признание незаконным бездействия Правительства Орловской области



Дело № 2-901/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2010 года г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Майоровой Л.В.,

при секретаре Овчинниковой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению Пронина А.А. о признании незаконным бездействия Правительства Орловской области,

УСТАНОВИЛ:

Пронин А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Орловской области по не рассмотрению его заявления о включении земельного участка в границы города Мценска Орловской области и изменении вида его разрешенного использования и обязании Правительства Орловской области устранить допущенное нарушение прав и свобод заявителя.

В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского хозяйства, общей площадью 53 000 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, по смежеству с границей г. Мценска.

Он намерен использовать данный участок для индивидуального жилищного строительства. В связи с чем обратился в администрацию г. Мценска с заявлением о включении указанного выше земельного участка в границы данного городского округа, изменении вида его разрешенного использования с «для ведения крестьянского хозяйства» на «для индивидуального жилищного строительства», которое 02 июня 2010 г. вместе с поступившими от заявителя документами было направлено Администрацией г. Мценска с заключением в Правительство Орловской области для рассмотрения по существу.

В силу действующего законодательства данное обращение подлежало рассмотрению Правительством Орловской области с принятием соответствующего решения в тридцатидневный срок, то есть не позднее 2 июля 2010 года.

Однако, до настоящего времени какого-либо решения по его заявлению Правительством Орловской области не принято.

Просит признать данное бездействие по не рассмотрению его заявления незаконным и обязать Правительство Орловской области устранить допущенные нарушения его прав и свобод - в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по вопросу о включении этого земельного участка в границы города Мценска Орловской области, изменении вида его разрешенного использования с «для ведения крестьянского хозяйства» на «для индивидуального жилищного строительства», вручив его Пронину А.А.

В судебном заседании представитель истца Лунин Е.В. заявленные требования поддержал по вышеуказанным основаниям.

Представитель заинтересованного лица Правительства Орловской области Сапрыкина И.В. просит в удовлетворении заявления отказать по тем основаниям, что ходатайство Пронина А.А. было возвращено без рассмотрения по существу, поскольку к нему прилагалось отрицательное заключение администрации г. Мценска, где говорилось о нецелесообразности включения всего испрашиваемого заявителем участка в границы города Мценска. Поэтому 30 июня 2010 года в адрес администрации г. Мценска было направлено сообщение, где предлагалось урегулировать возникшую ситуацию и предложить заявителю размежевать испрашиваемый участок на три части с различными видами разрешенного использования, как предлагалось в заключении администрации г. Мценска. До настоящего времени надлежащие документы администрацией г. Мценска не представлены, поэтому ходатайство со всеми приложенными к нему документами возвращены заявителю 24.09.2010 г.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Мценска Сюсюкина И.В. доводы заявления считала обоснованными и пояснила, что администрацией г. Мценска по ходатайству Пронина А.А. было дано положительное заключение, но с учетом проекта градостроительного плана города предлагалось разделить его участок на три вида разрешенного использования. Полагает, что никакого противоречия в представленных документах не было.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной властей, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч. 1, 2 и 4 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.

В силу п. 1 ч. 5 и ч. 13 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка го границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении. Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение.

Частью 18 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

Пунктом 27 ст. 19 Закона Орловской области от 17 марта 2009 года № 879-03 «О правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» предусмотрено, что Правительство Орловской области принимает решения по ходатайствам о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую.

Статьей 3 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» определено, что по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства.

В соответствии с ч. 3 указанной статьи ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным ч. 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение 30 дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

В судебном заседании установлено, что Пронину А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского хозяйства, общей площадью 53 000 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, по смежеству с границей г. Мценска, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 11).

В соответствии с вышеуказанными требованиями действующего законодательства с целью использования данного участка для индивидуального жилищного строительства Пронин А.А. 28 декабря 2009 года обратился в администрацию г. Мценска Орловской области с заявлением о включении данного земельного участка в границы г. Мценска Орловской области и изменении его разрешенного использования с «для ведения крестьянского хозяйства» на «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 10).

28 мая 2010 года главой администрацией г. Мценска Орловской области было подготовлено Заключение № 1 о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы городского округа Мценск Орловской области и изменения его разрешенного использования, в котором указывалось, что включение всего земельного участка заявителя площадью 53000 кв.м. в границы городского округа с изменением вида разрешенного использования с «для ведения крестьянского хозяйства» на «для индивидуального жилищного строительства» повлечет изменение генерального плана, на котором указанный земельный участок разделен на три зоны. Считает, что земельный участок заявителя возможно включить в границы городского округа Мценск Орловской области с изменением разрешенного использования с «для ведения крестьянского хозяйства»:

- на «для индивидуального жилищного строительства» примерная площадь 20000 кв.м.;

- на «для делового, общественного и коммерческого назначения и объектов социального и коммунально-бытового назначения» примерная площадь 12000 кв.м.;

- на «земли общего пользования» - продолжение ул. Рокоссовского примерная площадь 21000 кв.м. (л.д. 15-16).

02 июня 2010 года заявление Пронина А.А. вместе с данным заключением и другими документами поступило на рассмотрение в Правительство Орловской области (л.д. 17).

30 июня 2010 года на имя главы администрации г. Мценска Орловской области заместителем руководителя Департамента имущества, промышленности информатизации Орловской области было направлено письмо № 1240 с разъяснением о необходимости с учетом вышеуказанного заключения Администрации г. Мценска предложить заявителю осуществить образование земельных участков путем раздела принадлежащего ему земельного участка для дальнейшего обращения в орган местного самоуправления по включению их в границу городской черты с разными видами разрешенного использования, которые упомянуты в заключении от 28 мая 2010 г. (л.д. ).

Из пояснений представителя заинтересованного лица Правительства Орловской области Сапрыкиной И.В. установлено, что с учетом отрицательного заключения администрации г. Мценска, где предлагалось земельный участок Пронина А.А. разделить на три самостоятельных участка с различными видами разрешенного использования, невозможно было принять какое-либо решение по обращению заявителя, поскольку имелись противоречия в представленных документах, где заявитель просил включить в границы городского округа целый земельный участок.

Поскольку надлежащего пакета документов в Правительство Орловской области представлено не было, письмом от 24 сентября 2010 года документы возвращены заявителю (л.д. ).

Данные действия суд считает правомерными, они согласуются с нормой ст. 3 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», которой определено, что в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства. По этим основаниям документы были возвращены заинтересованному лицу с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что имеет место бездействие со стороны Правительства Орловской области, которым не принято окончательное решение по его заявлению о включении земельного участка в границы г. Мценска и изменении вида его разрешенного использования в форме постановления или распоряжения, суд считает необоснованным, поскольку необходимого пакета документов для принятия какого-либо решения по его ходатайству заявителем и Администрацией г. Мценска представлено в Правительство Орловской области не было.

Довод заявителя о том, что его ходатайство рассмотрено, и ответ на него дан неуполномоченным органом – Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области не влияет на выводы суда, поскольку Департамент согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Орловской области № 25 от 30 апреля 2009 г., является органом исполнительной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий функции в области государственного имущества, он входит в систему органов государственной Орловской области. Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что при этом полномочия данного органа не превышены, поскольку решение по существу ходатайства заявителя о переводе земельного участка в другую категорию, что отнесено к компетенции Правительства Орловской области, Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области не принималось.

На основании изложенного, суд считает требования заявителя о признании незаконным бездействия Правительства Орловской области по не рассмотрению его заявления и обязании устранить допущенные нарушения прав и свобод заявителя не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Пронина А.А. о признании незаконным бездействия Правительства Орловской области по не рассмотрению заявления Пронина А.А. о включении земельного участка в границы города Мценска Орловской области и изменении вида его разрешенного использования и обязании Правительства Орловской области устранить допущенное нарушение прав и свобод заявителя отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Л.В.Майорова

Мотивированное решение составлено 1 октября 2010 года.