Дело № 2-1485 /10г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21декабря 2010 г. г.Маркс
Марксовский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Фроловой Н.П.
при секретаре Иголкиной Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приходько В.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в Марксовском районе Саратовской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны,
У С Т А Н О В И Л:
Приходько В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению –Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Марксовском районе Саратовской области о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, установлении ему ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны. Так же истец просит обязать ответчика произвести ему перерасчет ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования истец мотивирует тем, что является отцом военнослужащего Приходько А.В. ДД.ММ.ГГГГгода рождения, который проходил военную службу по призыву в воинской части № и погиб при исполнении обязанностей военной службы в январе 1995года в районе боевых действий в Чеченской Республике. В связи с гибелью сына ему ДД.ММ.ГГГГ было выдано удостоверение, согласно которого он имел право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей погибших военнослужащих, на него распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Так же истец указывает в иске, что Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.2004г. № 122-ФЗ внес некоторые изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1995г. № 5-ФЗ « О ветеранах», после чего некоторые льготы в натуральной форме были заменены на денежные компенсации С ДД.ММ.ГГГГ ему назначена ежемесячная денежная выплата в размере 600 рублей, что значительно ниже, чем участникам Великой Отечественной войны, которым ежемесячная денежная выплата была установлена в размере 1050 рублей.
Истец считает, что ему ежемесячная денежная выплата должна быть назначена в том же размере, что и участникам Великой Отечественной войны. В связи с чем, он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты, в удовлетворении заявления об установлении таких выплат ему было отказано, так как в представленных документах отсутствует точная дата гибели сына, и права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны он не имеет.
Приходько В.И. считает данный отказ необоснованным и нарушающим его права. По мнению истца, Закон Союза Советских Социалистических республик от 01.08.1989 года № 313 -1 « О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» не отменен и он определяет особый статус родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.
Поэтому истец считает, что он имеет такое же право на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, как и другие родители погибших при исполнении обязанностей военной службы, несмотря на то, что не указана дата гибели его сына в январе 1995 года, так как он пользовался льготами по оплате коммунальных услуг в размере 50%, имел право на бесплатный проезд и медицинское обслуживание с марта 1995г.
Приходько В.И. считает, необходимым отметить, что вступивший в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ « О ветеранах» в пункте 3 статьи 11 предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Соответственно, по мнению истца, вступление в силу Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ « О ветеранах» не лишает такого родителя как он, приобретенного ранее статуса и права на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. Иначе это стало бы нарушением статьи 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой все имеют равные права, независимо от других обстоятельств.
В связи с чем, Приходько В.И. просит признать право на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, обязать ответчика установить ежемесячную денежную выплату в размере установленном для участников Великой Отечественной войны, произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005г.
Истец Приходько В.И. в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя Кошелевой Н.Н.
Представитель истца Кошелева Н.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании уточнила исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д.26). Просила признать за истцом право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере установленном для участников Великой Отечественной войны, обязать ответчика установить ежемесячную денежную выплату в размере установленном для участников Великой Отечественной войны, произвести перерасчет ежемесячных денежных выплат, начиная с 01.января 2005 года и выплатить ежемесячные денежные выплаты по нормам, установленным на день вынесения решения суда, рассчитанным с учетом суммы и в размерах, установленных на день выплаты за весь срок в сумме 87402 рубля.
Также представитель истца отметил, что Конституционный суд Российской Федерации указал в своем Определении от 04.04.2007г. № 331-О-П, как необходимость установления ежемесячной денежной выплаты с учетом того объема льгот, который обусловлен ранее приобретенным правовым статусом, и которым граждане такой категории пользовались до 01 января 2005 года. Не отрицает, что истец пользовался льготами установленными статьей 21 Федерального закона «О ветеранах».
Представители ответчика - Макарова Г.Г., Умнихина Л.В. действующие на основании доверенностей (л.д.18, 23 ), в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства ( статья 7, часть1) устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения в предусмотренных законом случаях ( статья 39 часть1) вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты. Он вправе также видоизменять ранее установленные меры применительно к конкретной жизненной ситуации, в которой оказывается гражданин, отнесенный к числу нуждающихся в социальной поддержке либо к определенной категории граждан заслуживающих, по мнению государства, уважения и почета, избирать и изменять формы их предоставления.
Аналогичная позиция Конституционного Суда Российской Федерации выражена в определениях от 06.03.2001г. №53-О, от 24.06.2008г. №368-О-О. от 04.04.2007г. №331-О-П, от 08.02.2007г. №323-О-П, от 07.12.2006г.№524-О.
В соответствии с теорией права статус гражданина, то есть совокупность прав, свобод, гарантируемых государством, определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент наступления юридического факта, от которого в свою очередь и зависит возникновения, изменения или прекращение прав и обязанностей.
До 16.01.1995 г. правовой статус родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, регулировался Законом СССР от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». Нормами данного закона на родителей погибших военнослужащих, распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
С 16.01.1995 г на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1995г. № 5-ФЗ « О ветеранах», которым установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. При этом, законодатель дифференцирует уровень мер социальной поддержки ветеранов в зависимости от особенностей их правового статуса.
Статьей 15 Закона установлены гарантии социальной защиты участников ВОВ, а статьей 21 -членов семей погибших ветеранов боевых действий. Из анализа статьи 15 и 21 усматривается, что объем мер социальной защиты участников ВОВ больше по сравнению с членами семей погибших военнослужащих при исполнении должностных обязанностей.
Учитывая, что согласно общим принципам права правовой статус личности определяется в соответствии с законом, действующим на момент возникновения правоотношений, а так же то обстоятельство, что право истца на получение мер социальной поддержки возникло не ранее 16.01.1995 года, то объем мер социальной поддержки истца определялся статьей 21 Федерального закона РФ «О ветеранах».
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в .редакции Федерального закона № 119—ФЗ от 29.12.2004г. « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а так же с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») часть льгот, предоставляемых законодательством Российской Федерации в отношении определенных категорий граждан, с 01.01.2005 г. заменяется ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ).
В соответствии с Федеральным законом « О ветеранах» социальная защита истца реализуется в форме предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 21 и ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном ст.23.1 Федерального закона РФ « О ветеранах».
Полагают, что требования истца о признании за ним права на ежемесячную денежную выплату в размере, предусмотренном для участников ВОВ со ссылкой на определение Конституционного суда РФ от 04.04.2007 г. №331-О-П необоснованны, так как в соответствии с определением, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона « О ветеранах» ( в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122—ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление членам семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
В целях рассмотрения спора о праве с учетом Определения от 04.04.2007 г. в каждом конкретном случае необходимо установить совокупность двух условий, при отсутствии одного из которых, право на ЕДВ в размере, предусмотренном для участников ВОВ, отсутствует.
Возникновение права на льготы в период действия Закона СССР от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», т.е. до 16.01.1995 г. и реализация права на льготы в период действия Закона СССР от 01.08.1989 г. « О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», т.е. до 16.01.1995 года условия необходимые для права на ЕДВ в размере, предусмотренном для участников ВОВ.
Приходько А.В. погиб при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской Республике согласно свидетельству о смерти неизвестного января 1995г. В соответствии со справками от 03.02.2004г. № и от ДД.ММ.ГГГГ №, выданных военным комиссариатом <адрес>, Приходько А.В. погиб 6 .02.1995г.
Поскольку право на льготы возникло только после 16.01.1995г .о реализации прав на льготы по Закону от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» считают требования истца не правомерными.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7, помощник начальника отдела делопроизводства Военного комиссариата <адрес> и <адрес>, показала, что льготами, предусмотренными для участников Великой отечественной войны статьей 15 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» Приходько В.И. не пользовался. Ему предоставлялись льготы по статье 21 Федерального закона РФ «О ветеранах». Согласно извещения, поступившего в военкомат от 13.06.1995г. Приходько А.В. погиб 06.02.1995года при выполнении боевого задания.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Приходько В.И. является отцом Приходько А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии 1-ИЛ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6)
Извещением от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Марксовским объединенным городским военкоматом <адрес>, Приходько В.И. извещен о гибели Приходько А.В. в январе 1995 года при выполнении боевого задания.(л.д. 10)
Из извещения командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Приходько А.В.,1972 года рождения, при выполнении боевого задания погиб ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 39)
Из свидетельства о смерти, выданным отделом ЗАГС администрации г.Маркса Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Приходько А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ в районе боевых действий <адрес>.(л.д. 7)
Статьей 7 Закона Союза Советских Социалистических Республик от 01.08.1989 года №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Федеральным законом Российской Федерации от 12.01.1995г. №5-ФЗ « О ветеранах», вступившим в силу 16 января 1995 года, определены меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны ( статья 15 Закона) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы ( статья 21 Закона). Пунктом 3 статьи 11 Закона предусматривалось, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Марксовским объединенным городским военкоматом <адрес> Приходько В.И. выдавалось удостоверение о праве на льготы ЖР № (л.д.30) в котором была произведена отметка о праве на льготы, установленные статьёй 21 ФЗ «О ветеранах».
С принятием Федерального закона от 22.08. 2004г. № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44 Закона) размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» ( в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1500 рублей, для членов семей погибших ( умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий- 600 рублей.
Согласно сообщению Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Марксовском районе Саратовской области от 21.12.2010 года на основании ст.23.1 ФЗ РФ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Приходько В.И. с ДД.ММ.ГГГГ назначена ежемесячная денежная выплата по категории «члены семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы» в размере 600 рублей. С заявлением об отказе от получения набора социальных услуг Приходько В.И. в УПФ РФ в Марксовском районе не обращался.
Приходько В.И. обратился в Государственное Учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Марксовском районе Саратовской области с заявлением по вопросу перерасчета ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, в чем ему было отказано.(л.д.14)
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 04.04.2007г. №331-О-П установлено, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995г. №5-ФЗ « О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01 января 2005 года в соответствии с Законом Союза Советских Социалистических Республик от 01.08.1989г. № 313-1 « О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995г. № 5-ФЗ « О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.
Согласно сообщению отдела военного комиссариата Саратовской области по г.Маркс и Марксовскому району (л.д. 41) Приходько В.И. льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны, установленных статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» не пользуется и ранее не пользовался.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
Истцом суду не представлено доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что у него до 01 января 2005 года в соответствии с Законом Союза Советских Социалистических Республик от 01.08.1989г. № 313-1 « О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в данном случае нормы Закона Союза Советских Социалистических Республик от 01.08.1989г. № 313-1 « О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» не могут распространяться на правоотношения, возникшие в момент действия Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995г. №5-ФЗ « О ветеранах».
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем в иске следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Приходько В.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в Марксовском районе Саратовской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.Судья Н.П. Фролова