Дело № 2-521-2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Скориковой Г.И.,
С участием прокурора Егерова В.А.,
при секретаре Бородиной Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске
13 августа 2010 года
гражданское дело по иску Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о понуждению к совершению действий по установке пожарной сигнализации,
УСТАНОВИЛ:
Мариинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Мариинский городской суд с иском, в котором просил обязать Федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение №33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» (далее по тексту - ФБУ ЛИУ-33) оборудовать в здании туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 автоматическую систему пожарной сигнализации, установить ответчику срок исполнения указанных действий до <...>.
<...> прокурором были изменены исковые требования. Просил обязать Федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение №33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» (далее по тексту - ФБУ ЛИУ-33) оборудовать в здании туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 автоматическую систему пожарной сигнализации, установить ответчику срок исполнения указанных действий до <...>. Возложить на ФСИН России и ГУФСИН России по Кемеровской области при недостаточности денежных средств у ФБУ ЛИУ-33 субсидиарную ответственность по оборудованию в здании туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 автоматической системы пожарной сигнализации.
В судебном заседании прокурор исковые требования изменил, просил обязать Федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение №33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» (далее по тексту - ФБУ ЛИУ-33) оборудовать в здании туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 автоматическую систему пожарной сигнализации, установить ответчику срок исполнения указанных действий до <...>. Возложить на ФСИН России и ГУФСИН России по Кемеровской области при недостаточности денежных средств у ФБУ ЛИУ-33 субсидиарную ответственность по оборудованию в здании туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 автоматической системы пожарной сигнализации.
Суду показал, что Мариинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ проведена проверка исполнения требований закона о пожарной безопасности в ФБУ ЛИУ-33, ходе которой установлено, что в марте 2010 года были выявлены нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности: автоматическая пожарная сигнализация в здании туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН России не установлена.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно ст.34 указанного закона, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Приказом министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 315 утверждены нормы пожарной безопасности - «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими системами пожарной сигнализации» (НПБ-110-03). Указанные нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими системами пожарной сигнализации. Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья.
Однако отсутствие автоматической пожарной сигнализации препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению сотрудников учреждения, других работников в случае пожара, ставит под угрозу их жизнь и здоровье. В соответствии с Уставом учреждения финансирование осуществляется ГУФСИН России по Кемеровской области через органы федерального казначейства.
Представитель ответчика ФСИН России, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд на основании ст.167 ГПК РФ посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по Кемеровской области (представитель ответчика ГУФСИН России по Кемеровской области) Б. суду пояснила, что они не оспариваю необходимость оборудования в здании туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 автоматической системы пожарной сигнализации, но исковые требования не признают, в связи с отсутствием необходимых для этих целей денежных средств.
Из докладной записки ст. помощника прокурора Е. от <...> усматривается, что в ходе проверки выявлено, что помещения отрядов для осужденных не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, деревянные конструкции чердачных помещений не обрабатываются огнезащитным составом, соответствующим ГОСТУ, не все объекты ЛИУ-33 обеспечены первичными средствами пожаротушения. Начальник учреждения и лица не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам.
Согласно представлению прокурора от <...> на имя начальника ФБУ ЛИУ-33, последний требует принять необходимые меры к устранению нарушений закона.
Согласно справке начальника ФБУ ЛИУ-33 на имя прокурора, усматривается, что в выделенных лимитах денежных средств учреждению на 2010 год расходы на оборудование объектов учреждения автоматической пожарной сигнализацией и на обработку деревянных конструкций чердачных помещений всех объектов огнезащитным составом, соответствующим ГОСТу не предусмотрены. С поступлением денежных средств недостатки будут устранены.
Согласно справке ФБУ ЛИУ-33, все здания находятся на балансе учреждения ФБУ ЛИУ-33 на основании Договора <...> о передаче государственному учреждению имущества в оперативное управление.
Согласно выписке из данных технических паспортов БТИ по ФБУ ЛИУ–33 здание туберкулезного отделения <...> пожарной сигнализацией не оборудовано.
Согласно объяснению начальника отдельного поста ведомственной охраны ЛИУ-33 С., в учреждении ЛИУ-33 с приложением выписки каких-либо изменений на настоящий момент не произошло. Пожарная сигнализация в ЛИУ-33 есть только в клинико-диагностической лаборатории, в помещении состава в зоне <...>, в столовой для личного состава, в штабе <...>, в здании КПП со штабом, в остальных помещениях ЛИУ-33 пожарная сигнализация отсутствует по причине отсутствия финансирования.
Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Как представитель ответчика ГУФСИН России по Кемеровской области суду пояснила, что ГУФСИН России по Кемеровской области является территориальным органом управления уголовно-исполнительной системы. Согласно ст.9 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст.84 Бюджетного кодекса РФ, содержание учреждений, находящихся в Федеральной собственности или введения органов государственной власти, осуществляется исключительно из Федерального бюджета. В соответствии со ст.215.1 Бюджетного Кодекса РФ в России установлена казначейское исполнение бюджетов в соответствии с п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ ГУФСИН России по Кемеровской области имеет право распределять бюджетные средства подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Средства для установки автоматической пожарной сигнализации из Федерального бюджета поступают по целевой статье <...> вид расходов <...>, экономическая классификация <...>. В 2010 году из запрошенных по смете во ФСИН России денежных средств в размере <...> руб., необходимых для оснащения автоматической пожарной сигнализацией учреждение УИС Кемеровской области, поступили из Федерального бюджета в ГУФСИН России по Кемеровской области – <...> руб.
ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по Кемеровской области является самостоятельным юридическим лицом. Привлечение ГУФСИН России по Кемеровской области в качестве соответчика по обязательствам ФБУ ЛИУ-33 противоречит ст.56 ГК РФ, предусматривающей самостоятельную ответственность юридических лиц по своим обязательствам.
В соответствии со ст.21 Федерального Закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «Об прокурате» прокурорский надзор осуществляется только за исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации: Конституции РФ, Федеральных конституционных законов, законов СССР или РСФСР, действующих на территории России в части, противоречащей Конституции РФ 1993 г.
Федеральным законом № 69 – ФЗ от 21.12.1994 г. не предусмотрено обязательное оснащение помещений автоматической пожарной сигнализацией. Данное требование содержит приказ МЧС РФ № 315 от 18.06.2003 года; который является ведомственным подзаконным актом. Прокуратура по надзору в силу своего государственно – правого статуса обязана осуществлять надзор за законностью подзаконных актов, но не за их исполнением, надзор за исполнением подзаконных актов, находится за пределами его полномочий.
Часть 2 ст.21 Закона «О прокуратуре» гласит, что «При осуществлении надзора за исполнением законов органа прокуратуры не подменяют иные государственные органы».
Следовательно, требования об установки автоматической пожарной сигнализации превышают полномочия прокуратуры и являются вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по Кемеровской области.
В нарушении ч.2 ст.26 ФЗ РФ «О прокуратуре» предусматривающей, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека гражданина Мариинский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ обращается в суд с исковыми заявлениями.
В соответствии с п.п.2.2 п.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ, осуществляет:
-надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, осуществление оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях ФСИН;
-надзор за процессуальной деятельностью начальников ИУ УИС как органов дознания по уголовным делам преступлениях против установленного порядка несение службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами;
-участие в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Таким образом, Мариинский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ, действует не в своей компетенции согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод, и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности, и другим уважительным причинам не может обратиться в суд.
Названная норма права содержит исчерпывающий перечень субъектов, в интересах которых прокурор может подать заявление в суд.
Из положений данной нормы закона следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту только неопределенного круга лиц. Однако он не обладает таким правом в отношении определенного круга лиц, в том числе, если данный круг лиц является значительным.
Из содержания, заявленного прокурором иска, следует, что в данном случае фактически осуществляется защита определенного круга лиц, осужденных, отбывающих наказание в ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по Кемеровской области.
Просит производство по делу по иску Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в порядке ст.45 ГПК РФ прекратить.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчиков, исследовав письменные доказательства, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что <...> Мариинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях провел проверку в ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по Кемеровской области, что в ходе проверки им было выявлено, что помещения отрядов для осужденных не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, деревянные конструкции чердачных помещений не обрабатываются огнезащитным составом, соответствующим ГОСТУ, не все объекты ЛИУ-33 обеспечены первичными средствами пожаротушения. Начальник учреждения и лица не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам.
Согласно представлению прокурора от <...> на имя начальника ФБУ ЛИУ-33, последний требует принять необходимые меры к устранению нарушений закона.
Согласно справке начальника ФБУ ЛИУ-33 на имя прокурора, усматривается, что в выделенных лимитах денежных средств учреждению на 2010 год расходы на оборудование объектов учреждения автоматической пожарной сигнализацией и на обработку деревянных конструкций чердачных помещений всех объектов огнезащитным составом, соответствующим ГОСТу не предусмотрены. С поступлением денежных средств недостатки будут устранены.
Согласно справке ФБУ ЛИУ-33, все здания находятся на балансе учреждения ФБУ ЛИУ-33 на основании Договора <...> о передаче государственному учреждению имущества в оперативное управление.
Согласно выписке из данных технических паспортов БТИ по ФБУ ЛИУ–33 здание туберкулезного отделения <...> пожарной сигнализацией не оборудовано.
Согласно объяснению начальника отдельного поста ведомственной охраны ЛИУ-33 С., в учреждении ЛИУ-33 с приложением выписки каких-либо изменений на настоящий момент не произошло. Пожарная сигнализация в ЛИУ-33 есть только в клинико-диагностической лаборатории, в помещении состава в зоне <...>, в столовой для личного состава, в штабе <...>, в здании КПП со штабом, в остальных помещениях ЛИУ-33 пожарная сигнализация отсутствует. По причине отсутствия финансирования.
Из объяснений, предоставленных ответчиком, выписки из данных технических паспортов БТИ по ФБУ ЛИУ-33, а также из пояснений представителя ФБУ ЛИУ-33 и ГУФСИН России по Кемеровской области усматривается, что здание туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 автоматической пожарной сигнализацией не оборудовано.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на охрану здоровья.
Отсутствие в здании туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 автоматической пожарной сигнализации препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению осужденных, сотрудников учреждения в случае пожара, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
Приказом министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 315 утверждены нормы пожарной безопасности - «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими системами пожарной сигнализации» (НПБ-110-03). Согласно п.9 указанного приказа, здания административно-бытового назначения подлежат защите автоматической системой пожарной сигнализации независимо от площади.
В соответствии с п.5 Приказа ФСИН РФ от 31 марта 2005 года №222 «Об утверждении перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» в зданиях и сооружениях следует защищать АУПТ и АПС все помещения независимо от площади.
Таким образом, здание туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 должно быть оборудовано автоматической системой пожарной сигнализацией. Представитель ответчиков- ФБУ ЛИУ-33 и ГУФСИН России по Кемеровской области Б. указанный факт признала.
Судом установлено, что, несмотря на представление прокурора от <...>, до настоящего времени здание туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 пожарной сигнализацией не оборудовано.
В соответствии с п.1.1 Положения о ФБУ «ЛИУ-33» последнее является лечебным исправительным учреждением для содержания осужденных мужского пола, больных туберкулезом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы на период их лечения, осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительным учреждением, по оказанию реабилитационной помощи осужденным, оказанию противотуберкулезной помощи, выполняет обязанности и пользуется правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1.4-1.6 данного Положения ФБУ ЛИУ-33 является юридическим лицом, и вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах, иметь лицевые счета. Как усматривается из п.5.5 названного Положения, при недостаточности у ФБУ ЛИУ-33 денежных средств ответственность по его обязательствам несет ФСИН России в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно ч.2 ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Таким образом, обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности должна быть возложена на ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по Кемеровской области как на юридическое лицо, а при недостаточности денежных средств у указанного учреждения – на ФСИН России как на собственника имущества.
Суд не усматривает оснований для возложения субсидиарной ответственности по оборудованию в здании туберкулезного отделения <...> ФБУ ЛИУ-33 автоматической пожарной сигнализации на ГУФСИН России по Кемеровской области, поскольку оно не является собственником имущества учреждения. На основании п.5.5, 5.9 Положения о ФБУ ЛИУ-33, ГУФСИН России по Кемеровской области осуществляет наряду с ФСИН России контроль за сохранностью и эффективным использованием закрепленного за учреждением имущества; через ГУФСИН России по Кемеровской области осуществляется финансирование учреждения.
Не основательны доводы ответчика, что прокурор обратился в интересах определенного круга лиц, так как контингент в ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по Кемеровской области постоянно меняется.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 200 рублей.
Поскольку прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты госпошлины, иск к ФБУ ЛИУ-33 удовлетворен, то с последнего должна быть взыскана госпошлина в доход Мариинского муниципального района в размере <...> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить частично.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение №33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» оборудовать в здании туберкулезного отделения <...> Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №33 ГУФСИН России по Кемеровской области» автоматическую систему пожарной сигнализации в срок до <...>.
Возложить на Федеральную службу исполнения наказаний России при недостаточности денежных средств у Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» субсидиарную ответственность по оборудованию в здании туберкулезного отделения <...> Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №33 ГУФСИН России по Кемеровской области» автоматической системы пожарной сигнализации в срок до <...>.
В удовлетворении исковых требований к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области отказать.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» в доход бюджета Мариинского муниципального района государственную пошлину в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья- подпись
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2010 года
Судья- подпись
Верно: Судья - Г.И.Скорикова
Секретарь – Ю.Д.Бородина
Решение вступило в законную силу 24.09.2010 года
Судья - Г.И.Скорикова
Секретарь - Ю.Д.Бородина
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 сентября 2010 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 13 августа 2010 года оставлено без изменения.
Судья- Г.И.Скорикова