Дело № 2-861/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 июля 2011 г. г. Маркс Марксовский городской суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Арслановой Г.Д. при секретаре Шиховцевой Е.Н. с участием прокурора Михайлова А.Н. представителя Управления Россельхознадзора по Саратовской области Маркелова С.Н. представителя ответчика Катина И.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марксовского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Липовского муниципального образования Марксовского района Саратовской области, третьи лица: Управление ветеринарии Правительства Саратовской области, Управление Россельхознадзора по Саратовской области о признании незаконными бездействий по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника и по принятию мер к его надлежащему содержанию установил: Прокурор обратился в суд с иском к ответчику с требованиями о признании незаконными бездействий по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника, расположенного на территории Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района на юго-западе от фермы, примерно в 1500м. от с. Липовка Марксовского района в степной зоне, примерно в 1000м. от фермы, в 1000м. от водоема, в 200м. от дороги, и по принятию мер к его надлежащему содержанию. Свои требования прокурор обосновывает тем, что на территории Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района на юго-западе от фермы, примерно в 1500м. от с. Липовка Марксовского района в степной зоне, примерно в 1000м. от фермы, в 1000м. от водоема, в 200м. от дороги расположена биотермическая яма, 2002 года постройки, предназначенная для захоронения биологических отходов, а именно трупов животных и птиц; ветеринарных конфискатов (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленных после ветеринарно-санитарной экспертизы; других отходов, получаемых при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Площадь скотомогильника (биотермической ямы), являющегося местом, отведенным для захоронения биологических отходов, составляет 60 кв.м. Глубина залегания грунтовых вод примерно 100м. Особенности конструкции – железобетон. Скотомогильником пользуются жители с.Липовка. Указанный скотомогильник, в нарушение требований действующего законодательства, в настоящее время ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен и фактически никто за его техническим состоянием не следит. В связи с отсутствием собственника скотомогильника и бездействием ответчика по определению и постановке на учет, контроль за состоянием скотомогильника с момента его постройки никем не осуществлялся, меры по обеспечению безопасности скотомогильника не принимались. Данный скотомогильник не отвечает требованиям ветеринарно-санитарных требований, эксплуатация осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, поскольку территория скотомогильника не обвалована, не огорожен, отсутствуют указатели и перекрытия, территория скотомогильника находится в антисанитарном состоянии, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций. В судебном заседании прокурор Михайлов А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме и просил признать незаконными бездействия ответчика по постановке на учет и по принятию мер к надлежащему содержанию указанного бесхозяйного скотомогильника, а также обязать ответчика принять меры по постановке на учет Федеральной регистрационной службы данного бесхозяйного скотомогильника и принять меры по надлежащему его содержанию: огородить территорию, с внутренней стороны по периметру произвести обваловку, установить указатель и перекрытия. Глава администрации Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области Катин И.П.в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица Маркелов С.Н. в судебном заседании иск поддержал и просил удовлетворить. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства, суд находит в удовлетворении требований прокурора следует отказать. В соответствии со ст. 1 федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В силу указанной правовой нормы, данный Закон не может распространяться на регулирование вопросов оборудования и содержания скотомогильников администрациями муниципальных районов, которые к тому же не могут быть отнесены к вопросам местного значения муниципального района в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г., N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Согласно п. п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета. Согласно пп. "ц" п. 2 ст. 26.11 этого же Закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Из указанного выше следует, что вопросы создания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Согласно п. п. 5.1, 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Судом установлено, что сведений о правах на расположенные на территории Липовского муниципального образования скотомогильник, указанный выше, не имеется, на балансе у администрации муниципального района либо администрации муниципального образования не состоит. Таким образом, исходя из законодательства в области организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также законодательства в области организации и принципов местного самоуправления, ветеринарии, санитарно-эпидемиологического благополучия населения суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство не предусматривает в качестве вопроса местного значения, самостоятельно решаемого населением и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не предусматривает обязанности органов местного самоуправления по содержанию скотомогильников. При условии, что действующее законодательство не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории Липовского муниципального образования мест захоронения биологических отходов, которые остались от бывшего производства, при этом, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников на счет администрации Липовского муниципального образования не поступали, суд считает, что в удовлетворении заявленных Межрайонным прокурором требований следует отказать. Согласно обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2010 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15.09.2010 года муниципальному образованию не может вменяться в обязанность владение местами захоронения биологических отходов, расположенных на его территории. Кроме того, законом Саратовской области от 26.11.2010 года № 211-ЗСО внесены изменения в закон Саратовской области от 05.09.1996 года « О правительстве Саратовской области», которыми установлены полномочия Правительства области по обеспечению обустройства и содержания скотомогильников (биотермических ям), находящихся в государственной собственности области. На основании Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона РФ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, вопросы содержания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Земельные участки под спорными скотомогильниками являются федеральной собственностью. Таким образом, ответственность за надлежащее содержание объектов, расположенных на этих земельных участках должны нести органы исполнительной власти РФ и субъекта РФ. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества возложено на собственника, в связи с чем, содержание скотомогильников в состоянии, соответствующем требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с эксплуатацией данных объектов, а также финансирование указанных мероприятий является обязанностью РФ. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении иска Марксовского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Липовского муниципального образования Марксовского района Саратовской области, третьи лица: Управление ветеринарии Правительства Саратовской области, Управление Россельхознадзора по Саратовской области о признании незаконными бездействий по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника и по принятию мер к его надлежащему содержанию - отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через городской суд в течении десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья: Г.Д. Арсланова.