Решение по иску о понуждении к совершению действий



Дело № 2-200-2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Судья Мариинского городского суда Кемеровской области Бородина Т.Г.,

с участием прокурора Ермаковой О.С.,

при секретаре Елагиной Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

22 апреля 2010 года

гражданское дело по иску прокурора г.Мариинска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Ручеек»» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Мариинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Ручеек»», в котором просит обязать его в срок до 1 июня 2010 года получить свидетельство о государственной аккредитации на право ведения образовательной деятельности по программе дошкольного образования.

Исковые требования мотивирует тем, что в ходе проведенной проверки было установлено, что МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Ручеек»» осуществляет свою образовательную деятельность без учета требований подп.1 п.4 ст.12, п.17 ст.33 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266 -1 (в ред. от 27.12.2009 года № 374 ФЗ), предусматривающих наличие свидетельства о государственной аккредитации у образовательного учреждения дошкольного образования, подтверждающего его государственный статус, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ.

В соответствии с п.2 подп.15 ст.32 Закона РФ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относятся осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации.

Аналогичные нормы закреплены в п.2.4 Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Ручеек»», утвержденного Администрацией Мариинского района 18.06.2007 года.

Порядок прохождения государственной аккредитации образовательным учреждением установлен п.18 ст.33 Законом РФ «Об образовании».

Согласно указанной норме закона, государственная аккредитация дошкольного образовательного учреждения включает в себя экспертизу реализуемых им образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности такого образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории.

Однако, проверкой установлено, что образовательная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Ручеек»» осуществлялась без наличия у образовательного учреждения свидетельства о государственной аккредитации.

В соответствии с п.5.9. Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Ручеек»», непосредственное обеспечение осуществления образовательного процесса в соответствии с Уставом образовательного учреждения, лицензией, свидетельством об аккредитации возложено на заведующую дошкольного образовательного учреждения.

До настоящего времени свидетельство о государственной аккредитации дошкольным образовательным учреждением не получено. Не выполнение норм указанного законодательства со стороны администрации дошкольного образовательного учреждения нарушает конституционные права воспитанников образовательного учреждения на получение дошкольного образования в условиях, соответствующих государственным нормам и требованиям, препятствует осуществлению права несовершеннолетних детей на получение соответствующего воспитания и образования.

В судебном заседании пом.прокурора Ермакова О.С. требования прокурора поддержала по тем же основаниям.

Представитель ответчика МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Ручеек»» Орешкина Н.А. исковые требования прокурора не признала и суду пояснила, что действительно МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Ручеек»» осуществляет свою деятельность на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации не имеет. Орешкина Н.А., как заведующая, заинтересована в том, чтобы у детского сада была аккредитация, она стремится к тому, чтобы детский сад наработал положительный опыт, достиг определенных показателей в работе, что будет являться условием для выдачи свидетельства об аккредитации. В 2009 году Орешкина Н.А. обратилась с заявлением в Кузбассобрнадзор о включении МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Ручеек»» в график проведения аккредитационных экспертиз, аккредитационная комиссия, согласно графику, должна приехать в детский сад в апреле 2010 года, однако до настоящего времени дата проведения экспертизы не определена, не исключено, что экспертиза будет проводиться после майских праздников. Кроме того у Орешкиной нет гарантии, что им выдадут свидетельство об аккредитации, поскольку детский сад создан только три года назад и еще определенных достижений не наработал. Получение свидетельства об аккредитации в срок до 01.06.2010г, как указано в исковом заявлении, от волеизъявления детского сада не зависит. Так же Орешкина считает, что закон не предусматривает, чтобы детские сады в обязательном порядке имели свидетельство об аккредитации.

Рассмотрев гражданское дело, заслушав стороны, исследовав иные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Согласно подп.1 п.4 ст.12 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года (в ред. ФЗ РФ №313 от 17.12.2009 года) дошкольные учреждения относятся к образовательным учреждениям.

Согласно подп.15 п.2 ст.32 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года (в ред. ФЗ РФ №313 от 17.12.2009 года) к компетенции образовательного учреждения относится: самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации.

Согласно п.17 ст.33 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года (в ред.ФЗ РФ №313 от 17.12.2009 года) свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей), подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное дошкольному образовательному учреждению или образовательному учреждению дополнительного образования детей, подтверждает государственный статус такого образовательного учреждения, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ.

Согласно п.18 ст.33 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года (в ред. ФЗ РФ №313 от 17.12.2009 года) государственная аккредитация образовательного учреждения (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей) включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида.

Государственная аккредитация дошкольного образовательного учреждения или образовательного учреждения дополнительного образования детей включает в себя экспертизу реализуемых им образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности такого образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории.

Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории, и показателей деятельности его филиалов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Из норм права, на которых прокурор основывает свои требования, не следует обязанность ответчика получить свидетельство о государственной аккредитации на право ведения образовательной деятельности по программе дошкольного образования, поскольку это ему не предписано. Анализ этих норм свидетельствует лишь о праве дошкольного образовательного учреждения получить свидетельство о данной аккредитации, чем и воспользовался ответчик в настоящее время. МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Ручеек»», являясь дошкольным муниципальным образовательным учреждением и юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом принятым 18.06.2007 года и утвержденным Администрацией Маринского района и лицензией от13.02.2008года. При таких обстоятельствах, учитывая приведенные нормы права, суд считает, что законные основания к понуждению ответчика в срок до 1.06.2010 года получить свидетельство о государственной аккредитации на право ведения образовательной деятельности по программе дошкольного образования, отсутствуют.

Обоснованность выводов суда подтверждается не только пояснениями сторон, но и надлежаще оформленными письменными доказательствами.

Согласно Уставу МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Ручеек»» является муниципальным образовательным учреждением, его учредителем является администрация Мариинского района в лице Главы, действующего на основании Устава Мариинского муниципального района, делегирующего часть полномочий Управлению образования Мариинского района. Детский сад является юридическим лицом. Заведующая учреждением действует от имени учреждения без доверенности. Право учреждения на образовательную деятельность и льготы возникают с момента выдачи лицензии, а право на пользование гербовой печати возникает с момента государственной аккредитации. Учреждение проходит аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленной Законом РФ «Об образовании».

Согласно лицензии от 13.02.2008 года МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Ручеек»» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся воспитанников.

Письменные материалы дела у суда сомнений не вызывают, но и заявленные требования не обосновывают. Они лишь подтверждают, что ответчик, являясь юридическим лицом, муниципальным дошкольным образовательным учреждением, свою деятельность осуществляет в соответствии с лицензией.

Таким образом, в судебном заседании были исследованы представленные прокурором доказательства, которые с очевидностью свидетельствуют о необоснованности заявленных им требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору г.Мариинска в удовлетворении иска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Ручеек»» о понуждении к совершению действий – получении в срок до 01.06.2010 года свидетельства о государственной аккредитации на право ведения образовательной деятельности по программе дошкольного образования отказать в виду необоснованности требований.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья – подпись

Мотивированное решение изготовлено 27.04.2010 года

Судья-подпись

Верно: Судья - Т.Г. Бородина

Секретарь - Т.В. Елагина

Решение вступило в законную силу 09.06.2010 года

Судья - Т.Г. Бородина

Секретарь - Т.В. Елагина

Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 09.06.2010 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 22.04.2010 года в обжалованной части оставлено без изменения.

Судья - Т.Г. Бородина