Дело №12-40/12г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2012 года г.Маркс
Марксовский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Спирякина П.А,
при секретаре Погониной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе председателя правления ТСЖ «Мечта» Бочкаревой Г.П. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Марксовского района Саратовской области от 06.04.2012 года о назначении административного наказания, которым она привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000 рублей в доход государства
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Марксовского района Саратовской области от 06.04.2012 года председатель правления ТСЖ «Мечта» Бочкарева Г.П. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000 рублей в доход государства за то, что она, являясь председателем правления Товарищества собственников жилья «Мечта» (далее ТСЖ «Мечта») по месту осуществления деятельности по адресу: <адрес>, не выполнила в установленный срок пункты № 2 и 3 предписания № 136/05 от 22.12.2011 г., должностного лица - ведущего специалиста – эксперта Энгельсского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области, осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства, ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52 – ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», которыми предписано: п. 2 не допускать наполнение выгребных ям, предназначенных для сбора жидких бытовых отходов нечистотами (жидкими бытовыми отходами) выше, чем до 0, 35 м от поверхности земли, обслуживаемых многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес> №,91 по <адрес>; п. 3- обеспечить очистку территории обслуживаемых многоквартирных жилых домов от жидких бытовых отходов, путем обеспечения контроля за вывозом жидких бытовых отходов (далее ЖБО), в том числе от жилых домов №, 89, 91 по <адрес>, № по <адрес>, в <адрес>. Срок исполнения всех пунктов до 06.02.2012 г.
С постановлением мирового судьи председатель правления ТСЖ «Мечта» Бочкарева Г.П. не согласилась, указывая, что ТСЖ «Мечта» не является собственником, балансодержателем канализационных сетей и выгребных ям, предназначенных для сбора жидких бытовых отходов (ЖБО). Услуга по вывозу и сбору ЖБО не входит в состав общего имущества, а является самостоятельной коммунальной услугой, а данную услугу ТСЖ «Мечта» не оказывает, платежи за неё не собирает, оказывает услуги только в соответствии с решением собственников жилья. Кроме того, в границы ответственности ТСЖ входят канализационные сети до стены дома. Собственниками квартир ТСЖ «Мечта» не принято решение о тарифах на ТБО, которое должно собирать товарищество.
В судебном заседании председатель правления ТСЖ «Мечта» Бочкарева Г.П. доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что в настоящее время платежи за вывоз ЖБО собирает ООО «Спецтехснаб», что подтверждается квитанциями. Ранее платежи за вывоз ЖБО принимало ООО «Виктория». В связи с этим считает, что между собственниками и ООО «Спецтехснаб» заключен публичный договор на вывоз ЖБО.
Изучив материалы дела, выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующему.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
В судебном заседании установлено, что Бочкарева Г.П., являясь председателем правления Товарищества собственников жилья «Мечта», по месту осуществления деятельности товарищества по адресу: <адрес>, не выполнила в установленный срок пункты № 2 и 3 предписания № 136/05 от 22.12.2011 г., должностного лица - ведущего специалиста – эксперта Энгельсского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области, осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства, ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52 – ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», которыми предписано: п. 2 не допускать наполнение выгребных ям, предназначенных для сбора жидких бытовых отходов нечистотами (жидкими бытовыми отходами) выше, чем до 0, 35 м от поверхности земли, обслуживаемых многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес> № по <адрес>; п. 3- обеспечить очистку территории обслуживаемых многоквартирных жилых домов от жидких бытовых отходов, путем обеспечения контроля за вывозом жидких бытовых отходов (далее ЖБО), в том числе от жилых домов №, 89, 91 по <адрес>, № по <адрес>, в <адрес>. Срок исполнения всех пунктов до 06.02.2012 г.
Выводы мирового судьи о виновности должностного лица Бочкаревой Г.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ сделаны верно, так как основаны на допустимых, достоверных и относимых доказательствах, которые были исследованы в ходе судебного заседания. В подтверждение её виновности мировым судьей обоснованно приведены в качестве доказательств:
протокол об административном нарушении от 21.02.2012 г. № 23/05, составленным ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Энгельсском районе Алексеевой А.А., согласно которого при проведении внеплановой проверки по контролю выполнения предписания № 136/05, выданного 22.12.2011 г. установлено, что председателем ТСЖ «Мечта» <адрес>, пункты предписания №, 3 по сроку исполнения до 06.02.2012 года в полном объеме не выполнены, исполнение произведено частично. Допущено наполнение выгребной ямы, предназначенной для сбора жидких бытовых отходов от обслуживаемого многоквартирного жилого <адрес>, в <адрес>, и расположенный в районе <адрес> по указанному адресу нечистотами (жидкими бытовыми отходами) выше, чем до 0, 35 м от поверхности земли, и не обеспечена очистка территории обслуживаемого многоквартирного жилого дома от жидких бытовых отходов, путем обеспечения контроля за вывозом жидких бытовых отходов из выгребных ям, в том числе и от жилого <адрес> в <адрес> (л.д.5);
копия жалобы от 07.10.2011 г. жителей <адрес> по факту критической ситуации по откачке жидких бытовых отходов (л.д. 19-23);
копия постановления № 17 от 26.12.2011 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием события правонарушения в отношении ООО «Спецтехснаб» (л.д.33-35);
предписание № 136/05 от 22.12.2011 г., которым Бочкаревой Г.П., по сроку исполнения до 06.02.2012 г., предписано п. 2 -не допускать наполнение выгребных ям, предназначенных для сбора жидких бытовых отходов нечистотами (жидкими бытовыми отходами) выше, чем до 0, 35 м от поверхности земли, обслуживаемых многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес> №,91 по <адрес>; п. 3- обеспечить очистку территории обслуживаемых многоквартирных жилых домов от жидких бытовых отходов, путем обеспечения контроля за вывозом жидких бытовых отходов, в том числе от жилых домов №, 89, 91 по <адрес>, № по <адрес>, в <адрес> (л.д.10, 14-15);
распоряжение от 27.01.2012 г. № 000022 о проведении проверки ТСЖ «Мечта», с целью контроля исполнения предписания № 136/05 от 22.12.2011 г. (л.д.8-9);
акт проверки от 21.02.2012 г. № 000022, которым установлено, что п.п. 2,3 предписания №136/05 от 22.12.2011г. ТСЖ «Мечта» не исполнила (л.д.12-13);
копия сообщения председателя ТСЖ «Мечта» от 09.02.2012 г. об этапах исполнения предписания № 136/05 (л.д.11).
Также материалами дела подтверждается, что ТСЖ « Мечта» состоит на учете в налоговом органе в качестве юридического лица и внесено в единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 18, 46-47, 50).
Согласно протоколов заседания членов правления ТСЖ «Мечта» от 01.07.2010 г., общих собраний собственников жилья, Бочкарева Г.П. является председателем ТСЖ «Мечта», где также на общих собрания были утверждены тарифы на внутридомовое техническое обслуживание жилья без услуг ЖБО (л.д.52-62).
Распоряжением №437 администрации Марксовского муниципального образования Саратовской области от 14.11.2003г., указанные в предписании жилые дома переданы на техническое обслуживание ТСЖ «Мечта».
Мировым судьей обоснованно прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство в части неисполнения п. 1 вышеуказанного предписания, согласно которого ТСЖ «Мечта» обязана заключить договор на вывоз ЖБО, поскольку данное требование не является законным и противоречит принципу свободы заключения договора, установленного ст. 421 ГК РФ, которой предусмотрено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. В данном случае, такой обязанности законом не предусмотрено.
Что касается доводов жалобы заявителя, то суд считает их необоснованными.
Так в судебном заседании достоверно установлено, и Бочкаревой Г.П. не отрицается, что многоквартирные дома, входящие в ТСЖ «Мечта» не подключены к централизованной канализации, в силу чего им не может быть оказана услуга по водоотведению. Данные дома имеют выгребную канализацию, то есть стоки жидких бытовых отходов из них накапливаются в специально оборудованных резервуарах - выгребах (используются для одного или нескольких домов), из которых откачиваются специальной техникой и вывозятся на места захоронения жидких бытовых отходов.
Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, под водоотведением понимается отвод бытовых стоков из жилого помещения только по присоединенной сети. В силу п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, под канализационной сетью понимается система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод; под водоотведением понимается технологических процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения; под централизованной системой коммунальной канализации - комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод. Таким образом, очистка выгребов при выгребной канализации не является услугой по водоотведению, поскольку для ее осуществления используется иной технологический процесс, без использования сети, конечной точкой которой являются очистные сооружения. Вывозная (выгребная) канализация является внутренней системой канализации, а не наружной системой водоотведения.
Услуга по вывозу жидких бытовых отходов является жилищной услугой, что подтверждается пп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, и п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатацию жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, согласно которым предприятия по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать организацию вывоза жидких и твердых бытовых отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов. При этом место нахождения выгребов и контейнерных площадок, их балансовая принадлежность, использование их одним или несколькими домами значения не имеют.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163, вывоз жидких бытовых отходов также относится к жилищной, а не к коммунальной услуге.
Анализируя нормы ст. 161, 162 ЖК РФ, п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что исполнителем услуги по вывозу жидких бытовых отходов, в отношении заявленных домов должна являться управляющая компания.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. В случае выбора способа управления -управляющая организация эти действия должна совершать управляющая организация. В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления
В связи с этим избранная управляющая организация обязана в полном объеме, предусмотренном законом, выполнять работы и оказывать услуги в интересах собственников помещений многоквартирного дома.
В сфере оказания жилищных и коммунальных услуг управляющая организация с момента принятия дома в управление приобретает статус исполнителя этих услуг, наделяющий ее правами и возлагающий обязанности в отношениях с потребителями услуг, поставщиками ресурсов, иными лицами.
Отступление от требований закона, допущенное при подписании договоров управления многоквартирными домами, не освобождает управляющую компанию от исполнения предусмотренных законом обязательств. Поэтому то обстоятельство, что в договоре управления стороны не предусмотрели осуществление управляющей компанией такой услуги как организация вывоза жидких бытовых отходов из выгреба, не возлагает обязанность по осуществлению этой услуги на третье лицо, не являющееся управляющей компанией.
Таким образом, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности, мировой судья правильно установил фактические обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу о виновности председателя правления ТСЖ «Мечта» Бочкаревой Г.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, наказание мировым судьей назначено в пределах санкции, с учетом данных о личности и обстоятельств, влияющих на наказание. Права Бочкаревой Г.П. при рассмотрении дела, составлении административного материала не нарушены.
Нарушение процессуальных норм КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение постановление мирового судьи, по настоящему делу не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.1, 30.8 КоАП РФ, суд,
решил,
Постановление мирового судьи судебного участка №3 Марксовского района Саратовской области от 06.04.2012 года в отношении председателя правления ТСЖ «Мечта» Бочкаревой Г.П. по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Судья Спирякин П.А.