о приостановлении незаконного пользования водным объектом



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года        г.Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Икусовой Г.В.,

с участием помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора Финадеева А.С.,

представителя ответчика ОАО «Мценский завод коммунального машиностроения» Бортникова Л.Н. по доверенности,

представителей третьих лиц отдела водных ресурсов по Орловской области Московско-Окского бассейнового водного управления Кочеткова А.Г. и Управления по охране и использовании объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области Комарова С.В. по доверенности,

при секретаре Филиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ОАО «Мценский завод коммунального машиностроения» о приостановлении незаконного пользования водным объектом,

установил:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Мценский завод коммунального машиностроения» о приостановлении незаконного пользования водным объектом.

В обосновании исковых требований указал, что по информации отдела водных ресурсов Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсы Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой была проведена проверка, в результате которой установлено, что ОАО «Мценский завод «Коммаш» осуществляет деятельность по производству машин для коммунального хозяйства. Предприятие находится на одной промышленной площадке, где организована система ливневой канализации, через которую ОАО «Мценский завод «Коммаш» осуществляет сброс загрязненных дождевых и талых сточных вод со своей территории по двум выпускам в реку Зуша в объеме 10,0тыс.м3/кв.

В нарушение водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды на протяжении длительного времени ОАО «Мценский завод «Коммаш» осуществляет пользование федеральным водным объектом - рекой Зуша, для сброса неочищенных сточных вод с территории предприятия, не имея решения исполнительного органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях. Никакие меры к получению такого решения им не принимаются по причине того, что предприятие планирует подключить систему ливневой канализации к городскому канализационному коллектору. Но на протяжении более года планы в этом направлении им не реализуются, реконструкция ливневой канализации не проведена, пользование водным объектом не прекращено.

Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (НДС) в сточных водах для ОАО «Мценский завод «Коммаш» не установлены, предшествующий этому проект НДС не разработан, не согласован с уполномоченными органами и не утвержден, разрешение федерального органа исполнительной власти на сброс не получено.

При этом результаты производственного контроля качества сбрасываемых предприятием сточных вод в реку Зуша за ДД.ММ.ГГГГ показывают превышения в них предельно-допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ для рыбохозяйственных водоемов по БПКП и тяжелым металлам: железу, меди, цинку, что является нарушением основных принципов водного законодательства.

Незаконная деятельность ОАО «Мценский завод «Коммаш» нарушает интересы Российской Федерации как собственника водного объекта, на рациональное использование и охрану поверхностных вод от вредных природных и антропогенных факторов, снижающих их качество, степень пригодности и безопасности, недопустимость его самовольного использования, на достоверную гидрологическую информацию о его состоянии.

Просит возложить на ответчика обязанности приостановить незаконную деятельность по сбросу сточных вод через систему ливневой канализации по двум выпускам в реку Зуша с промышленной площадки по <адрес>», до получения разрешения о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях, предоставив срок для добровольного исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор Финадеев А.С. исковые требования поддержал по указанным выше доводам.

Представитель ответчика ответчика ОАО «Мценский завод коммунального машиностроения» Бортникова Л.Н. по доверенности исковые требования признал в полном объеме. Суду пояснил, предписание в установленный срок не было исполнено в силу экономических причин, работы с простоями, неполной рабочей недели. В настоящее время ведутся работы по строительству канализационно-насосной станции. До ДД.ММ.ГГГГ планируется исключить сброс сточных вод и запустить канализационно-насосную станцию.

Представитель третьего лица отдела водных ресурсов по Орловской области Московско-Окского бассейнового водного управления Кочетков А.Г. не возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что водный объект река Зуша относится к федеральной собственности. ОАО «Коммаш» осуществляет сброс загрязненных сточных вод в р. Зуша. В соответствии с действующим законодательством пользование указанным водным объектом осуществляется на основании решения Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области, которое у ОАО «Коммаш» отсутствует. Для его получения необходимо строительство очистных сооружений, предоставив ответчику срок для их возведения до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Управления по охране и использовании объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области Комаров С.В. по доверенности не возражал против удовлетворения исковых требований. Учитывая, что в настоящее время контроль за ливневыми стоками не может быть осуществлен и не зависит от предприятия, следует предоставить ОАО «Коммаш» срок до ДД.ММ.ГГГГ для разрешения возникшей ситуации.

Выслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Как установлено в судебном заседании, ОАО «Мценский завод «Коммаш» осуществляет деятельность по производству машин для коммунального хозяйства. Предприятие находится на одной промышленной площадке, где организована система ливневой канализации, через которую ОАО «Мценский завод «Коммаш» осуществляет сброс загрязненных дождевых и талых сточных вод со своей территории по двум выпускам в реку Зуша в объеме 10,0тыс.м3/кв.

В нарушение водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды на протяжении длительного времени ОАО «Мценский завод «Коммаш» осуществляет пользование федеральным водным объектом - рекой Зуша, для сброса неочищенных сточных вод с территории предприятия, не имея решения исполнительного органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях. Никакие меры к получению такого решения им не принимаются по причине того, что предприятие планирует подключить систему ливневой канализации к городскому канализационному коллектору. Но на протяжении более года планы в этом направлении им не реализуются, реконструкция ливневой канализации не проведена, пользование водным объектом не прекращено.

Статьей 8 Водного кодекса РФ гарантировано право федеральной собственности на поверхностные водные объекты - водотоки (реки, ручьи, каналы) в границах территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 9, п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 21 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование юридическим лицам для сброса сточных вод осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти в пределах их полномочий, предусмотренных ст.ст. 24-27 Водного кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти своих субъектов полномочия по предоставлению водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на их территориях, в пользование на основании указанных выше решений.

На территории Орловской области реализация этих полномочий возложена на Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области в силу п. 32 ч. 4 р. 2 Положения о нем, утвержденным Постановлением Правительства области от 30.04.2009 года № 30.

Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, содержание такого решения регламентированы ст. 22 Водного кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 844.

Согласно этим нормам, решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ на основании заявления потенциального водопользователя и представленных им документов по перечню.

Исходя из понятий, данных в ст. 1 Водного кодекса РФ, права и обязанности водопользователей, включая охрану и рациональное использование водных ресурсов, предусмотренные ст. 39 Водного кодекса РФ, возникают у юридических лиц, которым в установленном порядке предоставлено право пользования водным объектом.

Из этого следует, что отсутствие у юридического лица официального решения о предоставлении водного объекта в пользование делает невозможным возложение на него и исполнение им обязанностей по соблюдению требований законодательства о рациональном использовании и охране водных ресурсов и перечисленных выше условий, закрепленных таким решением.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Наряду с выполнением условий водопользования, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование, поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты в соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ.

В силу ч. 4 ст. 35, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых вредных веществ и микроорганизмов превышает установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, также регулируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Статьями 19, 22 указанного Федерального закона предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, которые должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ сбросы химических, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов допускаются субъектами хозяйственной и иной деятельности на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, которыми в рассматриваемом случае являются территориальные органы Росприроднадзора.

Статьей 39 вышеуказанного Федерального закона на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, возложены обязанности по соблюдению нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Судом установлено, что нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (НДС) в сточных водах для ОАО «Мценский завод «Коммаш» не установлены, предшествующий этому проект НДС не разработан, не согласован с уполномоченными органами и не утвержден, разрешение федерального органа исполнительной власти на сброс не получено.

При этом результаты производственного контроля качества сбрасываемых предприятием сточных вод в реку Зуша за ДД.ММ.ГГГГ показывают превышения в них предельно-допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ для рыбохозяйственных водоемов по БПКП и тяжелым металлам: железу, меди, цинку, что является нарушением основных принципов водного законодательства.

Ранее, по материалам прокурорской проверки постановлениями государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ за самовольное пользование водным объектом с нарушением правил водопользования сотрудник ОАО «Мценский завод «Коммаш» привлекался к административной ответственности по ст. 7.6., ч. 1 ст. 8.14. КоАП РФ. Одновременно предприятию выдавалось предписание об устранении допущенных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое не исполнено.

В силу п. 4 ст. 4.1. КоАП РФ, ч. 2 ст. 68 Водного кодекса РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой в отношении него были применены меры административной ответственности.

Таким образом, незаконная деятельность ОАО «Мценский завод «Коммаш» нарушает интересы Российской Федерации как собственника водного объекта, на рациональное использование и охрану поверхностных вод от вредных природных и антропогенных факторов, снижающих их качество, степень пригодности и безопасности, недопустимость его самовольного использования, на достоверную гидрологическую информацию о его состоянии.

На основании ст. 56 Федерального закона и ч. 4 ст. 44 Водного кодекса РФ деятельность юридических лиц, осуществляемая с нарушением перечисленных выше природоохранных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена.

Однако в настоящее время ОАО «Мценский завод «Коммаш» выдано второе предписание об устранении допущенных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, но ответчиком утверждены мероприятия по строительству насосной станции ливневых стоков и подготовлена разрешительная документация на использование водных объектов.

В связи с тем, что срок для устранения нарушений установлен до ДД.ММ.ГГГГ и учитывая, что ответчик приступил к строительству канализационной насосной станции, суд считает возможным предоставить срок для добровольного исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, поскольку у ответчика не возникло право пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным законодательством, исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Мценский завод «Коммаш» о приостановлении незаконного пользования водным объектом, следует удовлетворить.

Учитывая, что истец при подаче иска был освобожден от оплаты госпошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования г. Мценск на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.198-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на открытое акционерное общество «Мценский завод коммунального машиностроения» обязанности приостановить незаконную деятельность по сбросу сточных вод через систему ливневой канализации по двум выпускам в реку Зуша с промышленной площадки по <адрес>, до получения разрешения о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях, предоставив срок для добровольного исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с открытого акционерного общества «ОАО «Мценский завод коммунального машиностроения» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Мценск в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда будет составлено 29 июля 2011 года.

Председательствующий:                    Икусова Г.В.