Дело № 2-106/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 июля 2011 года с. Новокиевский Увал Мазановский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Тарасова А.Н. при секретаре: Сурженко М.В. с участием: прокурора Богомолова А.Н.. представителя третьего лица - Государственного пожарного надзора по Мазановскому району Колупаева С.Н. действующего на основании доверенности от 13.07.2011 года. представителя третьего лица – Государственного Учреждения «Мазановское лесничество» Гордеева В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Мазановского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Майского сельсовета Мазановского района Амурской области о признании бездействие администрации Майского сельсовета Мазановского района по непринятию первичных мер пожарной безопасности в лесах на территории Майского сельсовета, и непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций лесных пожаров на территории Майского сельсовета незаконными. Установил: Прокурор Мазановского района обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействий администрации Майского сельсовета Мазановского района по непринятию первичных мер пожарной безопасности в лесах на территории Майского сельсовета, и непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций лесных пожаров на территории Майского сельсовета незаконными, и в обосновании своих требований указал следующее. Прокуратурой Мазановского района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о пожарной безопасности в лесах проведена проверка соблюдения указанного законодательства на территории муниципального образования Майского сельсовета Мазановского района. В ходе проверки установлено, что администрацией Майского сельсовета ненадлежащим образом исполняются полномочия по принятию первичных мер пожарной безопасности в лесах на территории Майского сельсовета, по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Майского сельсовета Мазановского района, защите населения и территории Майского сельсовета Мазановского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - лесных пожаров. Так, согласно акту проверки № 30 от 22.03.2010 отделения государственного пожарного надзора по Мазановскому району установлено, что на территории муниципального образования Майский сельсовет не оборудованы подъезды для надежного забора воды пожарной техникой из естественных водоемов в радиусе 200 метров (п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313). На основании вышеуказанного акта проверки 26.03.2010 года отделением ГПН по Мазановскому району главе администрации Майского сельсовета выдано предписание № 30/11/10 об устранении выявленных нарушений, в котором установлен срок устранения до 31.05.2011 года. 31.03.2011 года отделением надзорной деятельности по Мазановскому району проведена внеплановая проверка исполнения предписания, выданного 26.03.2011 года. В результате проверки выявлено, что нарушения, указанные в вышеуказанном предписании не устранены. В результате главе администрации Майского сельсовета выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 01.05.2011 года (в части оборудования подъездов к естественным и искусственным водоисточникам) и до 15.04.2011 года (в части оборудования защитными минерализованными полосами территории п. Майский, п. Ивановский, п. Васильевский). Наряду с этим, на основании требования прокурора от 06.06.2011 года, в порядке ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», 09.06.2011 года ОНД по Мазановскому району проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории Майского сельсовета. В ходе проверки составлен акт проверки № 41 от 09.06.2011 года, на основании которого главе Майского сельсовета выдано предписание № 37 от 09.06.2011 года со сроком устранения нарушений до 01.12.2011 года (в части оборудования подъездов к естественным и искусственным водоисточникам), а также до 15.12.2011 года (в части оборудования защитными минерализованными полосами территории п. Майский, п. Ивановский, п. Васильевский). Таким образом, следует сделать вывод о том, что, несмотря на проводимые ОНД по Мазановскому району проверки, а также принимаемые меры в отношении администрации Майского сельсовета в части непринятия мер пожарной безопасности на территории Майского сельсовета, никаких результатов не дало. Несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности в лесах, отсутствие в полном объеме готовности к пожароопасному периоду, может повлечь возникновение лесных пожаров на территории Майского сельсовета Мазановского района, что приведёт к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - лесных пожаров на всей территории Мазановского района, а также может повлечь переброс огня на жилые дома, строения, непосредственно расположенные на территории поселения и привести к человеческим жертвам. Однако конкретных и надлежащих действий по принятию первичных мер пожарной безопасности в лесах на территории Майского сельсовета, по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Майского сельсовета Мазановского района, защите населения и территории Майского сельсовета Мазановского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - лесных пожаров, со стороны администрации Майского сельсовета Мазановского района предпринято не было. Бездействие администрации Майского сельсовета Мазановского района является незаконным по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу требований ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии п.п. 8, 9, 23 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов, обеспечение информирования населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно положениям п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). При таких обстоятельствах, обязанность по принятию первичных мер пожарной безопасности на территории Майского сельсовета Мазановского района, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Майского сельсовета Мазановского района, защите населения и территории Майского сельсовета Мазановского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера лежит на администрации Майского сельсовета Мазановского района. Бездействие администрации Майского сельсовета Мазановского района по непринятию первичных мер пожарной безопасности на территории Майского сельсовета, по непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Майского сельсовета Мазановского района, защите населения и территории Майского сельсовета Мазановского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц. Несоблюдение указанных требований, и отсутствие в полном объеме готовности к пожароопасному периоду может повлечь возникновение лесного пожара, что также ведет к причинению имущественного ущерба, к возникновению угрозы жизни и здоровью людей. В подготовительной части судебном заседании прокурор, конкретизируя исковые требования, просит суд признать бездействие администрации Майского сельсовета Мазановского района по непринятию первичных мер в организации создания подъездных путей и площадок для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории Майского сельсовета, и создание минерализованных противопожарных полос исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на населенные пункты Майского сельсовета Мазановского района. Обязать администрацию Майского сельсовета Мазановского Мазановского района в указанные в предписаниях сроки принять мер в организации по созданию подъездных путей и площадок для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории Майского сельсовета и противопожарных полос исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в границах населенных пунктов территории Майского сельсовета Мазановского района Амурской области. Ответчик - глава администрации Майского сельсовета Мазановского района Малахов В.С. в своем письменном отзыве на исковые требований прокурора возражений не имел, указывая о том, что администрацией Майского сельсовета частично выполнялись действия по принятию мер о предупреждениях чрезвычайных ситуаций на территории Майского сельсовета Мазановского района, и защиты населения и территории Майского сельсовета Мазановского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в виде лесных пожаров. Заявление прокурора рассмотрено в присутствии заинтересованных лиц в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, в объеме заявленных требований. В судебном заседании прокурор, настаивал на удовлетворении заявления и привел аналогичные доводы. Привлеченные по ходатайству прокурора со стороны истца представитель Государственного пожарного надзора как третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Колупаев С.Н., представитель Государственного Учреждения « Мазановское лестничество» Гордеев В.М. исковые требования прокурора Мазановского района поддержали, пояснив суду об их законности, и необходимости ответчиком исполнять требования федерального законодательства о пожарной безопасности. Ответчик представитель администрации Майского сельсовета Мазановского района её глава Малахов В.С. заявленные требования прокурора признал частично и высказал доводы аналогично изложенным в письменном возражении. Ответчик не отрицает, что уже длительное время администрацией Майского сельсовета не выполняются работы по созданию подъездных путей и площадок для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории Майского сельсовета, а также и мероприятия по созданию противопожарных полос исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в границах территории Майского сельсовета Мазановского района Амурской области. Ему неоднократно выдавались предписания, по созданию подъездных путей и площадок для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории Майского сельсовета, а также и в создании противопожарных полос исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в границах территории Майского сельсовета, устанавливались сроки исполнении предписаний. Он уже привлекался к административной ответственности, за нарушения правил пожарной безопасности как глава Майского сельсовета. Причинами не выполнения предписания, по созданию подъездных путей и площадок для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории Майского сельсовета, а также и в создании противопожарных полос исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в границах территории Майского сельсовета является отсутствие средств в бюджете Майского сельсовета. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно требованиям ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации. В соответствии с положениями ст. 1 Федеральным Законом от 21 декабря 1994 года №69 ФЗ « О пожарной безопасности» и его изменениями и дополнениями регулируются общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Данный закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции) в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам. Согласно положению ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится обеспечение ими первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов в частности создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. По смыслу требований п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, орган местного самоуправления обеспечивает готовность подъезда к площадкам (пирсам) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, при наличии на территории его населенного пункта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников. Исходя из положений п. 112 Правил пожарной безопасности, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, орган местного самоуправления разрабатывает и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Следовательно, в целях обеспечения пожарной безопасности, и обеспечения защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, органы местного самоуправления поселений обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. Деятельность органов местного управления в части обеспечения защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, регулируется нормами Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также нормами ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ от 21.12.1994 года, и Уставами самих органов местного управления. Так, правилами статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения поселения отнесено участие органа местного самоуправления в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Правила ст.1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ от 21.12.1994 года определяют действие органа самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций как комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Согласно п.5 ч.1 ст.50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Таким образом, анализ приведенных норм свидетельствует о возложении на администрацию муниципального поселения ответственности в сфере противопожарной безопасности. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций устанавливается главой 4 ФЗ от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот порядок включает в себя: финансирование целевых программ; финансирование органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций могут создаваться специальные резервы финансовых и материальных ресурсов. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Статья 11 Федерального Закона №68-ФЗ от 21.12.1994 года определяет полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и относит к ним в том числе - осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и другие. Статья 24 Федерального Закона №68-ФЗ от 21.12.1994 года определяет, что финансовое обеспечение установленных настоящим законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования. Согласно пункта 10 статьи 5 Устава Майского сельсовета к вопросам местного значения, находящимся в компетенции сельсовета относится, и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета. Таким образом, полномочия органов местного самоуправления в предупреждении пожарной безопасности закреплены как федеральными законодательными актами, так и местными. Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года за № 2, бездействием признается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственной или муниципальным служащим обязанностей, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Бездействие администрации Майского сельсовета по непринятию мер в организации создания подъездных путей и площадок для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, и противопожарных полос мероприятий исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) на территории Майского сельсовета, нарушают требования: ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ (действующей редакции) предусматривающие полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности; требования ст. 11 Федерального Закона №68-ФЗ от 21.12.1994 года, которая определяет полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и относит к ним в том числе - осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; правила ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которой к вопросам местного значения поселения относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Как следует из материалов дела на необходимость в создании подъездных путей и площадок для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, а также в создании противопожарных полос исключающих возможность переброса огня при лесных и пожарах на здания и сооружения Майского сельсовета и его жителей, указывали в своих предписаниях в марте 2010 года, а затем в марте и июне 2011 года представители Государственного пожарного надзора, и ими устанавливалось время устранения выявленных нарушений. В судебном заседании установлено, что настоящие предписания о создании подъездных путей и площадок для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, а также в создании противопожарных полос исключающих возможность переброса огня при лесных и пожарах на здания и сооружения Майского сельсовета и его жителей, не исполнялись и не исполнены в настоящее время. Суд считает, что неисполнение администрацией Майского сельсовета выше указанных нарушения правил пожарной безопасности в случае возникновения пожара влияет на безопасность неопределенного круга лиц их здоровья и жизни, как неотъемлемых прав граждан РФ. Доводы ответчика - главы администрации Майского сельсовета, и об отсутствии денежных средств на противопожарные меры не могут быть приняты судом в качестве основания освобождения от ответственности. Поскольку в соответствии со ст. 59 Устава Майского сельсовет имеет собственный бюджет, и разработку его проекта осуществляет администрация сельсовета. Оценив представленные спорящими сторонами доказательства, суд считает что невыполнение администрацией Майского сельсовета требований федерального законодательства по обеспечению противопожарной безопасности, и своевременному пресечению чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, в свою очередь, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, проживающих и посещающих населенные пункты Майского сельсовета Мазановского района. Установленные в судебном заседании обстоятельства являлись для суда основанием признания исковых требований прокурора законными и подлежащими удовлетворению. Учитывая, что устранение установленных нарушений пожарной безопасности требует значительных материальных затрат и большой объем работ, при вынесении решения, суд устанавливает срок для их устранения до 15 декабря 2011 года. Принимая во внимание выше изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-197, 258 ГПК РФ, уд РЕШИЛ: Заявление прокурора Мазановского района Амурской области от 28 июня 2011 года в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Майский сельсовет Мазановского района Амурской области по непринятию мер к организации создания подъездных путей и площадок для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории Майского сельсовета и противопожарных полос, в границах территории Майского сельсовета, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения Майского сельсовета и его населенных пунктов. Обязать администрацию муниципального образования Майского сельсовета Мазановского района в срок до 15 декабря 2011 года принять меры в организации создания подъездных путей и площадок для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории Майского сельсовета и противопожарных полос, в границах территории Майского сельсовета, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения Майского сельсовета и его населенных пунктов. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. С мотивированным решением стороны вправе ознакомится 18 июля 2011 года -- Судья А.Н. Тарасов.