовую долю жира в граммах после слов "пищевая ценность";

3) массовая доля молочного жира в процентах в жировой фазе (для молокосодержащих продуктов);

4) наименование и место нахождения изготовителя (адрес, в том числе страна и (или) место происхождения таких продуктов) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий, касающихся молока и продуктов его переработки, от потребителей на территории Российской Федерации (при наличии данных претензий);

5) товарный знак изготовителя молока и продуктов его переработки (при наличии товарного знака);

6) масса нетто или объем таких продуктов. Масса нетто указывается в отношении таких продуктов, если они имеют сыпучую, твердую, пастообразную или вязкопластичную консистенцию либо для них нет методик выполнения измерений плотности. Объем или масса нетто (по усмотрению изготовителя) указывается для продуктов, имеющих жидкую консистенцию, если для таких продуктов существуют методики выполнения измерений плотности и (или) дозировочное оборудование;

7) состав таких продуктов с указанием входящих в них компонентов. Список входящих в состав таких продуктов компонентов формируется в порядке убывания их массовой доли на момент производства таких готовых продуктов. Если компонент представляет собой пищевой продукт, состоящий из двух и более компонентов, этот пищевой продукт может быть включен в состав продуктов переработки молока под своим наименованием. Молочные продукты, входящие в состав молочного составного продукта или молокосодержащего продукта, в списке компонентов указываются под своими наименованиями. Функционально необходимые для производственного процесса и не входящие в состав готового продукта компоненты указываются после слов "с использованием". В составе такой продукции указываются наименования пищевых продуктов, пищевых добавок, ароматизаторов, компонентов, имеющих нетрадиционный состав. Компоненты, входящие в состав глазури, указываются отдельно;

8) пищевая ценность таких продуктов (содержание в готовом продукте жира, белков, углеводов, в том числе сахарозы) в процентах или в граммах в расчете на 100 граммов таких продуктов, энергетическую ценность в калориях или килокалориях;

9) содержание в готовом кисломолочном или сквашенном продукте микроорганизмов (молочнокислых, бифидобактерий и других пробиотических микроорганизмов, а также дрожжей - колониеобразующих единиц в грамме такого продукта);

10) содержание в готовом обогащенном продукте микро- и макроэлементов, витаминов, других используемых для обогащения такого продукта веществ с указанием отношения количества добавленных в такой продукт веществ к суточной дозе потребления этих веществ и особенностей употребления такого продукта;

11) информация о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (в случае их наличия в количестве более чем 0,9 процента);

12) условия хранения молока и молочной продукции (в том числе до вскрытия упаковок продуктов детского питания на молочной основе в случаях хранения вскрытых упаковок и обязательно после вскрытия этих упаковок, для скоропортящихся продуктов со сроком годности до 30 дней - в случае отличия условий хранения таких продуктов в невскрытых упаковках и во вскрытых упаковках);

13) дата производства (изготовления) и дата упаковки молочной продукции (при несовпадении этих дат), обозначенные двузначными числами, - час, число, месяц (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности, исчисляемым часами), число, месяц, год (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности до 30 дней), месяц, год (для нескоропортящейся молочной продукции, в том числе консервов);

14) срок годности, обозначенный двузначными числами, - час, число, месяц (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности, исчисляемым часами), число, месяц, год (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности до 30 дней), месяц, год (для нескоропортящейся молочной продукции, в том числе консервов). Сроки годности указываются после слов "Годен до", "Употребить до" или "Использовать до". Допускается указывать срок годности в часах, днях, месяцах ("Срок годности 36 часов", "Срок годности 14 дней (суток)", "Срок годности 6 месяцев", "Годен 14 суток", "Годен 6 месяцев");

15) способы и условия употребления молочной продукции (при необходимости);

16) документ, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована такая продукция;

17) информация о подтверждении соответствия такой продукции требованиям настоящего Федерального закона;

18) не допускается использовать понятие "молоко" на потребительской таре в наименованиях молока и продуктов его переработки в случае использования при их производстве сухого цельного молока, сухого обезжиренного молока.

В нарушении указанных требований законодательства ООО «Алга» используется потребительская тара молочных продуктов под наименованием ООО «Молоко».

В соответствии с п. 4.8. СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов» для сбора мусора должны быть установлены контейнеры с крышками на асфальтированной или бетонной площадке, размеры которой должны превышать размеры контейнеров не менее чем на 1 м во все стороны. Площадка мусоросборников должна быть ограждена с трех сторон сплошной бетонированной или кирпичной стеной высотой 1,5 м.

Площадки мусоросборников должны быть расположены с наветренной стороны по отношению к помещениям производственного или складского назначения. Санитарный разрыв между ними должен составлять не менее 30 метров.

Удаление отходов и мусора из мусоросборников должно производиться не реже одного раза в сутки с последующей санитарной обработкой и дезинфекцией контейнеров и площадки, на которой они расположены.

Согласно п. 9.2. СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов» на предприятиях молокоперерабатывающей промышленности должны быть предусмотрены мероприятия, предотвращающие загрязнение окружающей среды за счет выбросов в атмосферу аэрозолей и газов; попадания в сточные воды шлама сепараторов; смывочных и промывных вод, содержащих жиры и белковые отходы, отработанные химические реагенты, дезинфицирующие и моющие средства и др.

В нарушении указанных требований санитарных норм и правил в ООО «Алга» имеются 2 контейнера для сбора твердых бытовых отходов, которые на момент проверки переполнены, часть бытового мусора лежит на земле. Порядок расположения контейнеров не соответствует требованиям СанПиН.

Факты указанных нарушений подтверждаются актом проверки от 28.02.2011.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г.

Согласно ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

- иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;

- осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, которая продолжает причинять вред, суд вправе обязать ответчика приостановить деятельность предприятия. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В связи с вышеизложенным суд считает обоснованным приостановить производственную деятельность общества с ограниченной ответственностью «Алга» сроком на 2 месяца до устранения выявленных нарушений и обязать ООО «Алга» устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (построить дополнительный канализационный колодец для сбора жидких производственных отходов, разработать график вывоза жидких отходов, организовать вывоз твердых бытовых отходов, получить сертификаты соответствия на молоко и молочную продукцию на ООО «Алга», цех по производству молока и молочной продукции привести в соответствие с требованиями санитарных норм и правил).

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Приостановить производственную деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Алга» сроком на 2 месяца до устранения выявленных нарушений.

Обязать ООО «Алга» устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (построить дополнительный канализационный колодец для сбора жидких производственных отходов, разработать график вывоза жидких отходов, организовать вывоз твердых бытовых отходов, получить сертификаты соответствия на молоко и молочную продукцию на ООО «Алга», цех по производству молока и молочной продукции привести в соответствие с требованиями санитарных норм и правил).

Ответчик вправе обратиться в Мечетлинский районный суд РБ с заявлением об отмене заочного решения в течение 7 дней.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья: А.А. Гиниятова