Решение оп иску Природохранного прокурора к ОАО `Мценский мясоперерабатывающиц комбинат` о понуждении к выполнению уловий пользования недрами



Дело                                  

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2011 года                                                                        г. Мценск

            

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Наумкиной В.Н.,

при секретаре Тарасовой С.В.,

с участием помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора - Чекарева П.В., представителя ответчика ОАО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» - Жиркова Д.Л., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» о понуждении к выполнению условий пользования недрами,

УСТАНОВИЛ:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Мценский районный суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ОАО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» о понуждении к выполнению условий пользования недрами, в котором просит суд возложить на ответчика обязанности оборудовать принадлежащие ему артезианские скважины (<данные изъяты>), (<данные изъяты>), расположенные на его территории по <адрес>, устройствами для замеров уровней подземных вод и обеспечить ведение регулярных наблюдений за динамикой и уровневым режимом подземных вод на этих участках недр в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указал, что по информации ТЦ «Орел-Геомониторинг» Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о недрах в отношении предприятий, осуществляющих добычу подземных вод на территории области. В результате проверки установлено, что на основании свидетельств о государственной регистрации права , от ДД.ММ.ГГГГ в собственности и на балансе ОАО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» находятся две артезианские скважины: (<данные изъяты>), (<данные изъяты>), расположенные на его территории по <адрес>. За счет эксплуатации этих водозаборных сооружений ответчиком осуществляется добыча подземных вод из водоносных воронежско-ливенского и задонско-оптуховского карбонатных комплексов для обеспечения производственно-технологических и хозяйственно-питьевых нужд предприятия. На право пользования недрами для добычи подземных вод ОАО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» выдана лицензия , зарегистрированная в реестре ДД.ММ.ГГГГ за , сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с законодательством и условиями пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии от ДД.ММ.ГГГГ (приложение 1), на ОАО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» возложены обязанности (пункт 10.6.):

- в процессе эксплуатации водозабора обеспечить ведение мониторинга с целью получения достоверной информации о динамике и качестве подземных вод, использование которой позволит своевременно принимать необходимые меры по компенсации негативного воздействия эксплуатации водозабора на условия водопользования и экологические условия;

- для ведения мониторинга оборудовать эксплуатационную скважину устройством для замеров статического и динамического уровней воды в срок до ДД.ММ.ГГГГ, резервную скважину оборудовать таким же устройством при вводе ее в эксплуатацию;

- замеры динамического и статического уровней воды в скважинах проводить ежемесячно, не ранее чем через 2 часа после остановки насоса с точностью до 1см;

- сведения об уровнях воды в скважинах с указанием даты замеров в форме ежеквартальной отчетности о ежемесячном водоотборе и уровневом режиме подземных вод предоставлять в ТЦ «Орел-Геомониторинг» не позднее 5 числа следующего за отчетным кварталом месяца. Ответчиком приведенные выше требования закона и лицензионные условия пользования недрами при добыче подземных вод из водоносных воронежско-ливенского и задонско-оптуховского карбонатных комплексов не соблюдены. В процессе эксплуатации принадлежащих ему артезианских скважин мониторинг подземных вод надлежащим образом не обеспечивается. Необходимые для ведения такого мониторинга устройства для замеров уровней подземных вод до настоящего времени на скважинах не установлены, достоверный учет оставляемых в недрах питьевых ресурсов не осуществляется, данные наблюдений за динамикой и уровневым режимом подземных вод в форме ежеквартальной отчетности в ТЦ «Орел-Геомониторинг» не предоставляются. Допущенные нарушения в деятельности ОАО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» не отвечают основным требованиям к рациональному использованию и охране недр, поскольку не позволяют достоверно оценить запасы питьевых вод на лицензионных участках, выявить признаки негативного воздействия водозабора на состояние водоносного горизонта, своевременно предупредить истощение подземных вод, гарантировать стабильность и достаточность питьевых ресурсов для нужд государства, населения, будущего поколения. Отсутствие данных мониторинга за состоянием подземных вод на конкретном участке недр не обеспечивает полноту и достоверность государственного мониторинга водных объектов, который представляет собой единую систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния подземных вод на территории РФ. В свою очередь, достоверные данные государственного мониторинга позволяют своевременно выявить и прогнозировать развитие негативных процессов, влияющих на состояние подземных вод в регионе и на территории государства в целом, разработать и реализовать меры по предотвращению таких процессов, оценить эффективность осуществления пользователем мероприятий по охране недр. Неисполнение ответчиком возложенных на него законом обязанностей по ведению регулярных наблюдений за уровневым режимом подземных вод нарушает интересы Российской Федерации как собственника недр, включая содержащиеся в них природные ресурсы, на рациональное использование и охрану месторождения, на достоверную гидрогеологическую информацию о его запасах. Одновременно, такое бездействие ответчика нарушает гарантированное статьями 42 Конституции РФ, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право граждан Российской Федерации (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на её защиту от негативного воздействия хозяйственной деятельности, на стабильное, качественное и полное удовлетворение жизненно-важных потребностей в питьевой воде. Поскольку ответчиком нарушены установленные законодательством требования к рациональному использованию и охране недр, интересы государства и граждан РФ в области охраны окружающей среды, характер данного спора свидетельствует о его возникновении исключительно из экологических правоотношений. В связи с указанными обстоятельствами Орловский природоохранный межрайонный прокурор просит суд возложить на ОАО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» обязанности оборудовать принадлежащие ему артезианские скважины (<данные изъяты>), (<данные изъяты>), расположенные на его территории по <адрес>, устройствами для замеров уровней подземных вод и обеспечить ведение регулярных наблюдений за динамикой и уровневым режимом подземных вод на этих участках недр в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора - Чекарев П.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по выше указанным основаниям и просил суд возложить на ОАО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» обязанности оборудовать принадлежащие ему артезианские скважины (<данные изъяты>), (<данные изъяты>), расположенные на его территории по <адрес>, устройствами для замеров уровней подземных вод и обеспечить ведение регулярных наблюдений за динамикой и уровневым режимом подземных вод на этих участках недр в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика ОАО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» - Жирков Д.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора признал в полном объеме.

Представители третьих лиц - Управления Росприроднадзора по Орловской области и Территориального центра государственного мониторинга геологической среды и водных объектов Орловской области в судебное заседание не явились, в представленных заявлениях просят суд рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора поддерживают.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.

Согласно ст. ст. 5, 8, 43 Водного кодекса РФ водоносные горизонты относятся к подземным водным объектам, форма собственности и порядок использования которых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения регулируются законодательством о недрах.

Правовые основы комплексного рационального использования и охраны недр в целях защиты интересов государства и граждан Российской Федерации установлены Законом РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (далее по тексту -Закон).

Статьей 1.2. Закона гарантировано право государственной собственности на недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы.

Согласно ст. 11 Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу ст. 15 Закона государственная система лицензирования пользования недрами в целом направлена на обеспечение социальных, экологических и других интересов населения конкретной территории и всех граждан Российской Федерации.

Среди условий пользования недрами, закрепленных лицензией, должны быть установлены:согласованный уровень добычи минерального сырья (п. 7 ст. 12 Закона);условия выполнения предусмотренных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды (п. 9 ст. 12 Закона).

Статьей 23 Закона установлены основные требования по рациональному использованию и охране недр, которыми являются:

обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр (п. 2);

достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых (п. 6).

В целях соблюдения данных требований статьей 22 Закона на пользователей недр возложены обязанности обеспечить:

предоставление геологической информации в федеральный и территориальный фонды геологической информации;

предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых, оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых и содержащихся в них компонентах в федеральный и территориальный фонды геологической информации;

соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, в частности - от истощения;

выполнение условий, установленных лицензией.

Перечисленные обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии согласно ст. 9 Закона.

Аналогичные положения закреплены пунктами 3, 4 Правил охраны недр, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71, п. 6.2. указанного выше Положения о лицензировании.

В соответствии с пунктами 150, 151 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 года № 71 в пределах горного отвода пользователем недр должны обеспечиваться гидрогеологические наблюдения и контроль за состоянием подземных вод, охрана вод от истощения, предупреждение и устранение вредного воздействия добычных работ на окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что открытое акционерное общество «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» поставлено на учет ДД.ММ.ГГГГ в налоговом органе в качестве юридического лица (л.д. 12), внесено в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ и сообщению от ДД.ММ.ГГГГ, выданными ОАО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат», следует, что у них имеется две скважины: <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенные на территории предприятия по адресу: <адрес>, которые числятся на балансе предприятия (л.д. 23, 48). На каждую из указанных скважин имеется технические паспорта (л.д. 21-28, 29-33).

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что за ОАО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» зарегистрировано право собственности на артскважину , площадью <данные изъяты>, кадастровый номер , и артскважину , площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер (л.д. 21-22).

ОАО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» выдана лицензия , зарегистрированная ДД.ММ.ГГГГ в реестре за , сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ на право пользования недрами, с целевым назначением и видами работ: добыча питьевых подземных вод для обеспечения производственно-технологических и хозяйственно-питьевых нужд предприятия, жилых домов предприятия и передачи другим потребителям (л.д. 34-44). Дополнением к лицензии на право пользованиями недрами от ДД.ММ.ГГГГ срок действия лицензии заменен на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-47).

Согласно информации директора ТЦ «Орел-Геомониторинг», представленной Орловскому природоохранному межрайонному прокурору, следует, что ОАО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» в 2010 году отчетность в соответствии с условиями лицензии на право пользования недрами не предоставлялась (л.д. 8-10).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиком требования по рациональному использованию и охране недр не исполняются, так как невозможно достоверно оценить запасы питьевых вод на лицензионных участках, выявить признаки негативного воздействия водозаборов на состояние водоносного горизонта, своевременно предупредить истощение и загрязнение подземных вод, гарантировать стабильность, достаточность и безопасность питьевых ресурсов для нужд государства, населения, будущего поколения, в связи с чем суд приходит к выводу, что такое бездействие ответчика нарушает гарантированное статьями 42 Конституции РФ, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право граждан Российской Федерации (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия хозяйственной деятельности, на стабильное, качественное и полное удовлетворение жизненно-важных потребностей в питьевой воде.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

С учетом изложенного суд находит исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что истец при подаче иска был освобожден от оплаты госпошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «г. Мценск» на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Возложить на открытое акционерное общество «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» обязанность оборудовать принадлежащие ему артезианские скважины (<данные изъяты>), (<данные изъяты>), расположенные на его территории по <адрес>, устройствами для замеров уровней подземных вод и обеспечить ведение регулярных наблюдений за динамикой и уровневым режимом подземных вод на этих участках недр в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с открытого акционерного общества «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Мценск в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение 10 дней с момента оглашения решения.

Председательствующий                                                В.Н. Наумкина