ПРОЧИЕ ИСКОВЫЕ ДЕЛА



Дело № 2-778/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2011 года                                                                             г. Маркс

Марксовский городской суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Арслановой Г.Д.

при секретаре Шиховцевой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муртазиной М.М. к администрации Марксовского района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

установил:

Муртазина М.М. обратилась в суд с уточненным в судебном заседании иском о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Свои требования мотивирует тем, что является участником Великой Отечественной войны и инвалидом 2 группы по общему заболеванию. В г. Марксе Саратовской области проживает с 2006 года, куда прибыла из <адрес>, где была обеспечена жилой площадью. Переезд был обусловлен заболеванием супруга и установлением над ним опеки в лице дочери ФИО5, проживающей в <адрес>. По приезду истец с супругом вселилась в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности дочери ФИО5, внукам ФИО6, ФИО9, ФИО8, и находящееся по адресу: <адрес>. В указанной квартире истец проживает по настоящее время. В 2010 году истец обратилась в администрацию Марксовского района с заявлением об улучшении жилищных условий, однако получила отказ в связи с непредставлением полного пакета документов. В 2011 году вновь обратилась с заявлением о включении в очередь на улучшение жилищных условий, но получила отказ в постановке на учет в связи с ухудшением жилищных условий, обусловленный отчуждением недвижимого имущества в <адрес>. Считает действия ответчиков, выразившиеся в отказе в постановке на учёт необоснованными и незаконными, т.к. они с супругом Муртазиным М.М., умершим в 2007 году и также являвшимся участником ВОВ, действительно в 2007 году продали свою квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, но не с целью ухудшить жилищные условия, а вынуждено, в связи с заболеванием супруга и установлением над ним опеки в лице дочери. Кроме того, действия по отчуждению жилой площади по адресу: <адрес> происходили в 2007 году, т.е. до подписания Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", что также свидетельствует об отсутствии намерений ухудшить свои жилищные условия.

В судебное заседание истец не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, поддержала уточненный иск по основаниям изложенным выше.

Представитель администрации Марксовского муниципального района Фохретдинов Н.К. по доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поскольку администрация Марксовского муниципального района не является надлежащим ответчиком по указанному спору.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, возражений не представил.

Суд, выслушав объяснения ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те
обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и
возражений.

Судом установлено, что истец Муртазина М.М. является участником Великой Отечественной войны и имеет льготы, установленные положениями Федерального закона «О ветеранах», зарегистрирована и проживает в г. Марксе с 2006 года в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Собственниками жилых помещений является дочь истца ФИО5 В <адрес> в <адрес> вместе с истцом проживают её внук ФИО8, внучка ФИО9, правнук ФИО12 <адрес> квартиры составляет 47,9 кв.м.

02.07.2010 года и 09.03.2011 года Муртазина М.М. обращалась с заявлениями в администрацию Марксовского муниципального района, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о принятии её на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако ей было отказано в связи с тем, что ею в 2007 году была отчуждена квартира в <адрес>, чем были ухудшены её жилищные условия и пятилетний срок с момента отчуждения не истек.

В соответствии с п.п.3, п.1 ст. 15 Закона Российской Федерации «О
ветеранах» участникам ВОВ представляется такая мера социальной поддержки
как обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильем участников
Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23-2 настоящего
Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляется в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Таким образом, за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями обеспечиваются ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, суд считает, что надлежащим ответчиком по указанному спору будет являться Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Кроме того, уточненный иск истцом предъявлен к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.

Вместе с тем, согласно предписаниям по исполнению Указа, при предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения компетентным органом должна быть проведена проверка обстоятельств нуждаемости лица в улучшении жилищных условий и наличия у него соответствующего права.

В соответствии с положениями ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно положениям ч. 1 вышеуказанной нормы Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Из материалов дела усматривается, что до обращения с заявлением в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на учете в органе местного самоуправления на получение жилья истица не состояла. На момент разрешения спора проживала и проживает по адресу: <адрес>, в жилом помещении, принадлежащем ФИО10, имеет регистрацию в указанной квартире, меры социальной поддержки в виде предоставления жилья либо выплаты на его приобретение не получала. ФИО10 совместно с ней в указанном жилом помещении не проживает, членом ее семьи в силу закона и фактических обстоятельств дела не является.

На основании ст.1 Закона Саратовской области № 85-ЗСО от 02 июля 2009
г. «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями
ветеранов Великой Отечественной войны 1941-45 гг. и о внесении изменений в
Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской
области» меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями
ветеранов Великой Отечественной войны предоставляются при наличии
нуждаемости в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании было установлено, что супруг истца ФИО17 умерший в 2007 году являлся участников ВОВ, имел на праве собственности квартиру, площадью 45,1 кв.м, находящуюся по адресу: <адрес>, где был зарегистрирован и проживал с истцом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 18). Решением Марксовского городского суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО15. был признан недееспособным (л.д. 10 ). Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над недееспособным ФИО3 назначена ФИО5, проживающая в <адрес>л.д. 11 )

На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ опекуном ФИО16 ФИО5 были произведены действия по отчуждению квартиры по адресу: <адрес>, титульным собственником которой являлся ФИО3 (л.д. 12-14,15 ).

Перечисленное свидетельствует о вынужденном характере действий семьи истца по отчуждению квартиры по адресу: <адрес>, связанном с ухудшением здоровья супруга истца, невозможностью ухода за ним без помощи членов семьи, проживающих в другом населенном пункте, нуждаемости в постороннем уходе самого истца, находящегося в престарелом возрасте (1923 года рождения) и являющегося инвалидом 2 группы.

Согласно ст. 1.1 указанного выше закона Саратовской области граждане,
указанные в статье 1 вышеуказанного Закона, не состоящие на учете в органах
местного самоуправления, признаются в соответствии с Жилищным кодексом
Российской Федерации нуждающимися в улучшении жилищных условий
уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений если указанные граждане не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 14 кв. м.

В судебном заседании установлено, что квартира по адресу: <адрес>, в которой зарегистрирована и проживает истец имеет общую площадь 47,9 кв.м., т.е. на одного члена семьи приходится менее 14 в.м.(11.98 кв.м.), что также свидетельствует о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.

Пункт 5 статьи 1.1 Закона Саратовской области от 02 июля 2009 г. № 85-
ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями
ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов и о внесении
изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в
Саратовской области» предусматривает, что граждане, которые с намерением
приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении
жилищных условий совершили действия, в результате которых такие граждане
могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий,
принимаются на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных
действий

В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане
которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве
нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых
такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещения,
принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее
чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Действительно, пункт 3 Порядка обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" содержит ограничения для граждан, которые с намерением приобретения права признания их нуждающимися в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Указанные граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

До принятия Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем предоставлялась только лицам, вставшим на учет до 1 марта 2005 года. Поэтому какие-либо действия совершенные гражданами до того как Закон предоставил им право на получение указанной меры социальной поддержки, не могут свидетельствовать о намеренном ухудшении ими жилищных условий.

Истица не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., продали с супругом квартиру 30.11.2007 года. О том, что в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" у нее возникнет право на улучшение жилищных условий, Муртазина М.М. не могла предполагать.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, в судебном заседании не было представлено доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях Муртазиной М.М. по ухудшению своих жилищных условий.

К доводам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о том, что действия истца по отчуждению недвижимости в <адрес> свидетельствует о намеренном ухудшении своих жилищных условий не состоятельны, ответчиком не представлено доказательств приобретения истцом недвижимого имущества после отчуждения квартиры в <адрес>.

Кроме того, действия по отчуждению жилой площади по адресу: <адрес> происходили в 2007 году, т.е. до подписания Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", что также свидетельствует об отсутствии у истца желания намерено ухудшить свои жилищные условия.

Учитывая, что на основании ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, стороны должны были представить доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора.

В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу названных выше норм закона, регулирующего указанные правоотношения, истец представил допустимые доказательства, подтверждающие его требования.

Суд, разрешая иск в пределах заявленных истцом требований, приходит к
выводу, что требования к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области заявлены обоснованно и законно, а потому подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199
ГПК РФ, суд

решил:

Признать Муртазину М.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области принять Муртазину М.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через городской суд в течении десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Г.Д. Арсланова.