Дело <...>
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
Судья Мариинского городского суда Кемеровской области Лапина Л.И.,
с участием прокурора Заднеулица М.Н.,
при секретаре Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске
16 марта 2010 года
гражданское дело по иску прокурора г.Мариинска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Х. о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Мариинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МДОУ Х., в котором просит обязать его в срок до <...> года получить свидетельство о государственной аккредитации на право ведения образовательной деятельности по программе дошкольного образования. Исковые требования прокурором мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки было установлено, что МДОУ Х. осуществляет свою образовательную деятельность без учета требований подп.1 п.4 ст.12, п.17 ст.33 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266 -1 (в ред. от 27.12.2009 года № 374 ФЗ), предусматривающих наличие свидетельства о государственной аккредитации у образовательного учреждения дошкольного образования, подтверждающего его государственный статус, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ.
В соответствии с п.2 подп.15 ст.32 Закона РФ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относятся осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации. Аналогичные нормы закреплены в п.2.4 Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения Х., принятого общим собранием коллектива и утвержденного главой администрации Мариинского района 29.05.2008 года. Порядок прохождения государственной аккредитации образовательным учреждением установлен п. 18 ст.33 Законом РФ «Об образовании». Согласно указанной норме закона, государственная аккредитация дошкольного образовательного учреждения включает в себя экспертизу реализуемых им образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности такого образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории. Однако, проверкой установлено, что образовательная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения Х. осуществлялась без наличия у образовательного учреждения свидетельства о государственной аккредитации. В соответствии с п.5.9.1 Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения Х.», непосредственное обеспечение осуществления образовательного процесса в соответствии с Уставом образовательного учреждения, лицензией, свидетельством об аккредитации возложено на заведующую дошкольного образовательного учреждения. 6.04.2009 года за № 21-2-2009 прокурором города заведующей МДОУ Х. было внесено представление об устранении нарушены Закона РФ «Об образовании». До настоящего времени требования прокурора не выполнены, свидетельство о государственной аккредитации дошкольным образовательным учреждением не получено. Не выполнение норм указанного законодательства со стороны администрации дошкольного образовательного учреждения, по мнению прокурора, нарушает конституционные права воспитанников образовательного учреждения на получение дошкольного образования в условиях, соответствующих государственным нормам и требованиям, препятствует осуществлению права несовершеннолетних детей на получение соответствующего воспитания и образования. Предъявление прокурором города исковых требований в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних воспитанников МДОУ Х., обусловлено тем фактом, что они в силу своего несовершеннолетнего возраста, не в состоянии самостоятельно защищать свои права и поэтому нуждаются в правовой защите со стороны государства. Не смотря на нарушения законодательства об образовании до настоящего времени законными представителями воспитанников, педагогическими работниками, должностными лицами образовательного учреждения не были предъявлены иски в защиту интересов детей. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Определить круг конкретных несовершеннолетних лиц, права которых нарушаются, при отсутствии аккредитации у образовательного учреждения, не представляется возможным, в связи с непостоянным контингентом воспитанников в указанном образовательном учреждении.
В судебном заседании прокурор свои требования поддержал по тем же основаниям.
Представитель ответчика МДОУ Х. его руководитель Д. не отрицая фактические обстоятельства, приведшие к заявленным требованиям, суду показала, что согласно графику Управления образования <...> и <...> для получения свидетельства о государственной аккредитации на право ведения образовательной деятельности по программе дошкольного образования Х. в срок до <...> года обязан представить документы в подтверждение этой деятельности, чем она в настоящее время и занимается. В тоже время, по ее мнению, получение этого документа не является их обязанностью, а только правом, поскольку данный детский сад категории не имеет.
Суд рассмотрел гражданское дело, заслушал стороны, исследовал иные доказательства и считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно подп.1 п.4 ст.12 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года (в ред. ФЗ РФ №313 от 17.12.2009 года) дошкольные учреждения относятся к образовательным учреждениям.
Согласно подп.15 п.2 ст.32 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года (в ред. ФЗ РФ №313 от 17.12.2009 года) к компетенции образовательного учреждения относится: самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации.
Согласно п.17 ст.33 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года (в ред.ФЗ РФ №313 от 17.12.2009 года) свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей), подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное дошкольному образовательному учреждению или образовательному учреждению дополнительного образования детей, подтверждает государственный статус такого образовательного учреждения, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ.
Согласно п.18 ст.33 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года (в ред. ФЗ РФ №313 от 17.12.2009 года) государственная аккредитация образовательного учреждения (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей) включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида.
Государственная аккредитация дошкольного образовательного учреждения или образовательного учреждения дополнительного образования детей включает в себя экспертизу реализуемых им образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности такого образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории.
Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории, и показателей деятельности его филиалов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Из данных норм права, на которых прокурор основывает свои требования, не следует обязанность ответчика получить свидетельство о государственной аккредитации на право ведения образовательной деятельности по программе дошкольного образования, ибо это ему не предписано. Анализ этих норм свидетельствует лишь о праве дошкольного образовательного учреждения получить свидетельство о данной аккредитации, чем и воспользовался ответчик в настоящее время. МДОУ Х., являясь дошкольным муниципальным образовательным учреждением и юридическим лицом. Он осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утв. Главой администрации <...> 29.05.2008 года и лицензии № 263877 от 11.08.2008 года регистрационный номер 8843. Его руководителем согласно приказу от 17.11.2009 года является заведующая Д. Управлением образования МДОУ Х. включен в график получения свидетельства о государственной аккредитации на право ведения образовательной деятельности по программе дошкольного образования. В срок до <...> года он обязан представить в данное учреждение документы в подтверждение своей деятельности. При таких обстоятельствах, учитывая приведенные нормы права, суд считает, что законные основания к понуждению ответчика в срок до <...> года получить свидетельство о государственной аккредитации на право ведения образовательной деятельности по программе дошкольного образования, отсутствуют.
Обоснованность выводов суда подтверждается не только пояснениями сторон, но и надлежаще оформленными письменными доказательствами.
Согласно Уставу МДОУ Х. л.д.6-22) является муниципальным образовательным учреждением, его учредителем является администрация <...> в лице Главы, действующего на основании Устава Мариинского муниципального района, делегирующего часть полномочий Управлению образования <...>. Детский сад является юридическим лицом. Заведующая учреждением действует от имени учреждения без доверенности. Право учреждения на образовательную деятельность и льготы возникают с момента выдачи лицензии, а право на пользование гербовой печати возникает с момента государственной аккредитации. Учреждение проходит аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленной Законом РФ «Об образовании».
Согласно лицензии л.д.24) <...> года МДОУ Х. имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся воспитанников.
Согласно приказу о приеме на работу л.д.26) Д. принята на работу в Х. с<...> в должности заведующей.
Согласно представлению л.д.23) и.о. прокурора г.Мариинска в апреле 2009 года обращался к заведующей МДОУ Х. с требованием не позднее, чем в месячный срок со дня внесения представления принять меры к устранению допущенных нарушений законодательства, получении свидетельства о государственной аккредитации.
Письменные материалы дела у суда сомнений не вызывают, но и заявленные требования не обосновывают. Они лишь подтверждают, что ответчик, являясь юридическим лицом, муниципальным дошкольным образовательным учреждением, свою деятельность осуществляет в соответствии с лицензией.
Таким образом, в судебном заседании были исследованы представленные прокурором доказательства, которые с очевидностью свидетельствуют о необоснованности заявленных им требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.10, 12, 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать прокурору г.Мариинска в удовлетворении иска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Х. о понуждении к совершению действий – получении в срок до <...> года свидетельства о государственной аккредитации на право ведения образовательной деятельности по программе дошкольного образования.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья – подпись
Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2010 года
Судья-подпись
Верно: Судья - Л.И.Лапина
<...>
Решение вступило в законную силу 12.05.2010 года
Судья - Л.И.Лапина
<...>
<...>
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12.05.2010 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 16.03.2010 года оставлено без изменения.
Судья - Л.И.Лапина