Дело <...>
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
Судья Мариинского городского суда Кемеровской области Лапина Л.И.
при секретаре Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске
6 мая 2010 года
гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к ООО «ЖКУ <...>» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к ООО «ЖКУ <...>», в котором просит понудить ответчика до <...> года разработать проект организации санитарно-защитной зоны (в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.<...>-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация, сооружений и иных объектов») и направить его в Территориальное управление федеральной службы по защите прав потребителя и благополучия человека по Кемеровской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие проекта санитарным правилам. Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований природоохранного и санитарного законодательства, влекущие нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования, в интересах которых в соответствии со ст.45 ГПК РФ и заявлен данный иск. А именно, в нарушении указанного законодательства ответчик не имеет данного проекта организации санитарно-защитной зоны, хотя согласно госстатотчета <...>тп (воздух) в 2009 году за счет эксплуатации муниципального имущества (котельных, складов угля и золошлаковых отходов, гаражей, цеха деревообработки и пр.) как в <...>, так и в <...> (Берикульское ЖЭУ, Сусловское ЖЭУ, Первомайское ЖЭУ, Николаевское ЖЭУ, М.Песчанское ЖЭУ, Белогородское ЖЭУ) произвел выброс в атмосферу 683,825 тонн загрязняющих веществ, что свидетельствует о несоблюдении им санитарно-эпидемиологического состояния в санитарно-защитной зоне предприятий и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, заявленные требования поддержал.
Представитель ООО «ЖКУ <...>» Л. иск не оспорил, он просил принять его признание.
Суд рассмотрел это гражданское дело, заслушал представителя ответчика и считает, что при признании ответчиком иска следует удовлетворить заявленные Кемеровским межрайонным природоохранным прокурором требования.
Согласно ст.ст.39, 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Судом установлено, что в ходе проведения проверки Кемеровским межрайонным природоохранным прокурором ООО «ЖКУ <...>» выявлены нарушения требований природоохранного и санитарного законодательства, влекущие нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования <...>. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения в соответствии с п.2 ст.15 Конституции РФ обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно п.3 ст.44 ФЗ РФ № 7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно - защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов в соответствии с требованиями п.2 ст.52 этого же федерального закона, вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно - защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Согласно п.3 ст.16 ФЗ РФ №96 от 04.05.1999 года «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью и в соответствии с требованиями ст.11 и п.3 ст.39 ФЗ РФ №52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно п.п.1, 2, 3 ст.20 ФЗ РФ №52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В соответствии с п.2. ст.42 ФЗ РФ №52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами в соответствии со статьей 51 настоящего Федерального закона даются санитарно-эпидемиологические заключения. Полномочиями по выдаче гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам согласно п.1. (п/п 3) ст.51 этого же Закона наделены главные государственные санитарные врачи и их заместители. В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2,4, 3.1, 3.2, 3.10, СанПиН 2.2.1/2.2.1.1200-03 (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 N 25 и изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 N 61) «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация, сооружений и иных объектов» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ РФ №52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух
(химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (п.2.1). Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п.2.2). Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п.2.3). Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону (2.4). Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п.3.1). В проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств (п. 3.2). В проекте санитарно-защитной зоны (п.3.10.) должны быть определены:
- размер и границы санитарно-защитной зоны;
- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования. Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам (п.3.11). Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкою риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона п.3.12).
Проверкой установлено, что ООО «ЖКУ <...>» на основании договора аренды имущественного комплекса, находящегося в муниципальной собственности <...> от <...> года <...> заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом <...>, в отсутствии проекта санитарно защитной зоны эксплуатирует следующее имущество - котельные, склады угля, склады золошлаковых отходов, гараж, цех деревообработки пр., а именно: в <...> эксплуатируются: центральная база - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов, гараж, цех деревообработки, в с.Б.Антибес -котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов, в <...> эксплуатируются: Берикульский ЖЭУ - <...> - 1 котельная, гараж, склад угля, склад золошлаковых отходе Сусловский ЖЭУ - <...> - 3 котельных, склад угля, склад золошлаковых отходов; Первомайский ЖЭУ - <...> - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов; Николаевский ЖЭУ - <...> котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов, <...> -котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов; М.Песчанский ЖЭУ -М.Песчанка - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов; Белогородский ЖЭУ - <...> - 2котельных, склад угля, склад золошлаковых отходов, с.Т.Михайловка - 1 котельная, склад угля, склад золошлаковых отходов, которые согласно госстатотчета <...>тп (воздух) за 2009 год осуществили выбросы в атмосферный воздух 683,825 тонн загрязняющих веществ (диоксида серы, оксида углерода, окиси азота, углерода черного и т.д.), что свидетельствует о невыполнении ООО «ЖКУ <...>» обязательств по соблюдению санитарных правил о благоприятном экологическом и санитарно-эпидемиологическом состоянии в санитарно-защитной зоне предприятий и приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, п.1 ст.11 ФЗ РФ <...> от <...> года «Об охране окружающей среды», ст.8 ФЗ РФ <...> от <...> года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Несоблюдение администрацией ООО «ЖКУ <...>» требований федерального законодательства нарушает и интересы муниципального образования <...>.
При таких обстоятельствах суд считает возможным принять признание иска ответчиком и вынести решение об удовлетворении исковых требований, заявленных Кемеровским межрайонным природоохранным прокурором. Признание ответчиком иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых был освобожден истец, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С ООО «ЖКУ <...>» в доход бюджета Мариинского муниципального района подлежит взысканию согласно ч.1 п.3 ст.333.19 НК РФ госпошлина в сумме 4000 рублей, от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Принять признание ответчиком ООО «ЖКУ <...>» иска Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования о понуждении к исполнению обязанности.
Понудить ООО «ЖКУ <...>» до <...> года разработать проект организации санитарно-защитной зоны (в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация, сооружений и иных объектов») и направить проект в Территориальное управление федеральной службы по защите прав потребителя и благополучия человека по Кемеровской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие проекта санитарным правилам.
Взыскать с ООО «ЖКУ <...>» в доход бюджета Мариинского муниципального района госпошлину в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья – подпись
Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2010 года.
Судья - подпись
Верно
Судья - Л.И. Лапина
<...>
<...>
<...>
Решение вступило в законную силу 24.05.2010 года
Судья - Л.И. Лапина
<...>а