Дело № 2-872/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2012 года г. Маркс
Марксовский городской суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Гаха С.А.
при секретаре Басмановой А.П.,
с участием истца Мухиной О.А.,
представителя ответчика – Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в Марксовском районе Саратовской области Макаровой Г.Г., действующей на основании доверенности от 11 января 2012 года № 09-1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Марксе гражданское дело по иску Мухиной О.А. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Марксовском районе Саратовской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включении периода учебы в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Мухина О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Марксовском районе Саратовской области о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 16 мая 2012 года и включении в трудовой стаж периода учебы в Украинской сельскохозяйственной академии с 01 сентября 1985 года по 22 августа 1986 года.
Свои исковые требования Мухина О.А. обосновала тем, что 16 мая 2012 года она обратилась в ГУ УПФ в Марксовском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что её трудовой стаж превышает 25 лет. Однако решением ГУ УПФ в Марксовском районе Саратовской области от 25 мая 2012 № 548495 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы. При этом ответчиком, помимо прочего, не учтен период обучения Мухиной О.А. в Украинской сельскохозяйственной академии с 01 сентября 1985 года по 22 августа 1986 года. По мнению истца, в соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953, и согласно п. 3 Приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 № 94, в специальный педагогический стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости засчитывается время обучения в высших и средних учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Мухина О.А. в судебном заседании иск поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно показала, что её обучение в Украинской сельскохозяйственной академии было обусловлено необходимостью получения педагогического образования. При этом на учебу она была направлена непосредственно работодателем. До учебы с 1984 года и непосредственно до зачисления в академию она осуществляла педагогическую деятельность, а также после учебы сразу же продолжила осуществлять педагогическую деятельность. На период учебы по основному месту работы она находилась в учебном отпуске без сохранения заработной платы. Обучалась в академии на очном отделении, получала стипендию. Считает, что решение ответчика нарушает ее право на досрочное пенсионное обеспечение. Просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 16 мая 2012 года и, учитывая п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, и п. 3 Приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 № 94, зачесть в специальный педагогический стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости время обучения в Украинской сельскохозяйственной академии.
Представитель ответчика по доверенности Макарова Г.Г. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, поскольку период нахождения в учебном отпуске с 01 сентября 1985 года по 22 августа 1986 года не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как включение указанных периодов в стаж не предусмотрено ни Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2001 года № 781 «Об утверждении Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Просит в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Всеобщая декларация прав человека 1948 года провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получить источник дохода в обмен на затраченный труд. Социальное обеспечение – это участие общества в содержании своих членов, которые своим трудом зарабатывали такое содержание.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки истца, Мухина О.А. (Мищенко) 04 октября 1984 года принята на должность преподавателя специальных дисциплин в Марксовский техникум механического сельского хозяйства приказом № от ДД.ММ.ГГГГ; в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ направлена на учебу в Украинскую сельскохозяйственную академию; 01 сентября 1985 года зачислена слушателем педагогического факультета стационарного отделения Украинской сельскохозяйственной академии приказом № от ДД.ММ.ГГГГ; в связи с окончанием учебы Украинской сельскохозяйственной академии 28 августа 1986 года отчислена из числа слушателей педагогического факультета приказом № от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, факт обучения на педагогическом факультете Украинской ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии Мухиной (Мищенко) О.А. подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ.
29 августа 1986 года Мухина О.А. принята преподавателем спецдисциплин в совхоз-техникум «Марксовский», и по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность, в частности, на настоящий период с 03 сентября 2010 года работает воспитателем в Федеральном государственном учреждении среднего профессионального образования «Марксовский сельскохозяйственный техникум», приказ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ.
Фамилия истца Мищенко О.А. изменена на Мухину О.А. в связи с регистрацией брака ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись №, что подтверждается представленным истцом свидетельством о регистрации брака.
Согласно протокола заседания комиссии ГУ УПФ РФ в Марксовском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25 мая 2012 года № 279 период нахождения в учебном отпуске с 01 сентября 1985 года по 22 августа 1986 года не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как включение указанного периода в стаж не предусмотрено ни Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2001 № 781 «Об утверждении Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 № 516 «Об утверждении Правил исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 28 п. 1 п.п. 10 Закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.
Представитель ответчика в судебном заседании признаёт, что без включения спорного периода учебы истец на момент обращения за назначением пенсии имел стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение пенсии, 24 года 1 месяц 10 дней.
Согласно ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу данного Федерального закона предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.
До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статьи 89-92, 95). Его статья 91 предусматривала, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона. Такое льготное исчисление позволяло гражданам приобретать необходимый для назначения пенсий общий трудовой стаж в более короткие сроки и влияло на размер пенсии, который находился в прямой зависимости от продолжительности этого стажа.
Предпринятое в последние годы реформирование пенсионного законодательства, в основу которого положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, изменило функциональную роль общего трудового стажа в рамках обязательного пенсионного страхования. В настоящее время одним из основных условий приобретения права на трудовую пенсию является страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; юридическое же значение для целей пенсионного обеспечения общего трудового стажа, в который включается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, уменьшается.
Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции РФ, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила.
Вышеуказанная норма закона не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплена возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (пункт 6), и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 9).
При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона № 173-ФЗ) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27 и 28 Закона от 17.12.2001 года), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы законодательства, действовавшего до введения нового правового регулирования, то есть при исчислении соответствующего трудового стажа применяются правила и нормы Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-1 и иных нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный стаж до 01 января 2002 года.
Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которое действовало в период работы истца, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения в высших и средних учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно ст. 55 ФЗ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
В судебном заседании достоверно установлено, что истец с 01 сентября 1985 года по 22 августа 1986 проходила учебу в Украинской сельскохозяйственной академии, что подтверждается трудовой книжкой и не оспаривается ответчиком.
Архивной справкой Марксовского сельскохозяйственного техникума № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Мухина О.А. (Мищенко О.А.) работала в Марксовском сельскохозяйственном техникуме ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, командирована на очный педагогический факультет Украинской сельскохозяйственной академии Мищенко О.А. с ДД.ММ.ГГГГ, зачислена преподавателем спецдисциплин после окончания Украинской сельскохозяйственной академии.
С учетом изложенного выше суд находит исковые требования Мухиной О.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доказательств, опровергающих доводы истца, в суд не представлено.
Включение указанного выше периода учебы истца в Украинской сельскохозяйственной академии в трудовой стаж влечет необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Материалами дела подтверждено, что истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности 16 мая 2012 года, в силу чего за истцом следует признать право на назначение указанной пенсии с 16 мая 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
признать за Мухиной О.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 16 мая 2012 года, то есть со дня обращения истца с заявлением в Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Марксовском районе Саратовской области о назначении пенсии, включив в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период учебы Мухиной О.А. в Украинской сельскохозяйственной академии с 01 сентября 1985 года по 22 августа 1986 года.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Марксовский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Гах