Решение по делу по иску об оспаривании действий по отказу в принятии на учет в качестве нуждающегос



Дело № 2-431-2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Кралиновой Л.Г.,

при секретаре Гаршиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске 03 июня 2010 года дело по заявлению прокурора города Мариинска в интересах Антоновой К.Н. об оспаривании действий по отказу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав граждан,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Мариинска в интересах Антоновой К.Н обратился в Мариинский городской суд с заявлением к Администрации Мариинского района, в котором просил признать незаконными действия Администрации Мариинского района по отказу Антоновой К.Н. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязать Администрацию Мариинского района устранить допущенные нарушения прав Антоновой К.Н., а именно принять Антонову К.Н. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Заявление обосновал следующим. Прокуратурой города проведена проверка по обращению Антоновой К.Н., <...>, о нарушении ее жилищных прав, в ходе которой установлено, что постановлением Администрации Мариинского района от <...> Антоновой К.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации. В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Согласно ст.1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляется следующая мера социальной поддержки:- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до <...>, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после <...>, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Определение) указал следующее: «По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются». Из вышеуказанного Определения следует, что обязанность доказывания недобросовестности действий гражданина, приведших к ухудшению его жилищных условий, возлагается на ответчика (должностное лицо), отказывающего гражданину в признании его нуждающимся в жилом помещении по указанному мотиву. Такое ухудшение может выражаться в различных формах, но главное и основное требование состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий - постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - должна быть установлена причинная связь. В ходе проверки по жалобе установлено, что Антонова К.Н. ранее проживала в жилом помещении общей площадью <...> по адресу: <...>. Д. (<...> Антоновой К.Н.), действующая по доверенности от имени Антоновой К.Н., <...> продала данную квартиру. Фактически Антонова К.Н. не проживала в указанном жилом помещении с 2006 года. Установлено, что Антонова К.Н. <...> снята с регистрационного учета по адресу: <...> и в этот же день зарегистрирована по адресу: <...>, где и проживает в настоящее время. Причиной продажи квартиры по адресу: <...> явилось то, что Антонова К.Н. ввиду своего возраста и состояния здоровья не могла проживать в данном неблагоустроенном помещении. Установлено, что за период времени с момента продажи квартиры и <...> Антонова К.Н. в Администрацию Мариинского района с заявлениями о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях не обращалась. Подача ею только в <...> заявления о принятии на данный учет связана с изданием Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Таким образом, постановка на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не являлась целью действий Антоновой К.Н. по продаже квартиры. Администрацией Мариинского района при решении вопроса о принятии ее на данный учет не установлен факт совершения Антоновой К.Н. умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий и принято незаконное решение об отказе в принятии Антоновой К.Н. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Ермакова О.С. изменила заявленные требования, просила признать незаконным постановление Администрации Мариинского района от <...> об отказе Антоновой К.Н. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Кроме того, заявила об отказе от исковых требований в части обязания Администрации Мариинского района устранить допущенные нарушения прав Антоновой К.Н., а именно принять Антонову К.Н. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Отказ от заявления в этой части принят судом.

Антонова К.Н., в чьих интересах выступает прокурор, в судебное заседание не явилась, согласно заявлению просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Заявленные требования прокурора поддержала.

Представитель Администрации Мариинского района Перфильева Ю.И. возражала против удовлетворения заявленных требований. Считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. <...>

Свидетель Д. <...> Антоновой К.Н.) пояснила, что <...>

Свидетель К. пояснила, что <...>

Свидетель Б. пояснила, что <...>

Свидетель Т. <...> пояснила, что <...>

Согласно постановлению Администрации Мариинского района <...>

Из жалобы Антоновой К.Н. <...>

Согласно заявлению <...>

Согласно удостоверению <...>

Согласно паспорту <...>

Согласно свидетельству о государственной регистрации права <...>

Согласно договору купли-продажи <...>

Согласно договору купли-продажи <...>

Из акта проверки жилищных условий гражданина <...>

Согласно справке Филиала БТИ <...>

Из сообщения У. <...>

Согласно свидетельству о смерти <...>

Согласно справке <...>

Согласно справке о заключении брака <...>

Согласно договору на передачу квартир в собственность граждан <...>

Суд рассмотрел гражданское дело, заслушал прокурора Ермакову О.С., представителя Администрации Мариинского района Перфильеву Ю.И., свидетелей, исследовал письменные доказательства и считает, что требования прокурора г.Мариинска в интересах Антоновой К.Н. о признании незаконным решения Администрации Мариинского района об отказе Антоновой К.Н. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Установлено, что Антонова Н.К. обратилась в Администрацию Мариинского района с заявлением, в котором просила поставить ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «вдова участника ВОВ».

Постановлением Администрации Мариинского района <...> Антоновой К.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории «члены семьи погибших инвалидов (участников)ВОВ», т.к. не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.

Согласно п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ст.2, 3 закона Кемеровской области от 10.06.2005 г. № 68-ОЗ «О порядке ведения органами Местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления. После регистрации заявления о принятии на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина. По результатам проверки жилищных условий и соответствия их представленным документам органом местного самоуправления составляется акт проверки жилищных условий гражданина по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Таким образом, при принятии решения об отказе либо в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, необходимо установить: 1. что у гражданина были жилищные условия, которые не позволяли ему быть поставленным на учет в качестве нуждающегося; 2. что гражданин умышленно совершил действия, в результате которых может быть признан в качестве нуждающегося в жилых помещениях; 3. что жилищные условия гражданина стали хуже настолько, что он может быть признан нужающимся.

Отказывая Антоновой К.Н. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, Администрация Мариинского района не установила указанные обстоятельства; не сравнила жилищные условия Антоновой К.Н. до продажи жилого помещения по <...> и после его продажи. В то же время усматривается, что жилищные условия Антоновой К.Н. до продажи своего дома были хуже, чем жилищные условия после его продажи по количеству жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи, и по благоустройству. При вынесении постановления Администрацией Мариинского района не был решен вопрос о том, стала ли Антонова К.Н. нуждающейся в результате продажи своего дома. Как установлено в судебном заседании, Антонова К.Н. проживает в доме <...>, зарегистрирована в нем, и является членом семьи собственника жилого помещения на основании ст.31 ЖК РФ. Так согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Таким образом, вывод о том, что Антонова К.Н. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершила действия, в результате которых может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, является неверным.

Таким образом, решение органа местного самоуправления об отказе Антоновой К.Н. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствует требованиям законодательства.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если основанием для такого заявления является обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд пришел к выводу, что решение органа местного самоуправления- постановление Администрации Мариинского района от <...> не соответствует требованиям законодательства, создает препятствия к осуществлению Антоновой К.Н. своих прав и свобод, в связи с чем должно быть признано незаконным.

Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно п.п.9,19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, судебные расходы по настоящему делу не подлежат взысканию со сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора города Мариинска в интересах Антоновой К.Н. удовлетворить.

Признать незаконным постановление <...> <...> об отказе Антоновой К.Н. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья-подпись

Мотивированное решение изготовлено 08 июня 2010 года

Судья – подпись

Верно: Судья - Л.Г. Кралинова

Секретарь - О.В. Гаршина

Решение вступило в законную силу 14.07.2010

Судья - Л.Г. Кралинова

Секретарь - О.В. Гаршина

Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 июля 2010 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 03 июня 2010 года оставлено без изменения.

Судья- Л.Г. Кралинова