Дело № 2-475/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2011 года г. Маркс
Марксовский городской суд Саратовской области в составе:
Председательствующего судьи Спирякина П.А.
с участием прокурора Михайлова А.Н.
при секретаре Погониной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марксовского межрайонного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Марксовский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области.
Свои требования обосновывает тем, в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения администрацией Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района требований законодательства о погребении и похоронном деле, установлено следующие.
В районе с. Липовка, с. Бобово, с. Чкалова, с. Вознесенка, п. им. Тельмана, п. Солнечный, с. Заря, с. Красная Звезда, с. Яблоня входящих в состав Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района, расположены сельские общественные кладбища.
В соответствии с п.7 ч. 2 ст.6 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, в том числе, обеспечение санитарного благополучия населения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с 4.1 ст.4 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее по тексту Закон) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах)
Согласно ч.1 ст. 18 Закона общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Согласно ч.3 ст. 16 Закона создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
В нарушении вышеуказанных положений законодательства, а так же требований ст.ст.25, 26 Земельного кодекса РФ и ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", земельные участки, расположенные под вышеперечисленными сельскими общественными кладбищами, используются без правоустанавливающих документов, кадастровый учет не прошли, межевание и определение границ не проведено, положительные заключения экологической и санитарно- гигиенической экспертизы не получены.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями.
В нарушении п.2.9., п.2.11., п.3.1. СанПиН 2.1.1279-03 не разработаны проекты сельских кладбищ, отсутствует обоснованность мест размещения кладбищ, не разработаны мероприятия по обеспечению защиты окружающей среды; отсутствуют система дренажа, обваловка территории; не утверждены санитарно-защитные зоны; кладбища не введены в эксплуатацию.
Согласно ч.3 ст. 17 Закона для выявления фактов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду и здоровье человека создается система санитарного и экологического мониторинга.
В нарушении указанных требований закона на сельских кладбищах не создана система санитарного и экологического мониторинга.
Ранее 28 01.2010г. межрайонной прокуратурой по данным фактам в адрес Администрации Липовского муниципального образования вносилось представление, по результатам которой к дисциплинарной ответственности привлечено одно должностное лицо.
В ходе проведения контрольной проверки 25.03.2011г. межрайонной прокуратурой установлено, что указанные нарушения законодательства Администрацией Липовского муниципального образования не устранены.
Согласно ч. 1 ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту Закон) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются в том числе: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды: леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд: атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Бездействия Администрации Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района по надлежащему содержанию и организации сельских кладбищ способствуют загрязнению и негативному воздействию почвы, земли, поверхностных и подземных вод.
В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ч.2 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Вышеперечисленными Администрации Липовского муниципального образования нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 42, 58 Конституции РФ и гарантированные государством.
При этом, заявитель считает, что вышеуказанными бездействиями действиями Администрации Липовского муниципального образования нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 42, 58 Конституции РФ и гарантированные государством.
Представитель заявителя - Михайлов А.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным выше.
Представитель администрации Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района – Сухоруков М.И. глава администрации Липовского муниципального образования, в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме. Представителю заинтересованного лица разъяснены последствия признания заявленных требований.
В силу ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. На основании ст. 39, 173 ГПК РФ суд принимает признание заявленных требований представителем заинтересованного лица, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-199, 255, 257 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Марксовского межрайонного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления – удовлетворить.
Признать незаконными бездействия Администрацию Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района по содержанию и организации сельских кладбищ расположенных в районе с. Липовка, с. Бобово, с. Чкалова, с. Вознесенка, п. им. Тельмана, п. Солнечный, с. Заря, с. Красная Звезда, с. Яблоня, входящих в состав Кировского муниципального образования Марксовского муниципального района в части: оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельные участки, расположенные под сельскими общественными кладбищами; проведения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы; разработке проектов кладбищ и мероприятиями по обеспечению защиты окружающей среды; обеспечения сельских кладбищ системами дренажа, проведение обваловке территории; утверждение санитарно-защитных зон; введения кладбищ в эксплуатацию; создания систем санитарного и экологического мониторинга.
Обязать Администрацию Кировского муниципального образования Марксовского муниципального района устранить нарушения законодательства при содержание и организации сельских общественных кладбищ расположенных в районе с. Липовка, с. Бобово, с. Чкалова, с. Вознесенка, п. им. Тельмана, п. Солнечный, с. Заря, с. Красная Звезда, с. Яблоня Марксовского района, а именно: оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельные участки, расположенные под сельскими общественными кладбищами; провести экологическую и санитарно-гигиеническую экспертизу; разработать проекты кладбищ и мероприятиями по обеспечению защиты окружающей среды; обеспечить сельские кладбища системами дренажа, провести обваловку территорий; утвердить санитарно-защитные зоны; ввести в установленном порядке кладбища в эксплуатацию; создать системы санитарного и экологического мониторинга.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Марксовский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: П.А. Спирякин