Решение по делу по иску о понуждении к предоставлению жилого помещения



Дело № 2-892-2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Скориковой Г.И.,

с участием прокурора Недорезовой Е.В.,

при секретаре Бородиной Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

03 декабря 2010 года

гражданское дело по иску прокурора города Мариинска в интересах Ореховой Ю.А. к Администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Мариинска в интересах Ореховой Ю.А. обратился в Мариинский городской суд с иском, в котором просил обязать Администрацию Мариинского муниципального района предоставить Ореховой Ю.А. жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы <...> кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, в черте г.Мариинска.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Ореховой Ю.А. жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы <...> кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, в черте города Мариинска Кемеровской области.

Суду показал, что прокуратурой города Мариинска проведена проверка по заявлению Ореховой Ю.А. о нарушении ее жилищных прав на предоставление жилого помещения. Установлено, что мать Ореховой Ю.А.- Д. лишена в отношении нее родительских прав. Решением Мариинского городского суда от <...> отец Ореховой Ю.А. признан безвестно отсутствующим. Орехова Ю.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она находилась под попечительством Ш. с <...> на основании распоряжения Главы г.Мариинска и Мариинского района от <...> № <...>. В <...> году Орехова Ю.А. окончила ГОУ СПО «Мариинский лесотехнический техникум». Местом ее первичного выявления является город Мариинск.

Орехова Ю.А. на основании постановления Главы Мариинского района от <...> № <...> с <...> состоит в администрации Мариинского муниципального района на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с ч.ч.1,3 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п.2 ч.2. ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.09.2009 N 237-ФЗ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ) по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

До настоящего времени Ореховой Ю.А. жилое помещение не предоставлено, собственного жилья она не имеет, проживает временно в жилом помещении по адресу: <...>, тем самым нарушены ее конституционные права.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Орехова Ю.А. иск прокурора г.Мариинска поддержала, суду пояснила, что она является сиротой. Мать у нее умерла в <...> году. Отец был признан безвестно отсутствующим. Она окончила в <...> году Мариинский лесотехнический техникум. Она была прописана у <...> по адресу: <...>, но в <...> года дом сгорел. В настоящее время она временно проживает по <...> у своего бывшего опекуна Ш. Своего жилья не имеет. Стоит на очереди в Администрации г.Мариинска на получение жилой площади. В <...> году была поставлена на очередь № <...>, но на сегодняшний день ей так и не было предоставлено жилое помещение.

Представитель ответчика- администрации Мариинского муниципального района А. исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Ореховой Ю.А. не признала. Суду пояснила, что согласно ст.60 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет. Статья 21 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Считает, что ссылка прокурора на п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), является необоснованной по следующим основаниям:

Согласно информации, предоставленной жилищным отделом администрации Мариинского муниципального района, Орехова (Дремова) Ю.А., <...> года рождения, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с <...>.

По состоянию на <...> ее регистрационный номер в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- <...>.

Поэтому внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма Ореховой Ю.А. нарушит права и законные интересы детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся и поставленных на учет ранее Ореховой Ю.А.

Считает, что Орехова Ю.А. имеет право на предоставление жилого помещения в порядке очередности в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ.

Кроме того, Федеральный закон от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Названные положения вышеуказанного Закона отражены в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Законом Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривается, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Таким образом, из абзаца второго п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых, в силу п.п. «ж» п.1 ст.1 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации и устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с ч.2 ст.23 Устава Мариинского муниципального района органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных, переданных федеральным законом или законом Кемеровской области, государственных полномочий.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (п.5 ст.19 № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.).

Согласно информации, представленной финансовым управлением по Мариинскому району, субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены на <...> год в объеме <...> рублей.

На <...> в бюджет поступили средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в размере <...> рублей. Поступившие средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения были освоены в полном объеме.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного положения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь вышеназванными нормами права, и принимая во внимание то, что прокурор города Мариинска в исковом заявлении не представил доказательства и не указал закон, на основании которого администрации Мариинского муниципального района, как органу местного самоуправления переданы государственные полномочия, в порядке предусмотренном Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по обеспечению детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, считает администрацию Мариинского муниципального района ненадлежащим ответчиком.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель органа опеки и попечительства управления образования Мариинского района Ш. иск прокурора г.Мариинска в интересах Ореховой Ю.А. поддержала в полном объеме.

Суду пояснила, что Орехова (Дремова) Ю.А., <...> года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Находилась под попечительством Ш. с <...>, распоряжение <...>-р.

Мать, Д., умерла в <...> году. Отец, Ю.А., признан по решению суда безвестно отсутствующим <...>.

Орехова (Дремова) Ю.А. окончила ГОУ НПО «ПУ-83» в <...> году, ГОУ СПО «Мариинский лесотехнический техникум» в <...> году. В настоящее время разведена. Была прописана у <...> Б по адресу: <...> <...> дом сгорел. Договор социального найма по данному адресу был заключен с Б Закрепленного жилого помещения за Ореховой Ю.А. нет.

Орехова Ю.А. состоит на регистрационном учете на получение жилого помещения в Администрации Мариинского района. Регистрационный номер-<...> в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, утвержденном <...>, дата постановки <...>.

Просила обязать администрацию Мариинского муниципального района обеспечить Орехову Ю.А. жилым помещением.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Ореховой Ю.А. обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно заявлению Ореховой Ю.А. от <...> на имя прокурора г.Мариинска, она просит разобраться по факту не предоставления ей жилья (л.д.4).

Согласно сообщению Управления образования Мариинского района, исполняющего функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, Орехова (Дремова) Ю.А. относится к категории лиц из числа детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Находилась под попечительством Ш. на основании распоряжения Главы <...> от <...> № <...>. Орехова Ю.А. была поставлена на регистрационный учет на получение жилого помещения в администрации Мариинского района, дата постановки <...> год, под номером <...> в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по Мариинскому району, утвержденном Главой Мариинского района <...> (л.д.5).

Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от <...> Д. лишена родительских прав в отношении дочери Дремова Ю.А., <...> года рождения (л.д.6).

Решением Мариинского городского суда Кемеровской области Д., 1959 года рождения, отец Д. Юлии, 1986 года рождения, признан безвестно отсутствующим (л.д.7).

Согласно распоряжению и.о. главы Администрации города Мариинска <...> от <...> Ш. назначена опекуном над несовершеннолетней Дремова Ю.А. без выплаты денежных средств (л.д.8).

Согласно справке, выданной ПУ-83 г.Мариинска Дремова Ю.А. обучалась в ПУ №83 <...> с <...> по <...> и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.11).

Согласно диплому <...>9, Дремова Ю.А. в <...> году окончила ГОУ СПО «Мариинский лесотехнический техникум» по специальности «коммерция» (л.д.12).

Согласно сообщению Администрации Мариинского муниципального района в адрес прокурора города Мариинска Орехова (Дремова) Ю.А. в администрации Мариинского муниципального района состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с <...> (л.д.13).

Согласно заявлению Дремовой Ю.А., адресованное Главе Мариинского района, она просит принять ее на учет детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, из учета состава семьи- один человек (л.д.14).

Согласно Постановлению и.о. Главы Мариинского района № <...> от <...> и приложению к настоящему постановлению, Дремова Ю.А. принята на учет в список, в качестве нуждающейся в жилых помещениях (л.д.17).

Согласно справке, выданной ведущим специалистом жилищного отдела Администрации Мариинского района Орехова (Дремова) Ю.А., 1986 года рождения состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Администрации Мариинского района с <...>, регистрационный номер в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-401 (л.д.19).

Согласно сообщению зам. Главы по строительству-начальника управления капитального строительства Администрации Мариинского района в адрес Ореховой Ю.А. от <...>, она состоит на учете по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с <...>. Администрация Мариинского района в настоящее время не имеет возможности предоставить жилье, так как в муниципальной собственности нет свободных и пригодных для проживания жилых помещений. Жилое помещение будет предоставлено за счет средств областного бюджета по мере финансирования (л.д.20).

Согласно сообщению финансового управления по Мариинскому району от <...>, законом Кемеровской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» утверждена сумма субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в размере <...> рублей. На <...> на вышеуказанные цели профинансировано <...> рублей <...> коп (л.д.33).

Согласно сообщению Администрации Мариинского муниципального района от <...> Орехова (Дремова) Ю.А., <...> года рождения, состоит в Администрации Мариинского муниципального района на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с <...> На <...> регистрационный номер в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-<...> (л.д.34).

В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В соответствии с п. 3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ) по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В судебном заседании установлено, что Орехова (Дремова) Ю.А. <...> года рождения, имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей в связи с тем, что ее мать умерла, а отец был признан безвестно отсутствующим. В связи с чем, Орехова (Дремова) Ю.А. приобрела статус ребенка-сироты. С <...> Орехова (Дремова) Ю.А. состоит на учете граждан в Администрации Мариинского муниципального района, в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, как ребенок-сирота. Орехова (Дремова) Ю.А. прошла полный курс обучения в ГОУ НПО «ПУ-83, окончила ГОУ СПО «Мариинский лесотехнический техникум»» по специальности «коммерция». До настоящего времени Орехова (Дремова) Ю.А. с очереди на получение жилого помещения не снята. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, письменными доказательствами, не оспариваются ответчиком.

Пункт 1 ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяет, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом является Кемеровская область; местом регистрации рождения лица является Кемеровская область; последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Кемеровской области.

Согласно п. 2 ст.1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется указанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных ст.2 настоящего Закона.

В соответствии с п.4 ст.2 данного Закона Кемеровской области заявления (ходатайства) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения соответствующего учреждения.

Из приведенных норм закона следует, что Орехова Ю.А. имеет право на предоставление ей вне очереди по договору найма жилого помещения. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена законом на органы местного самоуправления.

Из материалов дела видно, что Орехова (Дремова) Ю.А. <...> поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановка Ореховой (Дремовой) Ю.А. на учет на предоставление жилого помещения администрацией Мариинского района осуществлялась на основании Федерального Закона № 131-ФЗ от <...>, который предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

С учетом, установленных по делу обстоятельств, суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Ореховой Ю.А. администрацией Мариинского района.

Отсутствие жилья в муниципальном жилищном фонде само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Ореховой Ю.А., как и наличие или отсутствие средств, предусмотренных законодательством для осуществления государственного полномочия.

Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как указано в части первой вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Частью 2 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением Совета народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района от <...> <...>, опубликованном в газете «Вперед» г.Мариинска от <...>, утверждены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам: 33 кв.м. общей площадью на одного человека на семью из одного человека.

Таким образом, исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Ореховой Ю.А. к Администрации Мариинского района подлежат удовлетворению, Ореховой Ю.А. должно быть предоставлено жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы <...> метров квадратных общей площадью, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, в черте города Мариинска Кемеровской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Ореховой Юлии Анатольевны удовлетворить.

Обязать Администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить Ореховой Ю.А., <...> года рождения, жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы <...> метров квадратных, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, в черте города Мариинска Кемеровской области.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней через Мариинский городской со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья – подпись

Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2010 года.

Судья – подпись

Верно: Судья- Г.И. Скорикова

Секретарь- Ю.Д. Бородина

Решение вступило в законную силу 02.03.2011 года

Судья- Г.И. Скорикова

Секретарь- Ю.Д. Бородина

Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 02.03.2011 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 03.12.2010 года оставлено без изменения.

Судья - Г.И.Скорикова