РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 августа 2010 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Сорокина С.В.,
с участием прокурора Косьяновой С.Е., истца Бесовой К.В., представителя ответчика Золотухиной Н.Л.,
при секретаре Добриковой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению Бесовой К.В. к администрации города Мценска и Мценскому городскому Совету народных депутатов Орловской области о признании недействительными пункта 2 решения Мценского городского Совета народных депутатов №219 – МПА от 23 марта 2009 года «О внесении изменений в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске», взыскании неполученной пенсии и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Бесова К.В. обратилась в суд с иском к администрации города Мценска и Мценскому городскому Совету народных депутатов Орловской области о признании пункта 2 решения Мценского городского Совета народных депутатов № 219 - МПА от 23 марта 2009 года «О внесении изменений в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске», противоречащим действующему законодательству, и о признании неправильным расчета размера назначенной ей пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований указывает, что она является пенсионером муниципальной службы города Мценска. Не согласна с перерасчетом пенсии за выслугу лет, считает, что коэффициент для перерасчета пенсии занижен. Полагает, что размер пенсии по выслуге лет был определен неправильно, поскольку администрацией города Мценска при осовременивании её среднего заработка, исходя из которого назначалась указанная пенсия, необоснованно был применен коэффициент 5,5, отражающий рост должностного оклада по занимаемой ею на момент увольнения с муниципальной службы должности. Считает, что при осовременивании её среднего заработка должен был быть применен коэффициент роста минимального размера оплаты труда, который составляет 27,5. Просит произвести перерасчёт её пенсии за выслугу лет, применив коэффициент осовременивания заработной платы исходя из роста МРОТ, применив коэффициент 27,5.
Также указывает, что решением Мценского городского Совета народных депутатов от 23 марта 2009 года № 219-МПА были внесены изменения в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в городе Мценске», согласно которым перерасчет пенсии за выслугу лет производится из установленного оклада месячного денежного содержания, в то время как на момент назначения ей пенсии по выслуге лет предусматривалось, что указанная пенсия назначается в размере, не превышающем 2,3 должностного оклада муниципального служащего. Данным нормативным правовым актом нарушаются её права и законные интересы, поскольку установленное ограничение распространяется на лиц, вышедших на пенсию за выслугу лет до 10 января 2009 года, в том числе и на неё.
Просит признать пункт 2 Решения Мценского городского Совета народных депутатов № 219 - МПА от 23 марта 2009 года «О внесении изменений в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске» противоречащим действующему законодательству и отменить его в этой части.
В ходе судебного разбирательства истец Бесова К.В. дополнила свои исковые требования и просит взыскать в компенсацию морального вреда с каждого из ответчиков по <данные изъяты> рублей, а также взыскать с ответчиков сумму недоплаченной пенсии в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, расходы по уплате государственной пошлине в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании Бесова К.В. исковые требования и доводы иска поддержала в полном объеме. Она пояснила, что сумма подлежащая взысканию сложилась с января 2008 года исходя из её месячного денежного содержания в <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за вычетом фактически выплаченных ей трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет. Причиненный моральный вред сложился по вине ответчиков, из – за того что на протяжении ряда лет ей недоплачивалась пенсия и она от этого испытывала физические и нравственные страдания. Оспариваемым нормативным правовым актом ухудшается положение пенсионеров, вышедших на пенсию до 10 января 2009 года, в том числе нарушается её право на перерасчет пенсии. В ранее действовавшем положении существовало ограничение размера пенсии – не выше 2,3 минимального размера оклада, а согласно оспариваемому положению, пенсия не может превышать ежемесячного денежного содержания (с учетом надбавок). Считает, что пенсионеры должны находиться в равных условиях, поэтому данный нормативный правовой акт должен распространяться на пенсионеров, вышедших на пенсию ранее 10 января 2009 года.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации города Мценска Золотухина Н.Л. иск не признала. Суду пояснила, что в рамках полномочий органов местного самоуправления по определению условий предоставления права на пенсию, которая выплачивается за счет средств муниципального образования, администрацией города Мценска самостоятельно был установлен порядок осовременивания заработной платы для назначения пенсии за выслугу лет, исходя из коэффициента роста оклада по соответствующей муниципальной должности, которую замещала Бесова К.В. Её требование о применении при перерасчете пенсии за выслугу лет коэффициента осовременивания, исходя из роста МРОТ, не соответствует действующему законодательству. Полагает, что законом Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области» не предусмотрена императивная норма, распространяющая действие закона на ранее возникшие правоотношения, следовательно, распространение нормативных правовых актов во времени является полномочием органов местного самоуправления. Поэтому действие решения Мценского городского Совета народных депутатов от 23 марта 2009 г. № 219-МПА правомерно распространено только на правоотношения, возникшие после 10 января 2009 года. Считает, что довод истца о том, что действующее законодательство предусматривает государственным гражданским служащим иные условия и порядок выплаты пенсии за выслугу лет, поэтому у муниципальных служащих они должны быть аналогичными, не основан на законе, поскольку действие названных нормативных правовых актов на муниципальных служащих не распространяется. Считает, что моральный вред Бесовой К.В. не причинен, поскольку пенсия ей начислялась в соответствии с действующим нормативными правовыми актами. По этим основания просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика – Мценского городского Совета народных депутатов в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствии ответчика.
В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика Савушкина Л.В. просила в удовлетворении иска Бесовой К.В. отказать. Свою позицию обосновала тем, что пункт 2 решения Мценского городского Совета народных депутатов от 23 марта 2009 г. № 219-МПА «О внесении изменений и дополнений в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске» принят в соответствии с действующим законодательством. Поскольку ДД.ММ.ГГГГ прекратила свое действие ст. 23 Закона Орловской области № – ОЗ «О муниципальной службе», где был предусмотрен порядок назначения пенсии за выслугу лет, было принято оспариваемое Бесовой К.В. положение. С момента вступления в силу Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальной службе» органам местного самоуправления представлено самостоятельное право для определения порядка выплаты пенсии за счет средств местного бюджета. Этот закон обратной силы не имеет, и вступил в законную силу с 10 января 2009 года. Поэтому действие решения Мценского городского Совета народных депутатов от 23 марта 2009 г. № 219-МПА также распространено на правоотношения, возникшие после 10 января 2009 года. Поэтому просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора Косьяновой С.Е., которая полагала, что в удовлетворении иска следует отказать, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 24 Закона РФ от 02.03.2007 N 25-ФЗ (в редакции от 17.07.2009) «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Частью 4 ст. 35 Закона Орловской области от 09.01.2008 №736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» предусматривается, что в стаж муниципальной службы для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в Орловской области, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, для поощрения за муниципальную службу в Орловской области и установления пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж.
Как усматривается из трудовой книжки Бесовой К.В. она выработала необходимое количество времени необходимого ей для получения пенсии за выслугу лет (л.д. 6 – 8).
Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Бесова К.В. с ДД.ММ.ГГГГ получает трудовую пенсию (л.д. 9), с муниципальной должности начальника отдела администрации города Мценска она уволена с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Частью 3 ст. 23 Закона № 736-ОЗ, в редакции, ранее распространявшейся на Бесову К.В., предусматривалось, что муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере <данные изъяты> процентов среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях. За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на <данные изъяты> процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать <данные изъяты> процентов среднемесячного заработка муниципального служащего.
Согласно ч. 4 ст. 23 данного Закона размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы.
В силу ч. 5 данной статьи порядок назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, нормами указанного Закона № 736-ОЗ, а также нормами Положения «О порядке назначения, перерасчета, индексации выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Мценске» № 140-МПА от 28 мая 2008 года не предусмотрен порядок осовременивания среднего заработка, из которого должна назначаться пенсия за выслугу лет лицам, проходившим муниципальную службу, которым ранее были назначены доплаты к пенсиям, и обратившимся в соответствии с ч. 5 ст. 35 Закона № 736-03 за назначением им пенсии за выслугу лет.
В то же время, из приведенных выше положений ч. 4 ст. 23 Закона №736-ОЗ следует, что пенсия за выслугу лет таким лицам должна назначаться исходя из их среднего заработка.
Поэтому применение администрацией г. Мценска коэффициента роста должностного оклада - 7,92, не основано на указанном положении Закона, поскольку такой коэффициент отражает рост должностного оклада по занимаемой истцом на момент увольнения должности. При этом данный коэффициент не учитывает реального роста заработной платы по должности, замещавшейся истцом на момент увольнения с муниципальной службы, поскольку должностной оклад является лишь частью заработной платы муниципального служащего города Мценска, а её структура в настоящее время значительно изменилась.
В связи с этим применение администрацией г. Мценска при расчете размера указанной пенсии Бесовой К.В. коэффициента осовременивания её заработка, равного 7,92, является незаконным.
В то же время, применение коэффициента роста МРОТ – 27,5, на который ссылается истица, также не основано на положениях вышеуказанных нормативных актов.
Поэтому суд пришел к выводу о том, что при определении размера Бесовой К.В. пенсии за выслугу лет её среднемесячный заработок должен определяться администрацией г. Мценска исходя из денежного содержания по занимаемой ей на момент увольнения с муниципальной службы должности с учетом общего стажа муниципальной службы, а также ограничения размера среднего заработка - не более 2,3 должностного оклада, предусмотренного ст. 23 Закона № 736-ОЗ в редакции, действующей на момент назначения истцу пенсии за выслугу лет.
Статьей 21 Закона № 736-ОЗ предусмотрено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из следующих ежемесячных и иных дополнительных выплат:
1) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;
2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
3) премий за выполнение особо важных и сложных заданий, а также иных премий;
4) ежемесячного денежного поощрения;
5) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
6) материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.
Должностной оклад начальника отдела администрации города Мценска с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 156).
Пенсии за выслугу лет размер должностных окладов муниципальных служащих г. Мценска, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления, применительно к Бесовой К.В. следует определять по Положению «О денежном содержании муниципальных служащих города Мценска», утвержденным Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 23.04.2008 года № 136-МПА. Части денежного содержания муниципального служащего, согласно данному Положению в совокупности составляют 2,3 должностного оклада муниципального служащего, в связи с чем пенсия за выслугу лет должна была быть рассчитана истице из оклада в <данные изъяты> рублей.
Исходя из изложенного, размер недоплаченной пенсии Бесовой К.В. определяется судом следующим образом.
Действующий должностной оклад по должности, которую занимала истица перед увольнением, составляет <данные изъяты> рублей, таким образом, пенсия Бесовой К.В. за выслугу лет составит: <данные изъяты> рублей.
Из указанной суммы следует вычитать базовую и страховую пенсии (л.д. 131 – 134), а также произведенные выплаты пенсии по выслуге лет (л.д. 157).
Таким образом, расчет недоплаченной Бесовой К.В. пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по июль 2010 года исчисляется следующим образом:
2008 год
Январь <данные изъяты>
Февраль <данные изъяты>
Март <данные изъяты>
Апрель <данные изъяты>
Май <данные изъяты>
Июнь <данные изъяты>
Июль <данные изъяты>
Август <данные изъяты>
Сентябрь <данные изъяты>
Октябрь <данные изъяты>
Ноябрь <данные изъяты>
Декабрь <данные изъяты>
ИТОГО: <данные изъяты>
2009 год
Январь <данные изъяты>
Февраль <данные изъяты>
Март <данные изъяты>
Апрель <данные изъяты>
Май <данные изъяты>
Июнь <данные изъяты>
Июль <данные изъяты>
Август <данные изъяты>
Сентябрь <данные изъяты>
Октябрь <данные изъяты>
Ноябрь <данные изъяты>
Декабрь <данные изъяты>
ИТОГО: <данные изъяты>
2010 год
Январь <данные изъяты>
Февраль <данные изъяты>
Март <данные изъяты>
Апрель <данные изъяты>
Май <данные изъяты>
Июнь <данные изъяты>
Июль <данные изъяты>
ИТОГО: <данные изъяты>
Сумма, подлежащая взысканию с администрации города Мценска составляет <данные изъяты> рубля.
Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 23.03.2009 года № 219-МПА внесены изменения в ст. 3 вышеуказанного Положения «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске», которыми предусматривается, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать установленного ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.
При этом пунктом 2 данного Решения предусмотрено, что оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 10 января 2009 года.
Оспаривая положение пункта 2 Решения Мценского городского Совета народных депутатов от 23.03.2009 года № 219-МПА о распространении действия данного Решения на правоотношения, возникшие с 10 января 2009 года, Бесова К.В. ссылается на то, что в этой части Решение № 219-МПА противоречит Закону Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области», поскольку для лиц, ранее занимавших должности государственной гражданской службы Орловской области, законом не предусмотрено каких-либо ограничений по перерасчету размеров пенсий за выслугу лет, назначенных им до вступления в силу Закона Орловской области от 08.07.2008 N 791-ОЗ, которым были внесены аналогичные изменения в ч. 3 ст. 53 Закона Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области».
В связи с внесением Законом Орловской области от 25.12.2008 N 858-ОЗ изменений в ст. 23 Закона Орловской области от 09 января 2008 года N 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области», данная норма была изложена в новой редакции и ч. 1 ст. 23 Закона предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области "О государственной гражданской службе Орловской области".
При этом статьей 2 Закона Орловской области от 25.12.2008 N 858-ОЗ было предусмотрено, что он вступает в силу через 10 дней с момента официального опубликования.
Оспариваемым положением нарушаются права Бесовой К.В., поскольку она поставлена в неравное положение по сравнению с муниципальными служащими г. Мценска, которым такая пенсия была назначена после 10 января 2009 года, поскольку размер среднемесячного заработка, исходя из которого им исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать установленного ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы. В то время как ранее действовавшим положением предельный размер был ограничен 2,3 должностного оклада.
По изложенным основаниям положение пункта 2 Решения Мценского городского Совета народных депутатов от 23.03.2009 года № 219-МПА противоречит Закону Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области», поэтому следует признать его недействующим в этой части со дня его принятия данного нормативного правового акта.
Таким образом, исковые требования Бесовой К.В. в этой части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Суд находит, что в части компенсации морального вреда в удовлетворении иска следует отказать.
Суд исходит из того вышеназванным нормативным правовым актом и неправильным расчетом пенсии, нарушены имущественные права Бесовой К.В. и ее право на социальное обеспечение, в части имущественных прав (недополученная пенсия). В тоже время Бесова К.В. не представила доказательств того, что указанными действиями были нарушены ее личные неимущественные права или эти действия посягали на принадлежащие ей другие материальные блага.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд находит необходимым взыскать с каждого из ответчиков в пользу Бесовой К.В. по <данные изъяты> рублей – понесенных расходов по государственной пошлине.
руководствуясь ст. ст. 197 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бесовой К.В. удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня его принятия нормативного правового акта - пункта 2 решения Мценского городского Совета народных депутатов Орловской области №219 – МПА от 23 марта 2009 года «О внесении изменений в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске», в той части, что данное решение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 10 января 2009 года.
Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта в этой части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Обязать Мценский городской Совет народных депутатов Орловской области опубликовать сообщение о настоящем решении в газете «Мценский край» в течение одного месяца после вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с администрации города Мценска Орловской области в пользу Бесовой К.В. <данные изъяты> <данные изъяты> рубля.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с администрации города Мценска Орловской области в пользу Бесовой К.В. <данные изъяты> <данные изъяты> рублей в возмещение судебных расходов.
Взыскать с Мценского городского Совета народных депутатов Орловской области в пользу Бесовой К.В. <данные изъяты> рублей в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий С.В. Сорокин