Дело № 2-446/10 Решение вступило в законную силу «____»______________2010 года Судья ______________ Скрипник А.В. Р Е Ш Е Н И Е Майский районный суд КБР в составе: председательствующего Скрипник А.В. при секретаре Бидовой О.Х. с участием заявителя Ляхова М.А. представителя администрации с. Новоивановское Шутовой Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Майском КБР 05 октября 2010 года гражданское дело по заявлению Ляхова Михаила Александровича об оспаривании действий органа местного самоуправления - администрации с. Новоивановское Майского района КБР, у с т а н о в и л: 03 октября 2006 года Ляхов М.А. обратился в местную администрацию сельского поселения Ново-Ивановское Майского муниципального района КБР (далее Администрация) с заявлением о выделении субсидии на приобретение жилья, то есть о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данное заявление осталось без надлежащего рассмотрения, о чем заявителю стало известно в ходе судебного разбирательства по гражданскому делу Номер обезличен по его же заявлению об оспаривании действий Администрации в Майском районном суде в июне 2010 года. Дата обезличена г. Ляхов М.А. обратился в Администрацию с заявлением о его восстановлении в очереди на улучшении жилищных условий. Письмом за исх. Номер обезличен от Дата обезличена г. Ляхову М.А. было сообщено, что восстановить его в очереди не возможно, так как он в ней не состоял. В связи с этим Дата обезличена г. Ляхов обратился в суд с заявлением об обжаловании этого действия, и решением Майского районного суда (дело Номер обезличен) от Дата обезличена г. признано незаконным бездействие Администрации, выразившиеся в не рассмотрении заявления Ляхова от Дата обезличена г., на Администрацию возложена обязанность рассмотреть заявление Ляхова от Дата обезличена г. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Письмом за исх. Номер обезличен от Дата обезличена г. Ляхову М.А. сообщено об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. 27 сентября 2010 г. Ляхов М.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления - администрации с. Новоивановское Майского района КБР, и просит признать действия по отказу в принятии на учет незаконными, просит обязать Администрацию устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина - принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также в течение трех рабочих дней со дня вступления решения в силу выдать документ, подтверждающий принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Доводы заявления основаны на том, что в 2001 - 2002 г.г. Ляхов проходил военную службу в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, был признан ветераном боевых действий, было выдано удостоверение ветерана от Дата обезличена г. На основании договора купли от Дата обезличена г. матери заявителя - ЛТ принадлежит домовладение по адресу: ..., где проживают 6 человек. Домовладение имеет в своем составе недостроенный жилой дом и саманную кухню, иного жилого помещения, которым бы заявитель имел право пользоваться, нет. 03.10.2006 г. обратился в администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. После вступления в силу решения Майского районного суда КБР от 24.08.2010 г., которым администрация была обязана рассмотреть заявление от 03.10.06 г., уведомлением за Номер обезличен от 15.09.10 г. администрация сообщила об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Из прилагаемой к уведомлению выписки из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 14.09.2010 г. следует, что комиссия посчитала, что на 1 человека приходится 21,5 кв.м. общей площади жилья, что превышает учетную норму, установленную на территории с. Ново-Ивановского. При этом необоснованно была посчитана площадь расположенного на участке недостроенного дома, помещения которого не пригодны для проживания. В судебном заседании Ляхов М.А. заявленные требования поддержал и уточнил - просит признать незаконными данный отказ Администрации, и обязать Администрацию принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 03.10.06 г., даты подачи заявления, по результатам рассмотрения которого ему и отказано в принятии на учет. Представитель Администрации - глава администрации сельского поселения Ново-Ивановское Майского муниципального района КБР Шутова Т.А., в судебном заседании высказала несогласие с доводами заявления, и пояснила, что заявление от Ляхова М.А. о предоставлении субсидии на приобретение жилья, то есть о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий от 03.10.06 г. было рассмотрено 14.09.10 г. на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам. В принятии на учет Ляхову было отказано, так как с учетом площади имеющихся на участке всех приспособленных для жилья строений, на одного человека семьи Ляховых приходится по 21,5 кв. м. общей площади, что превышает учетную норму в 11 кв.м., установленную 01.02.10 г. решением Совета местного самоуправления (до этого учетная норма была 18 кв. м.), представив в обоснование указанное решение Совета, которое доводилось до сведения трудовых коллективов, где работают члены Совета, и должно было быть опубликовано в газете. Выслушав лиц, принимавших участие в рассмотрения дела, исследовав материалы настоящего дела и гражданских дел Номер обезличен и Номер обезличен, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В обоснование заявления Ляховым М.А. представлены: справка о прохождении военной службы; удостоверение ветерана; выписка из похозяйственной книги о принадлежности ЛТ дома Номер обезличен по ..., состоящего из саманного дома общей площадью 33,5 кв.м.; технический паспорт на дом; справка администрации об отсутствии у Ляхова М.А. собственного жилья; акт обследования домовладения, выполненный Майским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация» 31.05.10 г.; свидетельства о заключении брака и рождении ребенка; сведения Росреестра об отсутствии у Ляхова М.А. и его жены недвижимого имущества в собственности; акт проверки жилищных условий от 08.04.10 г., согласно которому на территории домовладения имеется саманный дом общей площадью 50,2 кв.м., и недостроенный не введенный в эксплуатацию 2-х этажный дом, с общей площадью первого жилого этажа - 88 кв.м., где проживают пять человек (без учета дочери заявителя, родившейся Дата обезличена г.); письмо Администрации за исх. Номер обезличен от 15.09.10 г. об отказе в принятии на учет; выписка из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации от 14.09.10 г. Так, согласно п. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано гражданином в судебном порядке. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма малоимущим гражданам, а также иным, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч. 3 ст. 50 ЖК РФ, Федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления жилья. Согласно подпункта 3 п. 3 ст. 23.2 Закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, причем объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется в отношении ветеранов боевых действий исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, и общей площади жилья 18 квадратных метров. Таким образом, в силу ч. 3 ст. 50 ЖК РФ, норма предоставления жилья в отношении Ляхова М.А., как ветерана боевых действий, определена федеральным законом в 18 кв.м. общей площади. Далее, согласно акту обследования, выполненному Майским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» 31.05.2010 г., на земельном участке, принадлежащем матери заявителя, ведется строительство двухэтажного дома с общеполезной площадью 78,8 кв.м., в том числе с жилой площадью 45,8 кв.м., и процент его готовности составляет 80 %. Кроме этого недостроенного дома, на участке имеется служебное строение в виде летней саманной кухни размером 4,35 х 10,85 (общая площадь согласно данных технического паспорта 50,2 кв.м., в том числе жилая площадь 41,0 кв.м.). Однако данный дом, что отмечено в акте проверки от 08.04.2010 г., был выстроен в 1943 г., не имеет фундамента, а согласно технического паспорта при его обследовании в 1994 г. имел 55 % износа. Кроме того, согласно ст. 15 ЖК РФ, под жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства. Согласно п. 42, 48 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен), определен порядок признания жилого помещения пригодным для проживания, а именно - комиссия, образованная органом местного самоуправления, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям, принимает решение и составляет заключение. В отношении недостроенного дома на территории домовладения, в котором проживает заявитель, таких заключений, комиссионного акта и решения комиссии нет, несмотря на то, что спор о включении площади недостроенного дома в объем общей жилой площади, принимаемой в расчет при разрешении вопроса о принятии Ляхова на учет, продолжается с июня 2010 г. Администрация не вправе была учитывать общую площадь недостроенного жилого дома, не введенного в эксплуатацию, поскольку нет данных о том, что он отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства, одновременно с общей площадью саманной постройки, фактически являющейся не жилым домом, а летней кухней. Таким образом, при учете общей площади только летней саманной кухни, как помещения, используемого для проживания и сданного в эксплуатацию, размер общей площади на одного человека с учетом родившейся дочери заявителя - ЛЕ составляет менее как 18 кв.м., так и 11 кв.м. (50,2 кв.м. : 6 человек = 8,37 кв.м.). Членом семьи ЛТ в связи с достижением совершеннолетия и образованием своей собственной семьи, заявитель не является, какого - либо соглашения о праве пользования жилым помещением не заключалось. Согласно ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), то есть напечатания текста в установленном официальном периодическом или продолжаемом издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст акта. Администрацией же не представлено данных об официальном опубликовании правового акта (решения местного Совета), которым была установлена учетная норма площади жилого помещения, в связи с чем, размер учетной нормы, на который ссылается Администрация, не применим при рассмотрении заявления Ляхова М.А. Согласно ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления; не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление, документ, подтверждающий принятие такого решения. Данные требования закона органом местного самоуправления - Администрацией, как органом осуществляющий принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выполнены не были, Ляхову М.А. необоснованно отказано в принятии на учет, то есть имеет место незаконное действие, создавшее препятствие к осуществлению гражданином его жилищных прав, при том, что органы местного самоуправления в соответствие со ст. 2 ЖК РФ должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным действие органа местного самоуправления - администрации сельского поселения с. Новоивановское Майского муниципального района КБР, выразившееся в отказе Ляхову Михаилу Александровичу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Обязать администрацию сельского поселения с. Новоивановское Майского муниципального района КБР устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина - принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Ляхова Михаила Александровича с Дата обезличена года, и в течение трех рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу, выдать Ляхову М.А. документ, подтверждающий принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Верховный суд КБР через Майский районный суд. Председательствующий подпись А.В. Скрипник Копия верна. Судья Майского районного суда А.В. Скрипник