Дело <...>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Мариинск 02 марта 2010 года
Судья Мариинского городского суда Кемеровской области Гильманова Т.А.,
С участием прокурора Кузьменкова А.А.,
при секретаре Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту неопределенного круга лиц к ФБУ <...> о понуждении к совершению действий, суд
УСТАНОВИЛ:
Мариинский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ в защиту неопределенного круга лиц обратился в Мариинский городской суд с иском к ФБУ <...> о понуждении к совершению действий, мотивируя свои требования тем, что Мариинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ проведена проверка исполнения требований закона о пожарной безопасности ФГУ <...>
В ходе проверки установлено, что органом государственного пожарного надзора <...> выдавались предписания о необходимости оборудовать помещение карантина автоматической пожарной сигнализацией.
Указанные требования органа государственного пожарного надзора не выполнены, что подтверждается прокурорской проверкой. До настоящего времени автоматическая пожарная сигнализация в помещении карантина не установлена.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно ст.34 указанного закона, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, в соответствии со статьей 19 Федерального Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 315 утверждены нормы пожарной безопасности - «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими системами пожарной сигнализации» (НПБ-110-03).
Указанные нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими системами пожарной сигнализации.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья. Однако отсутствие автоматической пожарной сигнализации препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению сотрудников РЖ-1, других работников в случае пожара, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
В соответствии с Уставом учреждения финансирование осуществляется ГУФСИН России по Кемеровской области через органы федерального казначейства.
Исходя из требований ст.22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Просил обязать Федеральное государственное учреждение <...> оборудовать в помещении карантина автоматическую систему пожарной сигнализации <...>
В судебном заседании заместитель Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в Исправительных учреждениях К. исковые требования изменил, просил обязать <...> оборудовать в помещении карантина автоматическую систему пожарной сигнализации <...>
Представитель ответчика ФБУ <...> С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, не оспорив необходимость оборудования в помещении карантина осужденных автоматической системы пожарной сигнализации, мотивируя отсутствием необходимых для этих целей денежных средств.
Представитель ответчика ГУФСИН <...> Ю. действующая на основании доверенности, надлежащим образом извещенная о дне и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась.
ФСИН России также был надлежаще извещен о дне и времени рассмотрения дела, однако её представитель в судебно заседание не прибыл, отзыв на исковое заявление не направил.
При таких обстоятельствах суд, представитель истца, представитель ответчика <...> считают возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей <...>
Ответчик <...>, как усматривается из письменных возражений направленных в Мариинский городской суд, исковые требования не признал, мотивируя тем, что <...> является территориальным органом управления уголовно-исполнительной системы, а также получателем бюджетных средств. Согласно ст.9 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст.84 Бюджетного кодекса РФ, содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или ведении органов государственной власти, осуществляется исключительно из федерального бюджета. В соответствии со ст.215.1 БК РФ, в России установлено казначейное исполнение бюджетов. В соответствии с п.1 ст.158 БК РФ ФСИН России имеет право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. <...> является самостоятельным юридическим лицом. Привлечение <...> в качестве соответчика по обязательствам <...> противоречит ст.56 ГК РФ, предусматривающей самостоятельную ответственность юридических лиц по своим обязательствам. Федеральным законом № 69-ФЗ от 21.12.1994г. не предусмотрено обязательное оснащение помещений автоматической пожарной сигнализацией. Данное требование содержит Приказ МЧС РФ № 315 от 18.06.2003г., который является подзаконным актом. Прокуратура в силу своего государственно-правового статуса обязана осуществлять надзор за законностью подзаконных актов, но не за их исполнением, надзор за исполнением подзаконных актов, находится за пределами ее полномочий. Часть 2 ст.21 Закона о прокуратуре гласит: «При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы». Следовательно, требования об установке автоматической пожарной сигнализации превышают должностные полномочия прокуратуры и являются вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность ФБУ <...>. Просил в иске отказать.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Из справок, предоставленных ответчиком усматривается, что помещение карантина ФБУ <...> автоматической пожарной сигнализацией не оборудовано.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья.
Отсутствие в помещении карантина автоматической пожарной сигнализации препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению осужденных, сотрудников учреждения в случае пожара, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 315 утверждены нормы пожарной безопасности - «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими системами пожарной сигнализации» (НПБ-110-03).
Согласно п.6.1 указанного приказа, здания общежития подлежат защите автоматической системой пожарной сигнализации независимо от площади.
В соответствии с п.5 Приказа ФСИН РФ от 31 марта 2005 года №222 «Об утверждении перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» в зданиях и сооружениях следует защищать АУПТ и АПС все помещения независимо от площади.
Таким образом, помещение карантина ФГУ <...> должно быть оборудовано автоматической системой пожарной сигнализацией.
Судом установлено, что Главным государственным инспектором г.Мариинска и Мариинского района по пожарному надзору Н. <...> было выдано предписание <...> по устранению нарушений требований пожарной безопасности и.о. начальника ФБУ <...>. Согласно данному предписанию, ФБУ <...> кроме прочих обязательств, должно было <...> оборудовать объекты <...> автоматической пожарной сигнализацией.
До настоящего времени помещение карантина ФБУ <...> пожарной сигнализацией не оборудовано.
В соответствии с Положением о федеральном государственном учреждении <...> <...> именуемой в дальнейшем «учреждение» является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительного учреждения, а также по оказанию реабилитационной помощи осужденным, выполняет обязанности и пользуется правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1.4 - 1.6 данного Положения «Учреждение» является юридическим лицом, имеет печать с изображением государственного герба, угловой штамп и бланки со своим наименованием. Является юридическим лицом с момента государственной регистрации и вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах, иметь лицевые счета. Правоспособность «Учреждения» возникает с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица.
Как усматривается из п. 5.5 названного Положения, при недостаточности у «Учреждения» денежных средств, ответственность по его обязательствам несет <...>, в порядке установленном действующим законодательством.
<...>
Согласно ч.2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Таким образом, обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности должна быть возложена на ФБУ <...> как на юридическое лицо, а при недостаточности денежных средств у указанного учреждения – на <...>.
По мнению суда, оснований для изменения названного прокурором срока оборудования автоматической пожарной сигнализации – <...> не усматривается.
Доводы ответчика о том, что прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ обязан осуществлять надзор за законностью подзаконных актов, но не за их исполнением, надзор за исполнением подзаконных актов находится за пределами его полномочий, поэтому он не вправе обращаться в суд с требованиями об установке автоматической пожарной сигнализации, что является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность ФБУ <...>, суд находит неубедительными, поскольку ФЗ РФ «О прокуратуре», ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц… в сфере … охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду…
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика должна быть взыскана госпошлина в доход бюджета Мариинского муниципального района.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение <...> оборудовать в помещении карантина ФБУ <...> автоматическую систему пожарной сигнализации <...>
Возложить на <...> при недостаточности денежных средств у ФБУ <...> субсидиарную ответственность по оборудованию в помещении карантина ФБУ <...> автоматическую систему пожарной сигнализации <...>.
Взыскать с ФБУ <...> в доход бюджета Мариинского муниципального района госпошлину в размере <...>.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней через Мариинский горсуд.
Судья – подпись
Верно: Судья - Т.А. Гильманова
Секретарь – Е.
Решение вступило в законную силу 15.03.2010 года
Судья - Т.А. Гильманова
Секретарь - Е.