Дело № 2-141/11 Решение вступило в законную силу
«____»______________2011 года
Судья ______________ Скрипник А.В.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМайский районный суд КБР в составе:
председательствующего Скрипник А.В.
при секретаре Бидовой О.Х.
с участием заявителя Любашина В.П.
представителя администрации г. Майского Дедищева А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Майском КБР 22 апреля 2011 года гражданское дело по заявлению Любашина ВП об обжаловании действий администрации г. Майского КБР,
у с т а н о в и л:
Любашин В.П., являясь инвалидом II группы и ветераном Великой Отечественной войны, после смерти жены - ЛТ, в порядке наследования получил в собственность домовладение № по ул. <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ продал данное домовладение, стал проживать и был зарегистрирован по месту жительства в квартире дочери - ЛВ До ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не становился, а в ноябре ДД.ММ.ГГГГ г. обратился в органы местного самоуправления с заявлением об обеспечении жилым помещением, и распоряжением главы администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ был признан нуждающимся в жилом помещении из муниципального жилого фонда по договору социального найма и был принят на учет в качестве такового. Однако в связи с тем, что дочь заявителя по договору от ДД.ММ.ГГГГ подарила свою квартиру своей дочке (внучке заявителя) - МО, заявителя уведомили об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, о чем было вынесено распоряжение главы администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что ЛВ, в квартире которой заявитель был зарегистрирован, подарила эту квартиру МО, а вторую, имевшуюся в собственности квартиру № <адрес> подарила в 2008 г. другой дочери, и её действия привели к ухудшению жилищных условий, а по месту регистрации заявителя общая площадь квартиры составляет 45,3 кв.м., прописано 3 человека, в связи с чем обеспеченность на 1 человека составляет 15,1 кв.м., что превышает установленную учетную норму жилого помещения по городскому поселению <адрес>. Обоснованность отказа подтверждена письмом министерства труда и социального развития КБР от ДД.ММ.ГГГГ, хотя ранее в письме от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Любашин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не является собственником жилого помещения. Главой администрации <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ указано, что право постановки на учет возникнет у Любашина не ранее ДД.ММ.ГГГГ в связи с оформлением договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ на имя МО После обращения ДД.ММ.ГГГГ на имя прокурора района, письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что по результатам рассмотрения жалобы Любашина, внесено представление и.о. главы местной администрации г.п. Майский об устранении нарушений закона о социальной поддержке ветеранов и жилищного законодательства, однако по настоящее время администрация города так и не восстановила нарушенные права.
Считая действия местной администрации г.п. Майский Майского муниципального района КБР, исключившей его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконными, создающими препятствия к осуществлению прав и свобод, Любашин В.П. и обратился в суд с указанным заявлением.
В судебном заседании Любашин В.П. доводы заявления и обстоятельства в нем изложенные, поддержал.
Представитель администрации <адрес> КБР требования заявителя не признал, пояснив, что ЛВ, в квартире которой заявитель был зарегистрирован, подарила квартиру своей дочери, её действия привели к ухудшению жилищных условий; кроме того, в этой квартире общая площадь составляет 45,3 кв.м., прописано 3 человека, то есть на 1 человека приходится по 15,1 кв.м., что превышает установленную учетную норму жилого помещения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд находит заявление Любашина В.П. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Свидетель ЛВ - дочь заявителя, показала, что действительно у неё в собственности было две квартиры, которые она подарила дочерям; в одной из квартир был и остается зарегистрированным Любашин В.П., но так дочь проживает с мужем и маленьким ребенком, она с отцом вынуждены проживать на съемной квартире; кроме дома в ст. <адрес> у отца не было жилья и нет.
В обоснование заявления суду представлены и в судебном разбирательстве исследованы: удостоверение участника ВОВ; справка об инвалидности; пенсионное удостоверение; свидетельство о смерти ЛТ; свидетельство о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ; договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; технический паспорт квартиры; домовая книга; заявление от ДД.ММ.ГГГГ; ответа № от ДД.ММ.ГГГГ; ответ № от ДД.ММ.ГГГГ; ответ Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ; заявление о принятии на учет от ДД.ММ.ГГГГ; ответ от ДД.ММ.ГГГГ №; копия распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ; уведомление об отказе в принятии на учет; копия распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ; ответ от ДД.ММ.ГГГГ №; ответ Минтруда КБР № от ДД.ММ.ГГГГ; ответ Минтруда КБР № от ДД.ММ.ГГГГ; ответ № от ДД.ММ.ГГГГ; заявление прокурору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; ответ прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
В силу ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.
Заявитель является участником ВОВ, инвалидом II группы, длительное время предпринимал меры по восстановлению права во внесудебном порядке, суд расценивает данные обстоятельства уважительными причинами для восстановления пропущенного срока.
Так, в соответствии со ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «О ветеранах» в редакции Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № №, участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ст.49 Жилищного кодекса РФ жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма малоимущим гражданам, а также иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Причем, согласно ч. 3 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, Федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст.49 Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления жилья.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок; решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано гражданином в судебном порядке.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как указано Конституционным Судом РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №, по смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение данной статьи Кодекса и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Имевшееся у заявителя жилое помещение в виде домовладения № по ул. <адрес>, он продал еще в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с чем пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, истек ДД.ММ.ГГГГ
Любашин В.П. не может нести ответственность за действия своей дочери, ЛВ, которая ухудшила свои жилищные условия, поскольку после договора дарения у заявителя сохранилась регистрация по тому же месту жительства, в связи с чем каких-либо умышленных действий, влекущих за собой ухудшение жилищных условий, в ДД.ММ.ГГГГ г.г. заявитель не совершал.
Кроме того, и до дарения квартиры, жилищные условия предоставляли Любашину право на принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Согласно ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О ветеранах»», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, подпункт 2 п. 3 ст. 23.2 Закона «О ветеранах» был изложен в новой редакции, согласно которой участникам ВОВ полагалось по 36 квадратных метров общей площади жилья, а по месту регистрации заявителя обеспеченность на 1 человека составляла 15,1 кв.м.
Исходя из изложенного, суд считает, что заявитель не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя, не является и собственником жилого помещения, а является членом семьи собственника жилого помещения обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, то есть, является нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, который не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными действия местной администрации городского поселения Майский Майского муниципального района КБР, выразившиеся в отказе в постановке и в исключении Любашина ВП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида и ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании распоряжения и.о. главы местной администрации г.п. Майский № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать местную администрацию городского поселения Майский Майского муниципального района КБР устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина и обязать восстановить Любашина В.П., инвалида и ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, а также в течение трех рабочих дней со дня вступления решения в силу выдать документ, подтверждающий восстановление Любашина В.П., инвалида и ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Верховный суд КБР через Майский районный суд.
Председательствующий подпись А.В. Скрипник
Копия верна.
Судья Майского районного суда КБР А.В. Скрипник