об оспаривании действий органа местного самоуправления



дело г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 ноября 2010г.                                                                                    город Майский

Майский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего судьи Халишховой Э.Р., при секретаре Кариковой В.Н., с участием заявительницы Алениной Л.А., Подрезова П.В., представителя местной администрации городского поселения Майский КБР, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алениной Л.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

установил:

Аленина Л.А. считая действия администрации городского поседения Майский Майского муниципального района КБР (далее Администрация), незаконными, создающими препятствия к осуществлении ее прав и свобод, обратилась в суд с заявлением в котором просит: признать незаконными действия администрации, выразившиеся в снятии с учета и в исключении ее из списка нуждающихся в жилых помещениях при местной администрации; недействительным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации; и возложить обязанность на администрацию устранить в полном объеме допущенное нарушение и восстановить ее в списке нуждающихся в жилых помещениях при администрации.

В обоснование своих требований она указала, что из-за боевых действий в <адрес> Республике она переехала в КБР. Решением Территориального отделения Минфедерации России в КБР от ДД.ММ.ГГГГ она была признана вынужденным переселенцем, и ей было выдано удостоверение.

В связи с отсутствием у нее и членов ее семьи жилого помещения она ДД.ММ.ГГГГ была поставлена администрацией в очередь на улучшение жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ начальник УФМС ссылаясь на п. 40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ письмом № МС отказал в продлении Алениной Л.А. статуса вынужденного переселенца.

Решением Майского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ заявление Алениной Л.А. о признании требований УФМС по КБР об отказе в таком продлении незаконным оставлено без удовлетворения. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ данное решение оставлено без изменения.

Администрация в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ ей сообщила, что распоряжением главы администрации под № от ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ Аленина Л.А. снята с учета, исключена из списков нуждающихся в жилых помещениях при администрации.

Утверждая, что в ст. 56 ЖК РФ не имеется такого основанием для снятия с учета, как утрата статуса вынужденного переселенца и считает ссылку администрации на данную норму неправомерной, поскольку в силу ст. 51 ЖК РФ в настоящее время, несмотря на утрату такого статуса, она является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Администрация, не согласившись с требованиями Алениной Л.А. в своем возражении, просит в их удовлетворении отказать, мотивируя следующим.

На основании заявления Алениной Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке ее как вынужденного переселенца из <адрес> Республики в очередь на получение жилья, администрация ДД.ММ.ГГГГ признав ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, включила в льготный список граждан для получения жилья.

Ознакомившись с решением Майского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ оставленным без изменения, комиссия по решению вопросов постановки на учет, формирования списков участников подпрограмм, предоставления жилья, жилищных субсидий и социальных выплат при администрации пришла к выводу о снятии Алениной Л.А. с учета и исключении из списка, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, поскольку Аленина Л.А. утратила статус вынужденного переселенца.

После снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как вынужденного переселенца, Аленина Л.А. не обращалась в администрацию с заявлением о постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на общих основаниях.

В судебном заседании Аленина Л.А. свои требования поддержала по основаниям изложенным в иске, просила удовлетворить.

Представитель администрации Подрезов П.В. требования Алениной Л.А. требования считает не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в возражении. Указал, что новый ЖК РФ предусматривает два основания постановки на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, на общих основаниях и на льготных. Аленина Л.А. была поставлена на льготную очередь, поскольку подпадала под льготную категорию граждан.

Заслушав объяснения заявителя, представителя администрации, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Закон Российской Федерации от 19.02.1993г. № 45-30-1 «О вынужденных переселенцах» (ред. от 23.07.2008г.) (далее Закон) определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов на территории РФ.

Территориальным отделением Минфедерации РФ в КБР от ДД.ММ.ГГГГ Аленина, которая по причине боевых действий на территории Чеченкой Республике вынуждена была переехать в КБР, признана вынужденным переселенцем.

В связи с этим, ей были выплачены единовременное пособие в размере 100 руб., а также компенсация за утраченное жилье и имущество в размере 130 500 руб.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройстве вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Правительство РФ Постановлением от 08.11.2000г. № 845 утвердило Положение, которое определяет порядок жилищного обустройства на территории РФ граждан, признанных вынужденными переселенцами.

Согласно подп. «б» п. 40 Положения территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством: участвует в финансировании строительства (приобретения) жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев; вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев получивших денежную компенсацию за утраченное жилье.

Из смысла данных норм следует, что денежная компенсация за утраченное жилье, будучи одним из видов государственной помощи на строительство (приобретения) гражданами, признанными в установленном порядке вынужденными переселенцами, постоянного жилья, является соответственно, одной из форм их жилищного обустройства новом месте жительства на территории РФ.

С момента получения Алениной Л.А. денежной компенсации за утраченное жилье, обстоятельства, препятствующие ей в обустройстве на новом месте жительства отпали, что является, основанием для прекращения ее статуса вынужденного переселенца.

Не смотря на то, что Аленина Л.А. получила денежную компенсацию, срок действия ее статуса продлевался, последний раз по ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ на основании ее заявления о постановке ее на учет как вынужденного переселенца из Чеченской Республики она была принята администрацией на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Ссылаясь на получение Алениной Л.А., в соответствии с п. 40 «Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.11.2000г. № 845, указанной компенсации и, как следствие, на отсутствие обстоятельств, препятствующих ей в жилищном обустройстве на новом месте жительства, УФМС по КБР письмом от ДД.ММ.ГГГГ № МС/4071 отказало ей в продлении указанного статуса.

Решением Майского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ заявление Алениной Л.А. о признании требований УФМС по КБР об отказе в таком продлении незаконным оставлено без удовлетворения. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ данное решение оставлено без изменения.

ДД.ММ.ГГГГ администрация со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ приняла решение о снятии Алениной Л.А. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, что подтверждается распоряжением и.о. Местной администрации городского поселения Майский от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с Жилищным кодексом РФ нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: а) малоимущие граждане, б) иные категории граждан, определенные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации ( ч. 2, 3 ст. 49).

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан (малоимущие и относящиеся к определенной федеральным законом, Указом Президента РФ, или законом субъекта РФ категории), которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Правила о сохранении за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 55 ЖК РФ, гарантирующие гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма (ст. 57 Кодекса) либо выявлены основания для снятия их с учета, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится по правилам ст. 56 ЖК РФ. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Указанные шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях изложены в ч. 1 ст. 56 Кодекса в исчерпывающем перечне.

При таких данных, прекращения у Алениной Л.А. статуса вынужденного переселенца является основанием, согласно вышеприведенной нормы, для снятия ее с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В связи с этим, суд считает, что довод Алениной Л.А. об отсутствии у администрации предусмотренных законом оснований для исключения ее из списка нуждающихся в жилых помещениях является несостоятельным, следовательно ее требований о признании незаконным действия администрации, недействительным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ и о возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение, восстановив ее в списке нуждающихся в жилых помещениях не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, статей 49, 52, 55, 56, 57 ЖК РФ, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Алениной Л.А. о признании незаконным, действия местной администрации городского поселения Майский Майского муниципального района КБР, выразившееся в снятии с учета и в исключении ее из списка, нуждающихся в жилых помещениях при местной администрации городского поселения Майский; признании недействительным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ главы местной администрации городского поселения Майский Майского муниципального района и возложении обязанности на местную администрацию городского поселения Майский Майского муниципального района КБР устранить в полном объеме допущенные нарушения ее прав и свобод и восстановив в списке, нуждающихся в жилых помещениях при местной администрации городского поселения Майский КБР оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в течение десяти дней в Верховный суд КБР через Майский районный суд КБР со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 13.11.2010г.

Судья Майского районного суда            подпись                                   Э.Р. Халишхова

Копия верна

Судья Майского районного суда                                                             Э.Р. Халишхова