Решение по заявлению об оспаривании действий органа местного самоуправления



Дело № 2-1017-2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Бородиной Т.Г.,

с участием прокурора Недорезовой Е.В.,

при секретаре Еремине Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

08 декабря 2010 года дело по заявлению прокурора города Мариинска в интересах Некрасовой Е.П. об оспаривании действий по отказу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав граждан,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Мариинска в интересах Некрасовой Е.П. обратился в Мариинский городской суд с заявлением к Администрации Мариинского района, в котором просил признать незаконными действия Администрации Мариинского района по отказу Некрасовой Е.П. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязать Администрацию Мариинского района устранить допущенные нарушения прав Некрасовой Е.П., а именно принять Некрасову Е.П. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Некрасовой Е.П., <...> года рождения, вдовы участника Великой Отечественной войны, о нарушении ее жилищных прав. В ходе проверки было установлено, что постановлением Администрации Мариинского района от 19.07.2010 года № 797-П Некрасовой Е.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Согласно ст.1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляется следующая мера социальной поддержки:- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Определение) указал следующее: «По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются». Из вышеуказанного Определения следует, что обязанность доказывания недобросовестности действий гражданина, приведших к ухудшению его жилищных условий, возлагается на ответчика (должностное лицо), отказывающего гражданину в признании его нуждающимся в жилом помещении по указанному мотиву. Такое ухудшение может выражаться в различных формах, но главное и основное требование состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий - постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - должна быть установлена причинная связь. В ходе проверки по жалобе установлено, что Некрасова Е.П. ранее проживала в частном доме по адресу: <...>. В 2008 году Некрасова Е.П. продала данный дом и переехала жить к дочери в квартиру, расположенную по адресу: <...> Причиной продажи дома явилось то, что Некрасова Е.П. ввиду своего возраста и состояния здоровья не могла проживать одна в данном неблагоустроенном помещении, кроме того, дом требовал проведения ремонта. Подача Некрасовой Е.П. заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях связана с Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Таким образом, постановка на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не являлась целью действий Некрасовой Е.П. по продаже дома, расположенного по адресу: <...>, при решении вопроса о принятии ее на данный учет не установлен факт совершения Некрасовой Е.П. умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий и принято незаконное решение об отказе в принятии Некрасовой Е.П. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Недорезова Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, просила признать незаконными действия Администрации Мариинского района по отказу Некрасовой Е.П. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, обязать Администрацию Мариинского района устранить допущенные нарушения прав Некрасовой Е.П., а именно принять Некрасову Е.П. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Некрасова Е.П., в чьих интересах выступает прокурор, заявленные требования прокурора поддержала, суду пояснила, что она является вдовой участника ВОВ, муж – Н. умер в 1987 году. До сентября 2008 года она проживала по <...> в доме, принадлежащем ей на праве собственности. Данный дом был построен в 1951 году, дом стал ветхий, в силу возраста и состояния здоровья Некрасова не могла ухаживать за домом, поэтому дом продала и переехала жить к дочери в ее двухкомнатную квартиру. В квартире дочери отдельной комнаты не имеет, спит в одной комнате с дочерью, а зять спит в зале. Квартира маленькая, постоянно там находятся правнуки, поэтому Некрасовой проживать вместе с дочерью тяжело. В мае 2010 года Некрасовой знакомые рассказали, что вдовам участников ВОВ дают квартиру, поэтому 14 мая этого года она обратилась с заявлением о постановке ее на учет на получение жилья. В конце лета ей пришло письмо от Главы района, в котором сообщалось, что ей отказано в постановке на учет. Некрасова пошла в Администрацию, где ей пояснили, что не ставят ее на учет в связи с тем, что она умышленно продала свой дом, чтобы получить квартиру. Однако это не так, продавая свой полуразрушенный домик, Некрасова не знала, что имеет право на внеочередное получение квартиры. Узнала об этом только весной 2010 года.

Представитель Администрации Мариинского района Абакумова М.А. возражала против удовлетворения заявленных требований. Считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Некрасова Е.П., <...> года рождения, совершила сделку с недвижимостью, а именно на основании договора купли - продажи продала жилой дом, расположенный по адресу: <...>, принадлежащий ей на праве собственности, состоящий из двух жилых комнат, общей площадью 33,8 кв.м., жилой площадью 26,4. Заключая договор купли-продажи, Некрасова Е.П. осознавала что, совершает действия по отчуждению, принадлежащей ей на праве собственности квартиры и желала наступления последствий таких действий, т.е. действия Некрасова Е.П. были намеренными (добровольными) и она понимала, что такими действиями она ухудшила свои жилищные условия. Прокурор указывает, что между действиями гражданина и целью таких действий - постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - должна быть установлена причинная связь. В данном случаи причинной связью является ухудшение Некрасовой Е.П. своих жилищных условий, поскольку действия Некрасовой Е.П. по осуществлению сделки купли-продажи жилого дома, находящегося по адресу: <...>, ухудшили ее жилищные условия, в связи с чем у Некрасовой Е.П. возникло право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий. Так п.8 ч.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Кемеровской области, утвержденных Постановлением Кемеровского областного Совета народных депутатов от 06.02.1985 г. № 15 предусматривает, что «граждане, преднамеренно ухудшившие жилищные условия путем обмена жилого помещения, его порчи или разрушения, отчуждения пригодного и достаточного по размеру для проживания жилого дома (части дома), а также граждане, у которых нуждаемость в улучшении жилищных условий возникла вследствие изъятия жилого помещения, используемого для извлечения нетрудовых доходов, принимаются на учет не ранее, чем через пять лет с момента ухудшения жилищных условий». В методических рекомендациях для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 г. №17, также пояснено что, граждане которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, то есть граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Таким образом, до истечения пятилетнего срока со дня совершения Некрасовой Е.П. сделки по отчуждению принадлежащей ей на праве собственности жилого дома, Некрасова Е.П. не может быть принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. Просила применить исковую давность, поскольку заявительницей пропущен трехмесячный срок для обжалования решения органа местного самоуправления.

Свидетель Н. суду пояснила, что заявительница приходится ей бабушкой. Бабушка проживает со своей дочерью и зятем в двухкомнатной квартире общей площадью 34 кв.м., бабушка отдельной комнаты не имеет. Поскольку квартира маленькая, из-за неудобств между бабушкой и зятем бабушки возникают конфликты. Весной этого года стали говорить, что вдовам участников войны предоставляют квартиры, бабушка написала заявление в Администрацию района. О том, что бабушке отказано в постановке на учет, Н. стало известно со слов бабушки в сентябре 2010 года. Свой домик по ул.Пионерской бабушка продала по той причине, что уже не в состоянии сама топить печь и носить воду.

Свидетель С. дала суду аналогичные показания.

Суд, заслушав прокурора, лицо, в чьих интересах выступает прокурор, представителя ответчика, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.19 ч.1 Конституции РФ «Все равны перед законом и судом».

На основании ст.12 ч.2 ГПК РФ, суд, сохраняя независимость, объективность, беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Судом установлено, и данное обстоятельство не оспаривается участниками процесса, что <...> Некрасова Е.П. обратилась к Главе г.Мариинска с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «вдова умершего мужа – участника ВОВ», состав семьи 1 человек. (л.д.6).

Постановлением Администрации Мариинского района №797-П от 19.07.2010 года Некрасовой Е.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории «члены семей погибших инвалидов (участников) ВОВ», т.к. не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок. (л.д.5).

Согласно договору купли-продажи от 09.09.2008 года Некрасова Е.П. продала жилой дом, состоящий из двух жилых комнат, общей площадью 33,8 кв.м., жилой площадью 26,4 кв.м., расположенный по адресу: <...>. (л.д.10-11).

Из обращения Некрасовой Е.П. в прокуратуру г.Мариинска усматривается, что она просит прокурора защитить ее нарушенное право по обеспечению жилым помещением.(л.д.4)

Согласно паспорту Некрасова Е.П. зарегистрирована по адресу: <...> с <...>. (л.д.7)

Согласно свидетельству о браке ФИ <...> Н. и З. <...> заключили брак, после регистрации брака жене присвоена фамилия «Некрасова».

Согласно справке Мариинского объединенного городского военного комиссариата Кемеровской области от <...> муж Некрасовой Е.П. - Н. являлся участником ВОВ.

Согласно свидетельству о смерти Н. умер <...> (л.д.8).

Согласно п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ст.2, 3 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 г. № 68-ОЗ «О порядке ведения органами Местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления. После регистрации заявления о принятии на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина. По результатам проверки жилищных условий и соответствия их представленным документам органом местного самоуправления составляется акт проверки жилищных условий гражданина по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Таким образом, при принятии решения об отказе либо в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, необходимо установить: 1. что у гражданина были жилищные условия, которые не позволяли ему быть поставленным на учет в качестве нуждающегося; 2. что гражданин умышленно совершил действия, в результате которых может быть признан в качестве нуждающегося в жилых помещениях; 3. что жилищные условия гражданина стали хуже настолько, что он может быть признан нуждающимся.

Однако, отказывая Некрасовой Е.П. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, Администрация Мариинского района не установила указанные обстоятельства.

Вывод администрации Мариинского района о том, что Некрасова Е.П. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях умышленно совершила действия по отчуждению жилья в 2008г., является неверным, а решение органа местного самоуправления об отказе Н. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствует требованиям законодательства.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если основанием для такого заявления является обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд пришел к выводу, что решение органа местного самоуправления - постановление Администрации Мариинского района от 19. 07.2010 г. №797-П не соответствует требованиям законодательства, создает препятствия к осуществлению Некрасовой Е.П. своих прав и свобод, в связи с чем должно быть признано незаконным.

Оснований для применения исковой давности суд не усматривает, поскольку орган местного самоуправления не представил доказательств, неопровержимо свидетельствующих о том, что Некрасова Е.П. пропустила трехмесячный срок для обжалования решения органа самоуправления. Из пояснений Некрасовой Е.П. следует, что извещение об отказе в постановке ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий получено было ею в конце августа 2010 года, к прокурору за защитой нарушенного права она обратилась в12 ноября 2010 года, т.е. до истечения трехмесячного срока. Дата отправки Администрацией Мариинского района (21.07.2010 г.) Некрасовой Е.П. уведомления об отказе в постановке на учет не свидетельствует о том, что Некрасова Е.П. пропустила трехмесячный срок для обжалования решения органа самоуправления.

Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно п.п.9,19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, судебные расходы по настоящему делу не подлежат взысканию со сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора города Мариинска в интересах Некрасовой Е.П. удовлетворить.

Признать незаконным действия Администрации Мариинского района в отказе Некрасовой Е.П. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать Администрацию Мариинского района устранить допущенные нарушения прав Некрасовой Е.П., а именно принять Некрасову Е.П. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как вдову участника Великой Отечественной Войны.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья-подпись

Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2010 года.

Судья-подпись

Верно: Судья - Т.Г. Бородина

Секретарь – Е.Н. Еремин

Решение вступило в законную силу 24.12.2010 года

Судья - Т.Г. Бородина

Секретарь - Е.Н. Еремин