Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 апреля 2011 года г. Мценск Мценский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Икусовой Г.В., при секретаре Свиридовой Н.Ю., с участием старшего помощника прокурора Мценской межрайонной прокуратуры Асадовой Т.И., представителей ответчиков Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №15 Бочаровой З.В. и администрации г. Мценска – Бобковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мценского района в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад комбинированного вида № 15 г. Мценска и Администрации г. Мценска о понуждении к совершению действий, у с т а н о в и л: Прокурор Мценского района Орловской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлениями в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад комбинированного вида № 15 г. Мценска и Администрации г. Мценска о понуждении к совершению действий. Прокурор просит обязать ответчиков исполнить в полном объеме комплекс мер пожарной безопасности в названном образовательном учреждении: здание учреждения оборудовать прямой телефонной связью с ближайшими подразделениями пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. Свои требования прокурор мотивирует тем, что в МДОУ детский сад комбинированного вида № 15, расположенном на территории г. Мценска, в нарушение правил и норм пожарной безопасности отсутствует прямая телефонная связь с ближайшими подразделениями пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. Все это ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, нарушает право детей на их защиту при чрезвычайных ситуациях. Свои требования к ответчикам прокурор основывает на положениях ст. 41 Конституции РФ, ст.ст. 31,32,39,51 ФЗ «Об образовании», ст.ст. 21, 120 ГК РФ. В судебном заседании старший помощник прокурора района Асадова Т.И. в полном объеме поддержала заявленные требования и пояснила, что в соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69 - ФЗ, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно п. 39 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313) организации с массовым пребыванием людей необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. В нарушение указанных требований, здание детского сада прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи не оборудовано. В соответствии со ст.ст. 32. 39, 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. В компетенцию образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными нормами. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения и пр. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, несут ответственность в пределах своей компетенции. В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. Просит суд возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 г. Мценска обязанность устранить выявленные нарушения в срок до 01.09.2011 года, а именно здание учреждения оборудовать прямой телефонной связью с ближайшими подразделениями пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. В случае отсутствия денежных средств просит субсидиарную ответственность возложить на учредителя - Администрацию г. Мценска. Представитель ответчика МДОУ детский сад комбинированного вида № 15 Бочарова З.В. требования прокурора признала, но пояснила, что предписание об обязанности оборудования их Учреждения прямой телефонной связью с ближайшими подразделениями пожарной охраны было выписано в 2011 году. Учреждение оборудовано новой АПС с голосовым оповещением, по вопросу выделения дополнительных денежных средств на оборудование телефонной связью она обращалась к Главе администрации. В настоящее время денежные средства по данной статье расхода не предусмотрены в сметах детского учреждения, поэтому она, как руководитель не имеет возможности исполнить предписание органа пожарного надзора и требования прокурора. Понимает, что отсутствие данной связи является нарушением норм противопожарной безопасности, но при наличии соответствующего финансирования прямая телефонная связь будет установлена Представитель ответчика - администрации г. Мценска Бобкова Е.С. требования прокурора посчитала необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: согласно пункту 39 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03, утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313) организации с массовым пребыванием людей необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. В данном случае ближайшее подразделение пожарной охраны находится в г. Мценске, оно же является центральным пунктом пожарной связи г. Мценска и Мценского района, следовательно, и прямая телефонная связь должна быть с пожарной частью г. Мценска. Однако у данной пожарной части, со слов представителя пожарного надзора, такой технической возможности нет, поэтому предлагается провести такую связь на пульт в город Орел, что, на взгляд ответчика, противоречит пункту 39 вышеназванных правил. Требование устранить выявленные нарушения в срок до 1 сентября 2011 года не основаны на законе, поскольку учреждения в смету на 2011 год не заявляли денежные средства на эти цели, а формирование бюджетных документов по финансированию учреждений, согласно бюджетному Кодексу РФ, осуществляется до 1 июня текущего года на очередной финансовый год. Следовательно, учреждения могут заявить необходимые расходы до 1 июня 2011 года, чтобы они были включены в финансирование учреждения на 2012 год. Таким образом, установленный срок прокуратурой нереален и противоречит действующему законодательству. Требование прокурора в случае отсутствия денежных средств, субсидиарную ответственность возложить на учредителя — администрацию города Мценска также не имеет под собой оснований. Согласно статье 120 ГК РФ Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением, за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, кроме того, учредителем учреждений является не администрация города Мценска, а Управление общего и профессионального образования. Представитель третьего лица - отдела государственного пожарного надзора по г. Мценску – Конищев А. В. в судебном заседание не явился, однако от него поступил письменный отзыв на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. ст. 1, 34 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Положениями ст. 37 данного Закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Помимо этого, в соответствии со 38 указанного выше Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: руководители органов местного самоуправления: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Положениями п. 3 ч. 3 ст. 32 вышеуказанного Закона РФ предусматривается ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно Уставу Учредителем МДОУ детский сад комбинированного вида № 15 является муниципальное образование г. Мценск в лице администрации г. Мценска, который несет ответственность по обязательствам детского сада в случаях и пределах, установленных гражданским законодательством. Информацией начальника отделения ГПН (л.д. 28, 34) подтверждается факт нарушения в МДОУ детский сад комбинированного вида № 15 правил и норм пожарной безопасности. Согласно обращению главы администрации г. Мценска к начальнику управления МЧС по г. Мценску и Мценскому району ФИО7(л.д. 37) Администрация г. Мценска гарантирует выделение денежных средств во втором квартале 2011 года для муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в списке которых находится МДОУ детский сад № 15 на вывод сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны, в соответствии с Протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 20 августа 2010 года. В силу ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья. Согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании» ( в редакции ФЗ №258-ФЗ от 29.12.06г.) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относятся к полномочиям муниципальных районов. В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии со ст.19 ФЗ №69 от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» (в редакции ФЗ № 63 от 26.04.07г.) к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Согласно ст.1 названного Закона первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения. Таким образом, перечисленными материалами дела и нормативными актами предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и предотвращения воздействия на людей опасных факторов пожара и других чрезвычайных ситуаций, в детских садах должны соблюдаться Правила противопожарной безопасности, и в частности здания должны быть оборудованы прямой телефонной связью с ближайшими подразделениями пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. Однако ответчики никаких действий по выполнению указанных требований не предпринимали, поскольку нарушения данных требований до настоящего времени не устранены, чем ставятся под угрозу сохранность муниципального имущества, а также жизнь и здоровье граждан, и, в частности, детей детского сада. При этом суд считает, что ссылка ответчиков на отсутствие финансовых средств не может быть принята во внимание, поскольку данный довод не основан на законе и не освобождает ответчиков от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований пожарной безопасности. На основании вышеизложенного суд считает заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. В то же время суд считает необходимым скорректировать срок, до которого ответчики должны устранить выявленные нарушения. Учитывая, что формирование бюджетных документов по финансированию учреждений, согласно бюджетному Кодексу РФ осуществляется до 1 июня текущего года на очередной финансовый год и денежные средства на осуществление указанных мероприятий в смету 2011 года не заложены, срок исполнения требований по исправлению допущенных нарушений противопожарных правил необходимо установить до 01.09.2012 года. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Мценского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида № 15 г. Мценска и Администрации г. Мценска о понуждении к совершению действий удовлетворить. Обязать МДОУ детский сад комбинированного вида № 15 г. Мценска и Администрацию города Мценска оборудовать прямой телефонной связью с ближайшими подразделениями пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов здание учреждения в срок до 01.09.2012 года. Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Икусова Г.В. <данные изъяты> <данные изъяты>а