Дело № 2-876/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 ноября 2010г. сл.Б.Мартыновка
Судья Мартыновского районного суда Ростовской области Скороваров И.А.,
при секретаре : Чернявец Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Мартыновского района Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Новоселовского сельского поселения Мартыновского района об обязании Администрации сельского поселения ликвидировать несанкционированные свалки ТБО,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Мартыновского района Ростовской области обратился с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Новоселовского сельского поселения Мартыновского района об обязании администрации сельского поселения ликвидировать несанкционированные свалки ТБО.
В судебном заседании помощник прокурора Асоян М.Б поддержала исковые требования, при этом пояснила, что прокуратурой Мартыновского района в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, в том числе соблюдения санитарно-экологических норм и правил при обращении с твердыми бытовыми отходами производства на территории Новоселовского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области. В ходе проверки установлено, что на территории Новоселовского сельского поселения в нарушение требований ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 ФЗ № санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 3 СанПиН 2.1.7.1322-03 сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) должным образом не организован, в связи с чем, действует несанкционированные свалки ТБО, расположенные в <адрес> (в близи <адрес>). Вышеназванные свалки не относятся к категории специализированных полигонов и не соответствуют требованиям СанпиН 2.1.7.1038-01, согласно которым участок для устройства полигона должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки населенного пункта, иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам, а также легкое ограждение или заменяющую его осушительную траншею глубиной более 2 м, или вал высотой не более 2 м, кроме того по всей площади участка складирования ТБО предусматривается устройство котлована. Правилами определен порядок разделения полигона на две взаимосвязанных территориальных части: территорию под складирование ТБО и территорию под размещение хозяйственно-бытовых объектов, которые в свою очередь, должны отвечать требованиям указанных СанПиН 2.1.7.1038-01. Однако, должностными лицами администрации сельского поселения эффективные меры по устранению и пресечению правонарушений, выявлению и наказанию нарушителей не применяются. Работа с населением и руководителями предприятий, направленная на формирование экологической культуры, как того требует ст. 74 ФЗ «Об охране окружающей среды» уполномоченными лицами администрации в достаточной мере не проводится. Сложившаяся экологическая ситуация на территории Новоселовского сельского поселения, наличие нарушений в области сбора, хранения и утилизации ТБО, несоблюдение норм и правил природопользования как жителями, так и хозяйствующими субъектами, расположенными на данной территории свидетельствуют о неприменении полномочий, возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями). Фактическое бездействие администрации сельского поселения по ликвидации несанкционированного места складирования ТБО и прекращению эксплуатации незаконно организованной свалки ТБО, утилизации расположенных на ней отходов и рекультивации территории, могут служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, что недопустимо и должно быть устранено. В следствии неэффективной работы Администрации по ликвидации несанкционированных свалок, нарушаются права и интересы жителей Новоселовского сельского поселения и жителей прилегающих к нему территорий, т.е. интересы неопределенного круга лиц. Просит суд обязать администрацию Новоселовского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области принять меры по ликвидации несанкционированных свалок путем вывоза ТБО лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию), на специализированный узаконенный полигон ТБО.
Ответчик - представитель администрации Новоселовского сельского поселения Мартыновского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. От представителя администрации по доверенности Алексеева А.В. поступило заявления с просьбой рассмотреть дело по иску прокурора Мартыновского района в отсутствие представителя, с исковыми требованиями согласен.
Оценив доводы представителя истца, исследовав имеющиеся документы, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления в связи со следующим:
В соответствии со ст.ст. 12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также п. 2 гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов СанПин 2.1.7.1038-01 вывоз отходов производства и потребления допускается только на специализированные полигоны твердых бытовых отходов, вывоз указанных отходов на санкционированные свалки не допускается. Несанкционированные свалки подлежат ликвидации.
В соответствии с п. 18 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от твердых бытовых отходов и органы местного самоуправления обязаны регулярно проводить очистку территории от мусора с вывозом его на санкционированные полигоны. Размещение бытовых и производственных отходов на территориях, не отведенных для этих целей, т.е. на несанкционированных свалках, влечет возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней.
Право граждан на благоприятную среду закреплено в Конституции РФ и Федеральном законе «Об охране окружающей среды». В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и природные ресурсы используются и охраняются Российской Федерацией как основа жизни и деятельности. Ст. 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную окружающую среду, право на получение достоверной информации о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ. Ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 21, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основным принципом охраны окружающей среды является запрещение деятельности, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В материалах дела имеется акт проверки законодательства в сфере защиты окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому помощником прокурора Мартыновского района ФИО5 и ведущим специалистом - экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РО ФИО6 проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения ст. 21.22 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 8, 11, 12 № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, СП 2.1.7.1038-01 п. 5, п. 7.1, на выявленных территориях для складирования ТБО не проводится рекультивация территории, не разработана система производственного контроля за состоянием почвы в зоне возможного влияния складирования отходов ТБО, не обеспечивается уборка мусора на прилегающие территории.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация Новоселовского сельского поселения Мартыновского района не проводит работу с населением и руководителями предприятий, направленную на формирование экологической культуры, допускает нарушения ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствие со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Учитывая изложенное, суд принимает решение удовлетворить заявленные исковые требования.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, СУД
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Мартыновского района Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику Администрации Новоселовского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области об обязывании ликвидировать несанкционированные свалки ТБО, удовлетворить.
Обязать администрацию Новоселовского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области принять меры по ликвидации несанкционированных свалок путем вывоза ТБО лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию), на специализированный узаконенный полигон ТБО.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Мартыновский районный суд в течение 10 дней.
Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате.
Председательствующий : И.А. Скороваров