Дело № 2-489-2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Кралиновой Л.Г.,
при секретаре Гаршиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске 26 июля 2010 года дело по иску Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности установить автоматическую систему пожарной сигнализации,
УСТАНОВИЛ:
Мариинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Мариинский городской суд с иском, в котором просил обязать Федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение №33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» (далее по тексту-ФБУ ЛИУ-33)оборудовать в здании туберкулезного отделения №8 ФБУ ЛИУ-33 автоматическую систему пожарной сигнализации, установить ответчику срок исполнения указанных действий до <...> года. Иск мотивировал следующим. Мариинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ проведена проверка исполнения требований закона о пожарной безопасности в ФБУ ЛИУ-33, ходе которой установлено, что в марте 2010 года были выявлены нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности: автоматическая пожарная сигнализация в здании туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 не установлена. В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно ст.34 указанного закона, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Приказом министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 315 утверждены нормы пожарной безопасности - «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими системами пожарной сигнализации» (НПБ-110-03). Указанные нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими системами пожарной сигнализации. Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья. Однако отсутствие автоматической пожарной сигнализации препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению сотрудников учреждения, других работников в случае пожара, ставит под угрозу их жизнь и здоровье. В соответствии с Уставом учреждения финансирование осуществляется ГУФСИН России по Кемеровской области через органы федерального казначейства. Впоследствии прокурор исковые требования изменил. Указал в качестве соответчиков, помимо ФБУ ЛИУ-33, Главное управление федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области (далее по тексту-ГУФСИН России по Кемеровской области) и Федеральную службу исполнения наказаний (далее по тексту-ФСИН России), просил обязать ФБУ ЛИУ-33 установить пожарную сигнализацию в здании туберкулезного отделения <...>, возложить на ФСИН России и ГУФСИН России по Кемеровской области при недостаточности денежных средств у ФБУ ЛИУ-33 субсидиарную ответственность по оборудованию в здании туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 автоматической системы пожарной сигнализации.
В судебном заседании прокурор Егеров В.А. исковые требования изменил, просил обязать ФБУ ЛИУ-33 установить пожарную сигнализацию в здании туберкулезного отделения <...> в срок до <...> года, возложить на ФСИН России и ГУФСИН России по Кемеровской области при недостаточности денежных средств у ФБУ ЛИУ-33 субсидиарную ответственность по оборудованию в здании туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 автоматической системы пожарной сигнализации в срок до <...> года.
Представитель ответчика ФСИН России, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд на основании ст.167 ГПК РФ посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ФБУ ЛИУ-33 и ГУФСИН России по Кемеровской области Барабаш И.Г., не оспорив необходимость оборудования в здании туберкулезного отделения <...> автоматической системы пожарной сигнализации, исковые требования не признал, мотивируя отсутствием необходимых для этих целей денежных средств.
Согласно представлению прокурора от 07.04.2010 г. на имя начальника ФБУ ЛИУ-33, требует принять необходимые меры к устранению нарушений закона, в том числе в отношении оборудования зданий автоматической пожарной сигнализацией.
Согласно справке начальника ФБУ ЛИУ-33 на имя прокурора в выделенных лимитах денежных средств учреждению на 2010 год расходы на оборудование объектов учреждения автоматической пожарной сигнализацией не предусмотрены. С поступлением денежных средств недостатки будут устранены.
Согласно свидетельству <...> в оперативном управлении ФБУ ЛИУ-33 находится отдельно стоящее здание (туберкулезное отделение <...>).
Согласно справке ФБУ ЛИУ-33 от <...> г. за период <...> г. выделено денежных средств на установку АПС за счет федерального бюджета в сумме <...> рублей, которые использованы полностью на объекты учреждения. Дополнительно необходимо <...> рублей и <...> рублей.
Согласно справке ФБУ ЛИУ-33 от <...> г. для оборудования АПС общежития <...> необходимо по ст.340 -<...> рублей, по ст.226-<...> рублей.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчиков, исследовав письменные доказательства, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Из справок, предоставленных ответчиком, а также из пояснений представителя ФБУ ЛИУ-33 и ГУФСИН России по Кемеровской области усматривается, что здание туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 автоматической пожарной сигнализацией не оборудовано.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на охрану здоровья.
Отсутствие в здании туберкулезного отделения <...> автоматической пожарной сигнализации препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению осужденных, сотрудников учреждения в случае пожара, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
Приказом министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 315 утверждены нормы пожарной безопасности - «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими системами пожарной сигнализации» (НПБ-110-03). Согласно п.9 указанного приказа, здания административно-бытового назначения подлежат защите автоматической системой пожарной сигнализации независимо от площади.
В соответствии с п.5 Приказа ФСИН РФ от 31 марта 2005 года №222 «Об утверждении перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» в зданиях и сооружениях следует защищать АУПТ и АПС все помещения независимо от площади.
Таким образом, здание туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 должно быть оборудовано автоматической системой пожарной сигнализацией. Представитель ответчиков- ФБУ ЛИУ-33 и ГУФСИН России по Кемеровской области Барабаш И.Г. указанный факт признала.
Судом установлено, что, несмотря на представление прокурора от 07.04.2010 г., до настоящего времени здание туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 пожарной сигнализацией не оборудовано.
В соответствии с п.1.1 Положения о ФБУ «ЛИУ-33» последнее является лечебным исправительным учреждением для содержания осужденных мужского пола, больных туберкулезом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы на период их лечения, осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительным учреждением, по оказанию реабилитационной помощи осужденным, оказанию противотуберкулезной помощи, выполняет обязанности и пользуется правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1.4-1.6 данного Положения ФБУ ЛИУ-33 является юридическим лицом, и вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах, иметь лицевые счета. Как усматривается из п.5.5 названного Положения, при недостаточности у ФБУ ЛИУ-33 денежных средств ответственность по его обязательствам несет ФСИН России в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно ч.2 ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Таким образом, обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности должна быть возложена на ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по Кемеровской области как на юридическое лицо, а при недостаточности денежных средств у указанного учреждения – на ФСИН России как на собственника имущества.
Суд не усматривает оснований для возложения субсидиарной ответственности по оборудованию в здании туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 автоматической пожарной сигнализации на ГУФСИН России по Кемеровской области, поскольку оно не является собственником имущества учреждения. На основании п.5.5, 5.9 Положения о ФБУ ЛИУ-33, ГУФСИН России по Кемеровской области осуществляет наряду с ФСИН России контроль за сохранностью и эффективным использованием закрепленного за учреждением имущества; через ГУФСИН России по Кемеровской области осуществляется финансирование учреждения.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 200 рублей.
Поскольку прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты госпошлины, иск к ФБУ ЛИУ-33 удовлетворен, то с последнего должна быть взыскана госпошлина в доход Мариинского муниципального района в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить частично.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение №33 Глвного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» оборудовать в здании туберкулезного отделения <...> Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №33 ГУФСИН России по Кемеровской области» автоматическую систему пожарной сигнализации в срок до <...> года.
Возложить на Федеральную службу исполнения наказаний России при недостаточности денежных средств у Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» субсидиарную ответственность по оборудованию в здании туберкулезного отделения <...> Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №33 ГУФСИН России по Кемеровской области» автоматической системы пожарной сигнализации в срок до <...> года.
В удовлетворении исковых требований к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области отказать.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» в доход бюджета Мариинского муниципального района государственную пошлину в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья-подпись
Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2010 года.
Судья- подпись
Верно: Судья - Л.Г. Кралинова
Секретарь – О.В. Гаршина
Решение вступило в законную силу 01.09.2010 года
Судья - Л.Г. Кралинова
Секретарь - О.В. Гаршина
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 01.09.2010 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 26.07.2010 года оставлено без изменения.
Судья- Л.Г.Кралинова