об обязании устранения нарушений `Правил пожарной безопасности`



Гражданское дело

№ 2-940/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

сл. Б. Мартыновка 17 ноября 2010 года.

Мартыновский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего: судьи Филатова В.В.,

c участием: помощника прокурора Парьевой А.С.,

при секретаре: Ковтуновой Ж. М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мартыновского района Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Большеорловского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области о признании бездействия Администрации сельского поселения незаконным и об обязании устранения нарушений Правил пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Мартыновского района Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Большеорловского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области о признании бездействия Администрации сельского поселения незаконным и об обязании устранения нарушений Правил пожарной безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора Мартыновского района Парьева А.С. изменила заявленные требования и пояснила суду, что прокуратурой Мартыновского района 17.09.2010 года была проведена проверка исполнения требований противопожарного законодательства на территории Болышеорловского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области. В соответствии с п.9 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст.3 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В соответствии с п.21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)», утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 № 313 Территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. В соответствии с п.27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)», утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 № 313 Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов. В соответствии с п.90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)», утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 № 313 У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водо источника. В соответствии с п.114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)», утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 № 313 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. В соответствии с п.31, 107 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)», утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 № 313 сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. За каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара. В ходе проверки выявлены следующие нарушения: территории населенных пунктов, а также участки, прилегающие к жилым
домам, дачным и иным постройкам, не очищаются от горючих отходов, опавших
листьев, сухой травы. ППБ 01-03 п.21 (во всех населенных пунктах поселения), территории населенных пунктов не обеспечены наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, мест расположения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных
водоемов. ППБ 01-03 п.27 (за исключением сл. Б.Орловка), у гидрантов и водоемов, а также по направлению к ним, отсутствуют указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). ППБ 01-03 п.90 (во всех населенных пунктах поселения). В населенных пунктах х. Четырехярский, п. Крутобережный отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае пожара ППБ 01-03 п. 114. В населенных пунктах х. Четырехярский, п. Крутобережный отсутствуют переносные мотопомпы для целей пожаротушения. ППБ 01-03 п. 31, 107. Непринятие Администрацией сельского поселения мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности создает угрозу пожарной безопасности неопределенному кругу лиц: жителям сельского поселения, а также жителям соседних территорий. На основании вышеизложенного, просит суд обязать Администрацию Болышеорловского сельского поселения принять меры по устранению выявленных нарушений Правил пожарной безопасности.

Представитель ответчика Администрации Большеорловского сельского поселения Мартыновского района глава Администрации Большеорловского сельского поселения Игришин Владимир Алексеевич в судебном заседании пояснил, что Большеорловское сельское поселение согласно с исковыми требованиями прокурора Мартыновского района, в дальнейшем Большеорловское сельское поселение будет принимать необходимые меры, направленные на обеспечение пожарной безопасности.

Представитель ОГПН по Мартыновскому району Ростовской области Бондаренко А.Н. в судебном заседании пояснил, что, действительно, на территории Большеорловского сельского поселения проводилась совместно с прокуратурой Мартыновского района проверка по соблюдению Правил пожарной безопасности, выявлены определённые нарушения, которые необходимо устранять. Администрация Большеорловского сельского поселения принимает все возможные меры, что они имеют для соблюдения мер пожарной безопасности, но в связи с нехваткой финансовых средств в настоящее время не могут устранять все нарушения.

Выслушав стороны, исследовав предоставленные документы, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в связи со следующим:

Согласно п.9 ст.14 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.

Согласно ст.3 Федерального Закона « О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69 - ФЗ - система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Согласно ст.19 Федерального Закона « О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69 -ФЗ - к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной в границах населённых пунктов относятся, создание условий для организации добровольной пожарной охраны. А также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарём, организация и принятием мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, принятие мер по лаколизац3ии пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов, оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации, и проведения собраний населения.

В судебном заседании установлено, что согласно перечисленных норм вышеуказанных Федеральных законов, на органы местного самоуправления, а именно Администрации сельских поселений, возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Согласно п.27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03, утверждённых приказом МЧС от 18.06.2003 года № 313 - территории населённых пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, мест расположения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов.

Согласно п.90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03, утверждённых приказом МЧС от 18.06.2003 года № 313 - у гидрантов и водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть чётко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно п.114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03, утверждённых приказом МЧС от 18.06.2003 года № 313 - на территории сельских населённых пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определён порядок вызова пожарной охраны.

Согласно п.31 и п.107 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03, утверждённых приказом МЧС от 18.06.2003 года № 313 - сельские населённые пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотто помпу. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных моттопомп к месту пожара.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что согласно акта проверки от 17.09.2010 года, Администрацией Большеорловского сельского поселения не принято мер по исполнению пунктов вышеуказанных Правил пожарной безопасности в Российской Федерации - территории населенных пунктов не обеспечены наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, мест расположения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов; у гидрантов и водоемов, а также по направлению к ним отсутствуют указатели; в населённых пунктах х.Четырехярский, п.Крутобережный отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае пожара; в населенных пунктах х.Четырехярский, п.Крутобережный отсутствуют переносные мотопомпы для целей пожаротушения.

Суд считает необходимым обязать Администрацию Большеорловского сельского поселения Мартыновского района принять меры по устранению выявленных нарушений Правил пожарной безопасности.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Мартыновского района Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Большеорловского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области о признании бездействия Администрации сельского поселения незаконным и об обязании устранения нарушений Правил пожарной безопасности - удовлетворить

Обязать Администрацию Большеорловского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области принять меры по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности, а именно:

- во всех населённых пунктах в местах нахождения пожарных гидрантов, местах расположения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, установить наружное освещение в тёмное время суток;

- во всех населённых пунктах сельского поселения, у пожарных гидрантов и пожарных водоёмов установить указатели (объёмные со светильником или плоские выполненные с использованием светоотражающих покрытий);

- в населённых пунктах - х.Четырехярский, п.Крутобережный установить средства звуковой сигнализации для оповещения населения в случае пожара;

- населённые пункты - х.Четырехярский, п.Крутобережный - обеспечить переносными мотопомпами для целей пожаротушения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Ростовский областной суд, через Мартыновский районный суд, в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 ноября 2010 года.

Председательствующий: В.В. Филатов.