Дело № 1-1241/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 октября 2011г. г.Маркс Марксовский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Фроловой Н.П. при секретаре судебного заседания Иголкиной Ю.Г. с участием заявителя Чукова В.Н. заинтересованного лица Наумова Д.А. представителей заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района Саратовской области Скочиловой Л.М., Ивановой И.Г. помощника Марксовского межрайпрокурора Пригородова И.О. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чукова В.Н. к территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района Саратовской области, заинтересованное лицо: Наумов Д.А. о признании недействительным протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 19, об отмене решения (протокола) территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района Саратовской области о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 19, возложении обязанности по проведению повторного подсчета голосов избирателей по одномандатному округу № 19, об оспаривании результатов выборов. установил: 13 марта 2011года состоялись выборы депутатов Собрания Марксовского муниципального района четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 19 ( Саратовская область). Решением № 01-07/185-р территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района от 14.03.2011г. «Об установлении общих результатов выборов депутатов Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области четвертого созыва, проведенных 13 марта 2011г.» выборы признаны состоявшимися и действительными, Наумов Д.А., как получивший наибольшее число голосов избирателей, признан избранным депутатом Собрания Марксовского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 19. Чуков В.Н. обратился в суд с названным заявлением, в котором просил суд признать недействительным протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 19, отменить решение (протокол) территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района Саратовской области о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 19, обязать территориальную избирательную комиссию Марксовского муниципального района определить результаты выборов депутатов Собрания Марксовского муниципального района четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 19 путем проведения повторного подсчета голосов избирателей. Требования основаны на следующем. -13 марта 2011 года на территории города Маркса прошли выборы депутатов Собрания Марксовского муниципального района четвёртого созыва. 13 марта 2011 года участковая комиссия избирательного участка № 52 одномандатного избирательного округа № 19 установила итоги голосования, составив и подписав протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования. Чуков В.Н. баллотировался кандидатом в депутаты Собрания Марксовского муниципального района четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 19 и считает, что подведение итогов голосования прошло с нарушением требований законодательства по следующим основаниям. В соответствии с частью 25 статьи 59 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» (далее - Закон области) протоколы об итогах голосования заполняются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в них проставляются дата и время (час с минутами) их подписания. На избирательном участке № 52 был составлен и подписан только один экземпляр протокола об итогах голосования. Причём, согласно части 30 указанной статьи вторые экземпляры протоколов об итогах голосования предоставляются для ознакомления наблюдателям, иным лицам, а их заверенные копии вывешиваются для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией, после чего вторые экземпляры протоколов передаются в вышестоящую избирательную комиссию для хранения. По мнению заявителя, данные нормы закона участковой комиссией соблюдены не были. В соответствии с частью 25 статьи 59 Закона области после подведения всех необходимых действий и подсчётов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчёте голосов избирателей, после чего подписываются протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования. По утверждению заявителя участковая избирательная комиссия подписала протокол об итогах голосования без проведения итогового заседания и соответственно без рассмотрения поступивших в день голосования заявлений и жалоб на нарушение избирательного законодательства. Частью 26 статьи 59 Закона области определено, что если во время заполнения протоколов об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколах делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Заявитель указывает в заявлении, что выданная и заверенная ему копия протокола об итогах голосования не подписана членами участковой избирательной комиссии ФИО1 и ФИО2. без указания причин отсутствия их подписи. В соответствии с частью 2 статьи 60 Закона области на основании данных первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования окружная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления путём суммирования всех содержащихся в них данных определяет результаты выборов по одномандатному избирательному округу. Протокол территориальной избирательной комиссии в пункте 2 содержит информацию, что участковая комиссия получила 2158 избирательных бюллетеней. Однако, имеющаяся у заявителя копия протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному округу № 19 в пункте 2 содержит сведения, что участковая избирательная комиссия № 19 получила 2155 избирательных бюллетеней. В соответствии с частью 36 статьи 59 Закона области если после подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и направления в вышестоящую избирательную комиссию его первого экземпляра участковая избирательная комиссия, направившая протокол, либо вышестоящая избирательная комиссия в ходе предварительной проверки правильности составления протокола выявила в нём неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных), участковая избирательная комиссия, направившая соответствующий протокол, вправе на своём заседании рассмотреть вопрос о внесении в строки 1 -9з данного протокола. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствующих при составлении ранее утверждённого протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный». Ранее направленный, участковой избирательной комиссией в вышестоящую избирательную комиссию протокол приобщается к повторному протоколу. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным. Однако, ни в избирательном участке, ни в территориальной избирательной комиссии данные действия произведены не были, но данные протокола в нарушение законодательства были изменены. По мнению заявителя, на избирательном участке № 52 при подсчёте итогов голосования был нарушен определённый Законом области порядок подсчёта голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования, что является основанием для признания этих протоколов недействительными и проведения повторного подсчёта голосов. Ссылаясь на пункт 3 статьи 77 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Чуков В.Н. просил суд признать недействительным протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 19, отменить решение (протокол) территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района Саратовской области о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 19, обязать территориальную избирательную комиссию Марксовского муниципального района определить результаты выборов депутатов Собрания Марксовского муниципального района четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 19 путем проведения повторного подсчета голосов избирателей. 27.09.2011г. Чуков В.Н. дополнил основания заявления (л.д.63). Считает, что списки избирателей, выданных членам участковой избирательной комиссии № 52 с правом решающего голоса не были сброшюрованы, прошиты, не подписаны и не заверены. Избирательные бюллетени выдавались председателем участковой комиссии без ведомости. С начала голосования и в процессе выборов участковая комиссия не проводила заседаний по принятию решений, протоколы не велись. Заявления и жалобы комиссией не рассматривались. Решения принимались без заседания и процедуры голосования, единолично председателем участковой избирательной комиссии. Так же заявитель указывает, что после попытки вброса бюллетеней в количестве 3-х штук, он обратился с устной просьбой к председателю участковой комиссии №52 ФИО3 собрать заседание для решения вопроса о приостановке голосования и принятия решения по факту не правомерной выдачи бюллетеня ФИО4, поскольку последний имеет по паспорту адрес регистрации не входящий в округ № 19. Так же им была заявлена устная просьба председателю участковой избирательной комиссии опечатать стационарный ящик в помещении для голосования, обеспечить наличие другого ящика для продолжения голосования и рассмотреть вопрос о принятии решения по признанию выборов на УИК № 52 недействительными по бюллетеням, находящимся в стационарном ящике, так как по мнению члена комиссии с правом совещательного голоса Чукова Д.Н. имелись неоднократные вбросы бюллетеней, в количествах 3-5 штук в течение всего дня голосования. Однако, все его устные обращения были проигнорированы. По мнению заявителя, в нарушение статьи 59 Закона Саратовской области « 107 –ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» председатель участковой избирательной комиссии № 52 после окончания времени голосования не созвала заседание комиссии, не объявила присутствующим в помещении при подсчёте голосов избирателей голосование законченным, не огласила общую последовательность и порядок действий всех членов комиссии. Не были составлены акты о погашении неиспользованных бюллетеней, о признании избирательных бюллетеней недействительными или неустановленной формы. Работа со списками избирателей и их книгами ограничилась простым подсчётом проголосовавших по каждой книге членами комиссии с правом решающего голоса и их общим суммированием. Записи в соответствующих книгах и росписи в каждой странице за итоги голосования не производились. Председатель огласила только суммарное число - 861, проголосовавших, посчитанным по спискам и это число первоначально было вписано в увеличенную копию протокола, сразу после оглашения, а не после составления первого экземпляра протокола результатов выборов. Увеличенная копия протокола вывешена не была. После вскрытия стационарного ящика для голосования в помещении члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сразу начали сортировать бюллетени по знакам за определённого кандидата и недействительные. Просьба заявителя показывать всем бюллетень и оглашать за кого из кандидатов проголосовал избиратель была отклонена. По утверждению заявителя при сортировке бюллетеней были обнаружены сложенные бюллетени по 3-5 штук, которые разделял по одному, пытаясь скрыть свои действия, выбирал из кучи и сортировал член УИК с правом решающего голоса ФИО5 Считает, что около 80 штук бюллетеней были вброшены в стационарный ящик для голосования из числа неучтенных. Так же при сортировке бюллетеней были обнаружены два бюллетеня с подписями председателя ФИО3 и секретаря ФИО7 УИК № 52, но без печати. Эти бюллетени с отметкой за кандидата Наумова Д.А. также без созыва заседания и принятия решения членами УИК с правом решающего голоса были отнесены к недействительным. Акты и решения УИК о признании их не установленной формы не составлялись. Так же заявитель указывает, что при подсчёте результатов выборов на УИК № 52 он видел бюллетени в количестве 80-100 штук с «жирным» оттиском печати, как на тех двух бюллетенях изъятых у ФИО4 при попытке вброса с пометкой за кандидата Наумова Д.А. Следовало эти два бюллетеня признать бюллетенями неустановленной формы. По мнению заявителя, некоторые избиратели казались ему подозрительными, так как подходили сразу к членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО5 и ФИО1 как по заданному маршруту, не обращая внимания на таблички с адресами в границах избирательного округа № 19. На его устные просьбы к председателю комиссии проверить личности голосующих и адрес по паспорту и по спискам избирателей, а также правомерность выдачи им бюллетеней были проигнорированы. Считает, что проверка контрольных соотношений и внесение записей в увеличенную копию протокола были совершены председателем УИК с нарушением п.21 ст.59 Закона Саратовской области от 31.10.20015года № 107 - ЗСО ст. 59 «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области». По нескольку раз были исправлены число избирателей, внесённых в список избирателей на момент окончания голосования -явно завышено; число бюллетеней выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования по подсчётам заявителя было завышено и исправлялось председателем по несколько раз; В нарушение п.17 ст. 59 вышеназванного Закона участковой комиссией при подсчете голосов по бюллетеням не велся первый протокол результатов голосования, строки протокола не заполнялись непосредственно в процессе подсчёта. Так же на избирательном участке № 52 в нарушение п.25 ст. 59 Закона Саратовской области от 31.10.20015года № 107 - ЗСО ст. 59 «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» итоговое заседание УИК, рассмотрение заявлений и жалоб, поступивших до окончания подсчёта голосов не созывалось, решений не принималось. По утверждению заявителя протокол №1 составлен председателем УИК с нарушением. Была допущена описка - вместо фамилии кандидата Рыжов было написано «Рыжков». Протокол был отправлен в территориальную избирательную комиссию с ФИО1 и ФИО5, затем был возвращен в участковую комиссию, где его переписали, исправили описку, но отметку «повторный» на протокол не поставили.. Первый протокол в помещение участка для голосования не возвращался, пересчёт бюллетеней не производился, комиссия для принятия решения по исправлению ошибки или описки не собиралась. Данные действия, по мнению заявителя, нарушают часть 36 статьи 59 Закона Саратовской области от 31.10.2005г. № 107 – ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления». Так же указывает, что в выданной ему копии протокола участковой комиссии отсутствуют сведения о поданных жалобах в УИК в процессе голосования, а в строке 9 «з» - число бюллетеней, не учтенных при получении значится «3» тогда как в протоколе ТИК в строке 9 «з» значатся нули. Так же заявитель указывает, что по его данным число проголосовавших избирателей в помещении участка № 52 составляет 754, а по данным участковой комиссии – 861, впоследствии исправлено на -864. Акт о превышении числа бюллетеней соответствующего типа, содержащихся в стационарном ящике для голосования, над числом бюллетеней, выданных УИК не оформлялся. Заявитель считает, что допущенные при проведении голосования и установлении итогов голосования нарушения на избирательном участке № 52 не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. В судебном заседании заявитель Чуков В.Н. на доводах, изложенных в заявлении настаивал, основываясь на изложенных выше обстоятельствах. Дополнительно пояснил, что являлся зарегистрированным кандидатом по одномандатному избирательному округу № 19, разница в голосах между ним и кандидатом Наумовым Д.А. составила 160 голосов. Поскольку выданная ему 13.03.2011г. в 23ч.20м. секретарем участковой избирательной комиссии № 52 ФИО7 заверенная копия протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 19 отличается по позициям от протокола № 1, который участковая комиссия сдала в вышестоящую комиссию: 2 ( в копии -2155, в оригинале -2158); в графе –сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу ( в копии – сведения отсутствуют, в оригинале - 5) у него имеются сомнения в действительном волеизъявлении избирателей на избирательном участке № 52, считает, что при проведении голосования на 52 участке имелись нарушения порядка голосования и подсчета голосов, в связи с чем он просит так же отменить результаты выборов депутатов Собрания Марксовского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 19. (л.д.144 ) в виду оснований предусмотренных п.3 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002года № 67- ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч.6, 17, 21, 25, 26, 30, 36 ст.59, ч.2 ст. 60, Закона Саратовской области от 31 октября 2005г. № 107-ЗСО « О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области». Из объяснений и письменного отзыва (л.д.119-122 ) представителя территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района Скочиловой Л.М. следует, что в соответствии с решением территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района №01-07/149-р от 06.03.2011 года и акта передачи избирательных бюллетеней для голосования на выборах в Собрание Марксовского муниципального района Саратовской области четвертого созыва от 11 марта 2011 года участковой избирательной комиссии избирательного участка №52 территориальная избирательная комиссия Марксовского муниципального района передала избирательные бюллетени в количестве 2158 штук. В соответствии с требованиями Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» члены участковой избирательной комиссии избирательного участка №52 с правом решающего голоса получали избирательные бюллетени для выдачи их избирателям, согласно ведомости выдачи, в которой указывались число избирательных бюллетеней, фамилия члена УИК, получившего бюллетени и его подпись. Кроме того, все необходимые документы, такие как акт о погашении неиспользованных бюллетеней для голосования и иные документы участковой избирательной комиссией были составлены и находятся в рабочей папке участковой избирательной комиссии, переданной на хранение в территориальную избирательную комиссию Марксовского муниципального района. Свои заседания участковая избирательная комиссия избирательного участка №52 в день голосования 13 марта 2011 года проводила в рабочем режиме, а, именно, поименным опросом, проводимым без прекращения процесса голосования. В соответствии со ст. 59 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» протоколы об итогах голосования выполняются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в них проставляются дата и время их подписания. В соответствии с ч.30 вышеуказанной статьи, вторые экземпляры протоколов об итогах голосования предоставляются для ознакомления наблюдателям, иным лицам, а их заверенные копии вывешиваются для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией, после чего вторые экземпляры протоколов передаются в вышестоящую избирательную комиссию для хранения. Во исполнение вышеизложенных норм действующего законодательства участковой избирательной комиссией избирательного участка №52 одномандатного избирательного округа №19 в помещении для голосования, была вывешена увеличенная форма протокола об итогах голосования. После завершения подсчета голосов данная форма была заполнена членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и только после ее заполнения были оформлены первый и второй экземпляры протокола об итогах голосования. В данных протоколах заполнены все графы, проставлены дата и время оформления протокола, внесены фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, проставлены их подписи. При проведении голосования, подведения итогов голосования и оформления итоговых протоколов присутствовали все члены участковой избирательной комиссии избирательного участка одномандатного избирательного округа №19. В соответствии со ст. 59 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» выдача заверенных копий протокола об итогах голосования оформлена реестром. Заверение копий протоколов проводилось председателем УИК №52 путем внесения записи в представленные заявителями копии протоколов записи «копия верна», указания должности и фамилии заверявшего, и проставления даты заверения. Кроме того, копии протоколов как оформлялись должностными лицами УИК, так и представлялись к заверению обратившимися, так как действующее законодательство не запрещает возможность составления копии протокола путем внесения сведений в формы протокола об итогах голосования заинтересованным лицом с увеличенной формы протокола. Обязательность внесения подписей членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в заверенные копии протокола действующим законодательством не предусмотрена. По завершению действий, предусмотренных действующим законодательством, по оформлению итогов голосования участковая избирательная комиссия направляется в вышестоящую избирательную комиссию для сдачи первого экземпляра протокола об итогах голосования и введения итоговых данных в систему ГАС «Выборы». Что и было сделано председателем и секретарем УИК №52, а также были сданы на хранение в территориальную избирательную комиссию Марксовского муниципального района избирательные документы, в том числе избирательные бюллетени –погашенные использованные для голосования и погашенные неиспользованные, реестр выдачи заверенных копий протоколов и иная документация. Прием первого экземпляра итогового протокола УИК №52 территориальной избирательной комиссией Марксовского муниципального района проводился единожды. Сдавали протокол председатель УИК №52 ФИО3 и секретарь УИК №52 ФИО7 При приеме и проверке правильности составления протокола об итогах голосования по выборам депутатов Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №19 и введении данных голосования в систему ГАС «Выборы» территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района неточностей не выявлено, проверка контрольных соотношений подтвердили правильность его проведения. В связи с этим необходимость составления повторного протокола и проведения повторного подсчета голосов отсутствовала. Так же пояснила, что является секретарем территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района и 13 марта 2011 года два раза посещала избирательный участок №52. Первый раз она вместе с заместителем председателя ФИО6 приехала на участок № 52 когда было установлено, что на участке книги списков избирателей, выданных членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не были надлежащим образом оформлены. После поданных заявлений кандидатов в депутаты председателю участковой избирательной комиссии данные нарушения были устранены. Второй раз она приезжала на участок № 52 в связи с тем, что кандидат Чуков В.Н. требовал от избирателей показать ему паспорта граждан, в связи с чем отвлекал от работы членов участковой избирательной комиссии. Она провела беседу с кандидатом Чуковым В.Н., но никаких жалоб на нарушение порядка голосования от него не поступило. После 20 часов 00 минут, поступил звонок в территориальную избирательную комиссию от председателя участковой избирательной комиссии ФИО3, о том, что Чуков В.Н. и члены комиссии Чуков Д.Н. и ФИО8 мешают подсчету голосов, ведут себя некорректно. Она выехала на участок, но никаких жалоб и просьб Чуков В.Н. ей не высказал. Увеличенная форма протокола находилась на стенде в помещении участка. Так же пояснила, что отдельные нарушения, имевшие место в ходе дня голосования, не носят характера серьезных нарушений, которые могли бы исказить волю избирателей. На основании протокола территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 19, подписанного членами комиссии 14.03.2011 года в 02ч.05м., разница голосов избирателей, отданных за кандидата в депутаты Наумова Д.А. и кандидата в депутаты Чукова В.Н. составила 160 голосов. В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» было принято решение № 01-07/185-р от 14.03.2011г. «Об установлении общих результатов выборов депутатов Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области четвертого созыва, проведенных 13 марта 2011 года», отвечающее требованиям действующего законодательства. Председатель Территориальной избирательной комиссии - Иванова И.Г. в судебном заседании с заявлением не согласна считает доводы изложенные в заявлении не состоятельными необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям изложенным в возражениях. Дополнительные доводы так же считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В пункте 3 статьи 77 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» приведён перечень оснований, по которым суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах выборов в едином избирательном округе, а именно в случае нарушения:- правил составления списков избирателей,-порядка формирования избирательных комиссий,- порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением),- определения результатов выборов,- незаконного отказа в регистрации списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования,- других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу, прежде всего, является установление фактов вышеприведенных нарушений, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей. В этой связи, по мнению представителя заинтересованного лица, рассматривать необходимо исключительно только те обстоятельства, которые существенно повлияли (или могли повлиять) на результаты волеизъявления граждан. Таким образом, не могут рассматриваться и быть приняты в качестве доказательства обстоятельства, свидетельствующие о любых нарушениях, или основанные на них предположения о том, что нарушения якобы могли повлиять на результаты волеизъявления граждан. Вышеперечисленные нарушения, которые могут повлечь признание выборов недействительными, принимаются во внимание, только в том случае, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Нарушения, на которые указывает заявитель, а именно расхождения данных Дополнительные доводы заявителя заинтересованное лицо также считало необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Заявитель указывал на несоответствие данных в имеющейся у него копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования от протокола № 1, который участковая комиссия сдала в вышестоящую комиссию. Однако, по мнению заинтересованного лица, здесь имеет место невнимательность секретаря комиссии заполнявшей копию протокола для заявителя. Данные ошибочные действия никоим образом не влияют на совершившееся в день голосования волеизъявление граждан, не повлияли на определение итогов голосования. Расхождение в копии протокола у заявителя следует объяснить невнимательностью секретаря участковой комиссии и процедурной ошибкой, так как копия протокола заявителю была выдана ранее изготовленного протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования. В связи с этим заинтересованное лицо просило отказать в удовлетворении заявленных требований Чукову В.Н. в полном объёме. Заинтересованное лицо Наумов Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Далее пояснил, что действительно в ходе дня голосования он подавал 2 жалобы председателю участковой избирательной комиссии № 52 поскольку выявил, что книги списков избирателей, выданных членам УИК с правом решающего голоса не были надлежащим образом оформлены, они были не сброшюрованы, не прошиты, не подписаны и не заверены. Указанное нарушение было немедленно устранено и после обсуждения ему было выдано соответствующее решение участковой избирательной комиссии №4 от 13 марта 2011 года по итогам его жалобы. Вторая жалоба им была подана на кандидата Чукова В.Н., поскольку он не давал работать членам участковой избирательной комиссии, приставал к избирателям, пытался посмотреть их паспорта, фамилии, где они зарегистрированы по месту жительства и выяснить их фактическое проживание, пытался сверить подписи избирателей в списках, выяснял за кого они расписываются, при этом Чуков В.Н. постоянно находился у столов со списками избирателей. Так же Чуков В.Н. вслух высказывал разные суждения, создавая напряженную обстановку на участке. После окончания выборов, стали производить подсчет голосов избирателей и бюллетней. После вскрытия стационарного ящика председатель участковой избирательной комиссии ФИО3 оглашала содержащиеся отметки избирателей в каждом бюллетене и представляла их для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Приведенные заявителем факты, якобы имевшего место незаконного учета голосов избирателей, не подтверждены какими – либо доказательствами. Участковая избирательная комиссия не подводит итоги выборов, не определяет избранного кандидата. Кандидат определяется на основании протокола участковой комиссии по количеству полученных голосов. Так же пояснил, что все действия участковой избирательной комиссии производились в присутствии и под контролем наблюдателей от всех зарегистрированных кандидатов, что исключает возможность проведения заведомо неверного подсчета голосов избирателей на участке. Никаких нарушений при голосовании и подсчете голосов допущено не было, сама процедура голосования и подсчет голосов проходили открыто и гласно. Каждый избиратель выразил свою волю. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, выслушав показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, учитывая заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд считает заявление Чукова В.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Федеральным законом Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов установлены Законом Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области». При рассмотрении дела установлено, что решением Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области от 16.12.2010 года № 114/952 на 13 марта 2011года были назначены выборы депутатов Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области четвертого созыва. (л.д.42). Решением территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района от 01.02.2011г. № 01-07/09-р «О регистрации списка кандидатов в депутаты органов местного самоуправления Марксовского муниципального района Саратовской области, выдвинутого избирательным объединением Саратовского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Чуков В.Н. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области по одномандатному избирательному округу № 19 (л.д.43,44) Решением территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района от 01.02.2011г. № 01-07/10-р «О регистрации кандидатов в депутаты органов местного самоуправления Марксовского муниципального района Саратовской области, выдвинутых избирательным объединением Марксовского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», Наумов Д.А. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области по одномандатному избирательному округу № 19 (л.д.46,48). Решениями территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района от 09.02.2011г. № 01-07/117-р, № 01-07/118-р сформирована участковая избирательная комиссия № 52 по выборам в органы местного самоуправления Марксовского муниципального района, председателем назначена ФИО3 (л.д.50-52). Участковой избирательной комиссией № 52 составлены протоколы об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 19 ( л.д.58-60, 114-116). Согласно протоколу территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района ( с полномочиями окружной) о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 19 число голосов избирателей, поданных за кандидата Наумова Д.А. составило 455, поданных за кандидата Чукова В.Н. составило 295 (л.д.16-17). Таким образом, разница голосов избирателей, отданных за кандидата в депутаты Наумова Д.А. и кандидата в депутаты Чукова В.Н. составила 160 голосов. На основании решения территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района № 01-07/185-р от 14.03.2011г. «Об установлении общих результатов выборов депутатов Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области четвертого созыва, проведенных 13 марта 2011г.» выборы депутатов в Собрание Марксовского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 19 признаны состоявшимися и действительными, депутатом по одномандатному избирательному округу № 19 избран Наумов Д.В. (л.д.61-62). В соответствии с частями 10,11 статьи 10 Закона Саратовской области от 31.10.2005г. № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» -соответствующая избирательная комиссия передает по акту участковым избирательным комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Участковая избирательная комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой избирательной комиссии и подписью ее председателя. Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. Как установлено судом, 13.03.2011г. в участковую избирательную комиссию № 52 поступила жалоба от кандидата в депутаты Чукова В.Н. на то, что книги со списками избирателей, находящиеся у членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не сброшюрованы, а приколоты скрепкой (л.д.102). Аналогичные жалобы в день голосования поступили от кандидатов в депутаты ФИО9, Наумов Д.А. (л.д.104,106). Указанные жалобы рассмотрены участковой избирательной комиссией № 52 и заявителям выданы решения № 4,5, 6 согласно которым названное нарушение устранено: списки избирателей сброшюрованы, сшиты, пронумерованы, подписаны и заверены печатью. (л.д.103, 105,107). Данное нарушение было исправлено в 17ч.42м. Суд считает, что данное обстоятельство свидетельствует о нарушении участковой избирательной комиссией вышеперечисленных положений закона, но не свидетельствуют об искажении воли избирателей. В соответствии с подпунктом «к» пункта 6 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения. Как установлено судом, 13 марта 2011г. в участковую избирательную комиссию № 52 одномандатного избирательного округа № 19 поступали так же следующие жалобы: - жалоба кандидата в депутаты ФИО9 о том, что кандидат в депутаты Чуков В.Н. проводит агитационную беседу на крыльце школы и сопровождает избирателей в зал голосования (л.д.108). -жалоба кандидата в депутаты Наумова Д.А. на кандидата в депутаты Чукова В.Н., из которой следует, что кандидат в депутаты Чуков В.Н. мешает проведению выборов, фотографирует паспортные данные избирателей, забирает у них паспорта (л.д.110). Все перечисленные выше жалобы рассмотрены участковой избирательной комиссией одномандатного округа № 19 и заявителям выданы решения № 7, 8 (л.д.109,114), что нашло подтверждение в реестре учета поступивших в участковую избирательную комиссию жалоб (заявлений) (л.д.118). Данные обстоятельства так же подтверждены показаниями свидетелей : ФИО3, ФИО7, ФИО10, ФИО11, ФИО13, ФИО8, заинтересованного лица Наумова Д.А. показавших в судебном заседании, что все поданные в день голосования жалобы в участковую комиссию были предметом коллегиального обсуждения и по ним были приняты решения. Довод заявителя, о том, что заявления и жалобы комиссией не рассматривались, суд находит неубедительным. Кроме, того в судебном заседании заявитель подтвердил, что копию решения по его жалобе он получил сразу же после заседания комиссии. Так же в судебном заседании не нашел подтверждения довод заявителя, что избирательные бюллетени выдавались председателем участковой комиссии без ведомости, поскольку допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО3, ФИО7, ФИО10, ФИО11, ФИО12, подтвердили выдачу избирательных бюллетеней по ведомостям и под роспись. К показаниям свидетеля ФИО8, показавшего в суде, что не помнит при каких обстоятельствах он расписывался в ведомости за получение бюллетней, суд относится критически, так как данный свидетель в суде не отрицал свою подпись за получение 100 бюллетеней в имеющейся в материалах дела (л.д.98) копии ведомости передачи избирательных бюллетеней для голосования на выборах в органы местного самоуправления членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для выдачи их избирателям в помещении голосования. По утверждению заявителя около 80 штук бюллетеней были вброшены в стационарный ящик для голосования из числа неучтенных, которые имели «жирный» оттиск печати как на двух бюллетенях изъятых у ФИО4 при попытке вброса с пометкой за кандидата Наумова Д.А. В подтверждение своих доводов заявитель доказательств не привел. Предположения заявителя не могут быть положены в основу решения. Кроме того из акта о пересчете бюллетеней для голосования от 04.03.2011г. подписанного членами территориальной избирательной комиссией Марксовского муниципального района, следует, что изготовлены избирательные бюллетени для голосования на выборах депутатов Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 19 в количестве 2397 штук, при пересчете которых бюллетеней не соответствующих образцу не выявлено (л.д.97). Доводы заявителя, что не были составлены акты о погашении неиспользованных бюллетеней, отсутствие записей в книгах со списками избирателей и увеличенной копии протокола в судебном заседании опровергаются актом о погашении неиспользованных избирательных бюллетеней имеющимся в материалах дела (л.д.100) и показаниями свидетелей ФИО3, ФИО7, ФИО10, ФИО11, ФИО12, показавших в судебном заседании, что все поданные в день подтвердивших, что все страницы списка избирателей были подписаны каждым членом избирательной комиссии, суммированы и оглашены всем лицам, присутствующим при подсчете голосов. Увеличенная форма протокола об итогах голосования была вывешена до начала голосования и находилась в поле зрения всех членов участковой комиссии, наблюдателей и заполнялась председателем участковой комиссией по мере установления итогов голосования; Кроме того, в судебном заседании от 06.10.2011г. заявитель пояснил, что он вспомнил, что увеличенная форма протокола об итогах голосования имелась в помещении для голосования участковой избирательной комиссии участка № 52. Порядок подсчёта голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией предусмотрен статьёй 68 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьёй 59 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области». В частности, Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов, по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета. После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, участка референдума, число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается, в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола, данным содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. Суд считает, что голосование избирателей на избирательном участке № 52, подсчет голосов избирателей и составление протоколов об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 19 осуществлялось участковой избирательной комиссией в соответствии с требованиями вышеназванных законов, что следует из показаний свидетелей ФИО3, ФИО7, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО8 подтвердивших в суде, что подсчет голосов избирателей на участке был открытым и гласным, все контрольные соотношения были выполнены, что следует и из содержания протоколов об итогах голосования (л.д.58-60, 114-116). Данные протоколы № 1 и № 2 подписаны 13 марта 2011г. В 23 часа 35 минут председателем, заместителем председателя, секретарем и членами участковой избирательной комиссии и заверены печатью, сомнений в правильности их составления у территориальной избирательной комиссии не возникло. И на их основании составлен протокол территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района ( с полномочиями окружной) о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 19 (л.д.16-18) Суд не находит оснований для признания данных протоколов недействительными. Так же заявителем в судебном заседании оспариваются результаты выборов по одномандатному избирательному округу № 19 в связи с тем, что в выданной ему 13.03.2011г. в 23ч..20м. копии протокола (л.д.14,15) участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 19 имеются расхождения по позициям от протокола № 1, который участковая комиссия сдала в вышестоящую комиссию: 2 ( в копии -2155, в оригинале -2158); в графе –сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу ( в копии – сведения отсутствуют, в оригинале - 5) Изучение в судебном заседании копии протокола, представленной заявителем и протокола представленного участковой избирательной комиссией в территориальную избирательную комиссию Марксовского муниципального района (л.д.58-60) показало, что имеются незначительные расхождения, указанные заявителем. Причем число голосов, поданных за каждого кандидата, одинаково во всех протоколах, воля избирателей не искажена. Кроме того, представители заинтересованного лица, свидетели ФИО7, ФИО3 пояснили в судебном заседании, что копия протокола об итогах голосования была выдана Чукову В.Н. преждевременно, без надлежащей проверки на предмет технических ошибок. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении участковой избирательной комиссии п.28 ст.59 Закона Саратовской области от 31.10.2005г. № 107 ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» и п. ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», но не свидетельствуют об искажении воли избирателей. Так же судом установлено, что в нарушение вышеперечисленных положений законов, участковая избирательная комиссия по одномандатному округу № 19 после проведения всех необходимых действий и подсчетов итоговое заседание не проводила, данный факт подтвержден показаниями свидетелей ФИО3, ФИО7, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО8 допрошенными в судебном заседании. В соответствии с п.36 ст.59 Закона Саратовской области от 31.10.2005г. № 107 ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» Если после подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и направления в вышестоящую избирательную комиссию его первого экземпляра участковая избирательная комиссия, направившая протокол, либо вышестоящая избирательная комиссия в ходе предварительной проверки правильности составления протокола выявила в нем неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных), участковая избирательная комиссия, направившая соответствующий протокол, вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 9г, 9д и 9е данного протокола. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. Ранее направленный участковой избирательной комиссией в вышестоящую избирательную комиссию протокол приобщается к повторному протоколу. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае, если требуется внести уточнения в строку 10 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном статьей 60 настоящего Закона. Довод заявителя, о том, что участковой избирательной комиссией № 52 должен был быть составлен протокол с указанием «Повторный» так как во второй копии имеющегося у него протокола об итогах голосования неверно указана фамилия кандидата «Рыжков» вместо «Рыжов» (л.д.93,94), суд находит несостоятельным, поскольку в судебном заседании установлено, что в территориальную избирательную комиссию Марксовского муниципального района был представлен надлежащим образом оформленный, без каких либо нарушений протокол, действующее законодательство не содержит запрета до предоставления протоколов об итогах голосования участковым избирательным комиссиям самостоятельно устранить ошибки. Из показаний свидетеля ФИО3, которая являлась председателем участковой избирательной комиссии № 52 следует, что такого протокола она никому не выдавала, данная копия ею не заверялась, протокол об итогах голосования доставлялся ею в территориальную избирательную комиссию один раз. В связи с чем, представленная заявителем копия протокола (л.д.93,94) надлежащим образом не заверена и с учетом положений ч.2 ст. 55, ч.7 ст. 67 ГПК РФ не может быть признана допустимым доказательством по данному делу. В ходе судебного разбирательства установлено, что избирательные права заявителя Чукова В.Н. нарушены не были, законных оснований для отмены итогов голосования на избирательном участке № 52 не имеется. В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении от 31.03.2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Оценивая все приведённые выше доказательства в их совокупности, суд учитывает установленные нарушения избирательного законодательства. Вместе с тем, суд считает, что допущенные нарушения не повлияли на действительную волю избирателей и выборы депутатов Собрания Марксовского муниципального района четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 19 являются состоявшимися и действительными. При таких обстоятельствах, заявление Чукова В.Н. удовлетворению не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд Решил: В удовлетворении заявления Чукова В.Н. к территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района Саратовской области, заинтересованное лицо: Наумов Д.А. о признании недействительным протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 19, об отмене решения (протокола) территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района Саратовской области о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 19, возложении обязанности по проведению повторного подсчета голосов избирателей по одномандатному округу № 19, об оспаривании результатов выборов – отказать. В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Марксовский городской суд. Судья Н.П.Фролова .
в его копии протокола и протоколах участковой комиссии,
представленных в территориальную избирательную комиссию никоим образом не
повлияли на волеизъявление избирателей, так как в соответствии с частью 1 статьи
56 Закона Саратовской области от 31.10.2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» голосование проводится с 8.00 часов до 20.00 часов, а подсчёт голосов, составление протокола и выдача протокола всем
заинтересованным лицам происходит значительно позже.