Дело № 2-939-2010
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области
г.Мариинск 29 ноября 2010 года
Судья Мариинского городского суда Кемеровской области Скорикова Г.И.
при секретаре Бородиной Ю.Д.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к ОАО «Спиртовый комбинат» о присуждении к исполнению обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к ОАО «Спиртовый комбинат» о возложении обязанности разработать установленный (окончательный) проект организации санитарно-защитной зоны предприятия -на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров и направлении данного проекта в Территориальное управление федеральной службы по защите прав потребителя и благополучия человека по Кемеровской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие проекта санитарным правилам.
Требования мотивировал тем, что проверкой ОАО «Спиртовый комбинат» выявлены нарушения требований природоохранного и санитарного законодательства, влекущие нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения в соответствии с п.2 ст. 15 Конституции РФ обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п. 3 ст. 44 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно - защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 52 указанного Закона, вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно - защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Согласно п.3 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в соответствии с требованиями ст. 11 и п.3 ст.39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязаны выполнять требования санитарного законодательства для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.п. 1, 2, 3 ст. 20 Закона атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В соответствии с п.2. ст. 42 Закона на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытании и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами в соответствии со статьей 51 настоящего Федерального закона даются санитарно-эпидемиологические заключения.
Полномочиями по выдаче гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам согласно п. 1. (п/п 3) ст. 51 Закона наделены главные государственные санитарные врачи и их заместители.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2,4, 3.1, 3.2, 3.10, СанПиН 2.2.1/2.2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной -зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМИ и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:
- размер и границы санитарно-защитной зоны;
- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
Установлено, что ОАО «Спиртовый комбинат» разработан проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выполненной на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.) и получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение от <...>.
В производстве спирта из зернового сырья, источником загрязнения атмосферы являются: приемочный бункер пневмотранспортировки зерна, цеха получения спирта; технологическая печь цеха кормовых дрожжей (в качестве топлива используется мазут топливный); распылительная сушилка кормовых дрожжей; транспортный цех; ремонтно-строительный цех; котельная; АЭС.
Основными загрязняющими веществами, выбрасываемыми в атмосферу ОАО «Спиртовый комбинат» являются продукты горения от сжигания угля в котельной шахты (угольная зола, бенз/а/пирен, пыль каменноугольная, сажа, оксиды углерода, оксид и диоксид азота, диоксид серы).
Проверка показала, что ОАО «Спиртовый комбинат» до настоящего времени не разработан проект организации санитарно-зашитной зоны предприятия (благоустройство территории, вынос жилья и т.д.), т.е. установленной (окончательной) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Тем самым, невыполнение ОАО «Спиртовый комбинат» обязательств по соблюдению санитарных правил, не обеспечивает благоприятное экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние в санитарно-защитной зоне предприятия и тем самым, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Несоблюдение ОАО «Спиртовый комбинат» требований федерального законодательства нарушает и интересы Российской Федерации, т.к. невыполнение требований федерального законодательства противоречит требованиям ст. 15 Конституции.
Согласно ч.1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают исковые дела с участием организаций о защите нарушенных прав, по спорам, возникающим из экологических, земельных и иных правоотношений.
Нарушение законных интересов Российской Федерации в соответствии со ст. 45 ГК РФ является правовым основанием для обращения прокурора в суд общей юрисдикции.
Защита гражданских прав в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности.
Просил понудить ОАО «Спиртовым комбинат» до <...> разработать установленный (окончательный) проект организации санитарно-защитной зоны предприятия - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров и направить проект в Территориальное управление федеральной службы по защите прав потребителя и благополучия человека по Кемеровской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие проекта санитарным правилам.
В судебное заседание прокурор не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, не возражал принять признание иска.
Представитель ответчика ОАО «Спиртовый комбинат» Г., действующая на основании постоянной доверенности <...> от <...>, исковые требования признала в полном объеме, просила принять признание иска и вынести решение об удовлетворении исковых требований.
Суд считает возможным в соответствии со ст.173 ч.3 ГПК РФ принять признание иска ОАО «Спиртовый комбинат» о разработке установленного (окончательного) проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров и направлении проекта в Территориальное управление федеральной службы по защите прав потребителя и благополучия человека по Кемеровской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие проекта санитарным правилам в срок до <...>, и вынести решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга физических лиц. От уплаты госпошлины освобожден. Поэтому в соответствии со ст.ст.93, 103 ч.1 ГПК РФ взыскать с ответчика госпошлину в доход Мариинского муниципального района в размере <...> рублей.
Руководствуясь ст.173,ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять признание иска ОАО «Спиртовый комбинат».
Обязать ОАО «Спиртовый комбинат» до <...> разработать установленный (окончательный) проект организации санитарно-защитной зоны предприятия - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров и направить проект в Территориальное управление федеральной службы по защите прав потребителя и благополучия человека по Кемеровской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие проекта санитарным правилам.
Взыскать с ОАО «Спиртовый комбинат» в доход Мариинского муниципального района государственную пошлину в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней через Мариинский городской суд.
Судья- подпись
Верно: Судья- Г.И. Скорикова
Секретарь- Ю.Д. Бородина
Решение вступило в законную силу 10.12.2010 года.
Судья- Г.И. Скорикова
Секретарь- Ю.Д. Бородина