Дело № 2-75-2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Мариинск 24 марта 2010 года
Судья Мариинского городского суда Кемеровской области Тиунова Е.В.
при секретаре Губенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту неопределенного круга лиц к ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий, суд
УСТАНОВИЛ:
Мариинский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ в защиту неопределенного круга лиц обратился в Мариинский городской суд с иском к ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий, мотивируя свои требования тем, что Мариинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ проведена проверка исполнения требований закона о пожарной безопасности ФГУ ИК-1 ГУФСИН РФ по Кемеровской области.
В ходе проверки установлено, что органом государственного пожарного надзора в 2008 году выдавались предписания о необходимости оборудовать здание строгих условий отбывания наказания автоматической пожарной сигнализацией. Указанные требования органа государственного пожарного надзора не выполнены, что подтверждается прокурорской проверкой. До настоящего времени автоматическая пожарная сигнализация в здании строгих условий отбывания наказания не установлена.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно ст.34 указанного закона, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, в соответствии со статьей 19 Федерального Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 315 утверждены нормы пожарной безопасности - «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими системами пожарной сигнализации» (НПБ-110-03). Указанные нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими системами пожарной сигнализации. Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья. Однако отсутствие автоматической пожарной сигнализации препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению сотрудников РЖ-1, других работников в случае пожара, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
В соответствии с Уставом учреждения финансирование осуществляется ГУФСИН России по Кемеровской области через органы федерального казначейства.
Исходя из требований ст.22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Просил обязать Федеральное государственное учреждение ИК-1 ГУФСИН по Кемеровской области оборудовать в здании строгих условий отбывания наказания автоматическую систему пожарной сигнализации в срок до ... года.
В судебном заседании заместитель Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в Исправительных учреждениях Кузьменков А.А. исковые требования поддержал, просил обязать Федеральное государственное учреждение ИК-1 ГУФСИН по Кемеровской области оборудовать в здание строгих условий отбывания наказания автоматическую систему пожарной сигнализации в срок до 01.06.2010 года. Пояснил, что в здании строгих условий отбывания наказания, кроме помещения для содержания осужденных, имеется комплекс коммунально-бытовых объектов (несколько кабинетов для сотрудников учреждения, кабинет медицинского работника, бытовая комната, сушилка…).
Представитель ответчика ГУФСИН России по Кемеровской области Еремеева Ю.Г. надлежащим образом извещенная о дне и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась.
ФСИН России также был надлежаще извещен о дне и времени рассмотрения дела, однако её представитель в судебное заседание не прибыл.
При таких обстоятельствах суд, представитель истца, представитель ответчика ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области считают возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ГУФСИН России по Кемеровской области и ФСИН России.
Представитель ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области Скуратович В.В., не оспорив необходимость оборудования в здании строгих условий отбывания наказания автоматическую систему пожарной сигнализации, исковые требования не признал, мотивируя отсутствием необходимых для этих целей денежных средств. Подтвердил, что в здании строгих условий отбывания наказания, кроме помещения для содержания осужденных, имеется комплекс коммунально-бытовых объектов (несколько кабинетов для сотрудников учреждения, кабинет медицинского работника, бытовая комната, сушилка…).
Ответчик ГУФСИН России по Кемеровской области, как усматривается из письменных возражений направленных в Мариинский городской суд, исковые требования не признал, мотивируя тем, что ГУФСИН России по Кемеровской области является территориальным органом управления уголовно-исполнительной системы, а также получателем бюджетных средств. Согласно ст.9 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст.84 Бюджетного кодекса РФ, содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или ведении органов государственной власти, осуществляется исключительно из федерального бюджета. В соответствии со ст.215.1 БК РФ, в России установлено казначейное исполнение бюджетов. В соответствии с п.1 ст.158 БК РФ ФСИН России имеет право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. ФБУ ИК-1 ГУФСИН по КО является самостоятельным юридическим лицом. Привлечение ФСИН России по КО в качестве соответчика по обязательствам ИК-1 противоречит ст.56 ГК РФ, предусматривающей самостоятельную ответственность юридических лиц по своим обязательствам. Федеральным законом № 69-ФЗ от 21.12.1994г. не предусмотрено обязательное оснащение помещений автоматической пожарной сигнализацией. Данное требование содержит Приказ МЧС РФ № 315 от 18.06.2003г., который является подзаконным актом. Прокуратура в силу своего государственно-правового статуса обязана осуществлять надзор за законностью подзаконных актов, но не за их исполнением, надзор за исполнением подзаконных актов, находится за пределами ее полномочий. Часть 2 ст.21 Закона о прокуратуре гласит: «При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы». Следовательно, требования об установке автоматической пожарной сигнализации превышают должностные полномочия прокуратуры и являются вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области. Просил в иске отказать.
Ответчик ФСИН России по Кемеровской области, как усматривается из письменных возражений направленных в Мариинский городской суд, исковые требования не признал, мотивируя тем, что ФСИН России является центральным органом управления уголовно-исполнительной системы. Согласно ст.9 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» и ст.84 Бюджетного Кодекса РФ, содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или ведении органов государственной власти, осуществляется исключительно из федерального бюджета. В соответствии со ст.215.1 Бюджетного Кодекса РФ в России установлено казначейное исполнение бюджетов. В соответствии с п.1 ст.158 БК РФ ФСИН России имеет право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. ФБУ «Исправительная колония №1 ГУФСИН России по Кемеровской области» является самостоятельным юридическим лицом. Привлечение ФСИН России в качестве соответчика по обязательствам ИК -1 противоречит ст.56 ГК РФ, предусматривающей самостоятельную ответственность юридических лиц по своим обязательствам. В соответствии со ст.21 ФЗ от 17.01.1992г. № 2202-01 «О прокуратуре» прокурорский надзор осуществляется только за исполнением законов, действующих на территории РФ, Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, законов ССР или РСФСР, действующих на территории России в части, не противоречащей Конституции РФ 1993г. Федеральным законом № 69-ФЗ от 21.12.1994 года не предусмотрено обязательное оснащение помещений автоматической пожарной сигнализацией. Данное требование содержит Приказ МЧС РФ №315 от 18.06.2003г., который является ведомственным подзаконным актом. Прокуратура по надзору в силу своего государственно – правового статуса обязана осуществлять надзор за законностью подзаконных актов, но не за их исполнением, надзор за исполнением подзаконных актов находится за пределами её полномочий. Часть 2 ст.21 Закона о прокуратуре гласит: «При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы». Следовательно, требования об установке автоматической пожарной сигнализации превышают полномочия прокуратуры и являются вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность ФБУ ИК -1 ГУФСИН России по Кемеровской области. В нарушение ч.2 ст.25 РФ «О прокуратуре» предусматривающей, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Мариинский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ, обращается в суд с исковым заявлением, в обоснование которых прикладывает акт и предписание государственного инспектора по пожарному надзору. При применении в данном случае Кемеровским прокурором по надзору за соблюдением законов в ИУ главы 2 ФЗ «О Прокуратуре», то в силу ч.1 ст.27, п.3 ч.3 ст.22 и ст.24 указанного закона, прокурор обязан был вынести представление об устранении нарушений закона, однако этого не было сделано. В соответствии с П.П.2.2 п.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008 года № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и другой специализированных прокуратур» прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ осуществляет: надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера; надзор за исполнением законов о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществления оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях ФСИН; надзор за процессуальной деятельностью начальников ИУ УИС как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами; участие в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Следовательно Кемеровский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ действует не в своей компетенции. Просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Из справок, предоставленных ответчиком усматривается, что здание строгих условий отбывания наказания ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по КО автоматической пожарной сигнализацией не оборудовано.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья.
Отсутствие в здании строгих условий отбывания наказания автоматической пожарной сигнализации препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению осужденных, сотрудников учреждения в случае пожара, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 315 утверждены нормы пожарной безопасности - «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими системами пожарной сигнализации» (НПБ-110-03). В соответствии с п.5 Приказа ФСИН РФ от 31 марта 2005 года №222 «Об утверждении перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» в зданиях и сооружениях следует защищать АУПТ и АПС все помещения, независимо от площади, кроме … помещения со строгими условиями содержания осужденных…
Согласно ст.122 УИК РФ, в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данное исправительное учреждение, кроме осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания. В строгие условия отбывания наказания по прибытии в исправительную колонию строгого режима помещаются также осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы.
В ИК строгого режима осужденные отбывают наказание в обычных, облегченных и строгих условиях.
Согласно части ХХII Приказа Минюста от 03.11.2005 года № 205 «Об утверждении Правил внутреннего порядка исправительных учреждений», помещения, в которых проживают осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, оборудуются полным комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях. Лица, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и на курсах профтехподготовки, в период пребывания в строгих условиях отбывания наказания исправительных колоний на занятия не выводятся. Им предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями. Культурно-массовые мероприятия с осужденными проводятся в пределах помещений, в которых они проживают. Пользование библиотекой и магазином обеспечивается в условиях изоляции от других осужденных. Трудоиспользование, прием пищи, медицинский осмотр, санитарная обработка, амбулаторное лечение осужденных организуются отдельно от осужденных, отбывающих наказание в других условиях содержания.
Таким образом, в здание строгих условий отбывания наказания ФГУ ИК-1 ГУФСИН по Кемеровской области помимо помещения для содержания осужденных, имеется комплекс коммунально-бытовых объектов (несколько кабинетов для сотрудников учреждения, кабинет медицинского работника, бытовая комната, сушилка…), поэтому в соответствии с Приказом ФСИН РФ от 31 марта 2005 года №222 «Об утверждении перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», указанное здание (помимо помещения содержания осужденных) должно быть оборудовано автоматической системой пожарной сигнализацией.
Судом установлено, что Главным государственным инспектором г.Мариинска и Мариинского района по пожарному надзору К. ... года было выдано предписание ... по устранению нарушений требований пожарной безопасности и.о. начальника ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области. Согласно данному предписанию, ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области, кроме прочих обязательств, должно было в срок до 01.09.2009 года оборудовать объекты ИК-1 автоматической пожарной сигнализацией.
До настоящего времени здание строгих условий отбывания наказания ФБУ ИК-1 ГУФСИН по Кемеровской области пожарной сигнализацией не оборудовано.
В соответствии с Положением о федеральном государственном учреждении «Исправительная колония № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», Федеральное государственное учреждение «Исправительная колония № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», именуемой в дальнейшем «учреждение» является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительного учреждения, а также по оказанию реабилитационной помощи осужденным, выполняет обязанности и пользуется правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1.4 - 1.6 данного Положения, «Учреждение» является юридическим лицом, имеет печать с изображением государственного герба, угловой штамп и бланки со своим наименованием. Является юридическим лицом с момента государственной регистрации и вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах, иметь лицевые счета. Правоспособность «Учреждения» возникает с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица.
Как усматривается из п. 5.5 названного Положения, при недостаточности у «Учреждения» денежных средств, ответственность по его обязательствам несет ФСИН России, в порядке установленном действующим законодательством.
Из свидетельства серии 42 ... усматривается, что ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области зарегистрировано ... года в Едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно ч.2 ст.120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Таким образом, обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности должна быть возложена на ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области как на юридическое лицо, а при недостаточности денежных средств у указанного учреждения – на ФСИН России.
Доводы ответчиков о том, что прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ обязан осуществлять надзор за законностью подзаконных актов, но не за их исполнением, надзор за исполнением подзаконных актов находится за пределами его полномочий, поэтому он не вправе обращаться в суд с требованиями об установке автоматической пожарной сигнализации, что является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области, суд находит неубедительными, поскольку ФЗ РФ «О прокуратуре», ст.45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц… в сфере … охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду…
Согласно приказу Генпрокуратуры РФ от 07.05.2008 года «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляют: надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера….
Следовательно, доводы ГУФСИН России по Кемеровской области и ФСИН России о том, что при обращении в суд с заявлением об установки пожарной сигнализации прокурор превысил свои должностные полномочия, суд находит несостоятельными.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика должна быть взыскана госпошлина в доход бюджета Мариинского муниципального района.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение Исправительная колония -1 Главного управления федеральной службы исполнения наказания России по Кемеровской области оборудовать в здание строгих условий отбывания наказания ФБУ Исправительная колония - 1 ГУФСИН России по Кемеровской области (кроме помещения для содержания осужденных) автоматическую систему пожарной сигнализации в срок до ... года.
Возложить на Федеральную службу исполнения наказания России при недостаточности денежных средств у ФБУ Исправительная колония -1 ГУФСИН России по Кемеровской области субсидиарную ответственность по оборудованию в здание строгих условий отбывания наказания ФБУ Исправительная колония - 1 ГУФСИН России по Кемеровской области автоматическую систему пожарной сигнализации в срок до ... года.
Взыскать с ФБУ Исправительная колония -1 ГУФСИН России по Кемеровской области в доход бюджета Мариинского муниципального района госпошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней через Мариинский горсуд.
Судья – подпись
Верно: Судья - Е.В. Тиунова
Секретарь – В.В Губенко
Решение вступило в законную силу 28.05.2010 года
Судья - Е.В. Тиунова
Секретарь - В.В. Губенко
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28.05.2010 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 24.03.2010 года оставлено без изменения.
Судья - Е.В. Тиунова