Дело № 2-316-2011
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области
в составе: председательствующего судьи Зайцевой С.А.,
при секретаре Яковлевой М.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Мариинске
18 апреля 2011 года
гражданское дело по жалобе Шевченко А.А. на бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Осужденный Шевченко А.А. обратился с заявлением в Мариинский городской суд Кемеровской области об обжаловании бездействий судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов исполнителей по г.Мариинску и Мариинскому району Копыловой М.В., мотивируя свои требования тем, что в производстве Мариинского городского суда находилось гражданское дело № 2-857-2010 по иску Шевченко А.А. к администрации ФБУ ИК-1 о возмещении морального вреда, решение по которому было принято 24.11.2010 года. На основании указанного решения ему был выдан исполнительный лист на взыскание с администрации ФБУ ИК-1 <...>. <...> постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по г.Мариинску и Мариинскому району Копыловой М.В. возбуждено исполнительное производство, согласно которому администрации ФБУ ИК-1 был установлен срок 5 дней для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Также должник был предупрежден об ответственности в случае неисполнения исполнительного документа вплоть до уголовной. Копия данного постановления была направлена должнику для исполнения. Со дня возбуждения исполнительного производства и до вынесения постановления об окончании исполнительного производства, то есть в период с <...> по <...> судебным приставом-исполнителем Копыловой М.В. никаких действий не совершалось. Фактически в течении трех месяцев Копылова М.В. держала его в неведении относительно ее бездействия по исполнению исполнительного листа. Более того, считает, что судебный пристав-исполнитель Копылова М.В. на основании акта от <...> возлагает на него свои обязанности по взысканию денежных средств с должника и требует, чтобы он самостоятельно обращался в банк, который обслуживает должника, для получения присужденных судом денежных средств в качестве возмещения причиненного ему вреда. Просит признать бездействия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов исполнителей по г.Мариинску и Мариинскому району Копыловой М.В. незаконными.
В судебном заседании Шевченко А.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения иска, не участвовал, <...>. Представителя для представления своих интересов в судебное заседание не направил.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по г.Мариинску и Мариинскому району Копылова М.В. с доводами заявления не согласилась, считает, что требования Шевченко А.А. необоснованны и не подлежат удовлетворению, ссылаясь на то, что <...> ею было возбуждено исполнительное производство, копии постановления о возбуждении направлены сторонам исполнительного производства. С главным бухгалтером ФБУ ИК-1 составлена телефонограмма о том, что данное решение суда исполнить не представляется возможным, так как имеющийся лицевой счет открыт только в РКЦ. Направлен запрос в МИФНС №1 по Кемеровской области, ЗАО КБ Кедр, ОАО ТрансКредитБанк. Получены отрицательные ответы. Должник является предприятием уголовно-исполнительной системы. Согласно ст.11 Закона РФ от 21.07.1993г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. Обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания не допускается. В соответствии со ст.8 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании с бюджетной организации, должен был быть направлен взыскателем в банк или иную кредитную организацию. Банк или иная кредитная организация, осуществляющая обслуживание счетов, должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа исполняет требования, содержащиеся в исполнительном документе, либо делает отметку об исполнении, либо об отсутствии денежных средств на счетах. В связи с тем, что согласно Бюджетному кодексу денежные средства у предприятия должника не могут быть списаны на другие цели, не заложенные бюджетом, взыскание по данному исполнительному листу исполнить не представляется возможным. В связи с вышеизложенным взыскание по данному исполнительному документу произвести невозможно. Взыскателю было разъяснено, что согласно п.6 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления в соответствующий орган исполнительного листа на исполнение. В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решение суда не произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области надлежащим образом извещенный о слушании дела в судебное заседание не явился.
Суд, исследовав письменные доказательства, находит жалобу Шевченко А.А. подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - «Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.»
Согласно ст.12 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - «В процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.»
Судом установлено, что по решению Мариинского городского суда Кемеровской области от 24.11.2010 года исковые требования Шевченко А.А. удовлетворены частично. <...>
20.12.2010 года на исполнение к судебному приставу исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов-исполнителей по г.Мариинску и Мариинскому району Копыловой М.В. поступил исполнительный лист ВС № 030054419 от 24.11.2010 года, выданный Мариинским городским судом на основании решения по гражданскому делу № 2-857-2010 о взыскании с Администрации ФБУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области в пользу Шевченко А.А. <...>. На основании данного исполнительного листа 21.12.2010 года судебным приставом-исполнителем МОСП по г.Мариинску и Мариинскому району Копыловой М.В. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 32/12/34614/13/2010.
24.03.2011 года судебным приставом-исполнителем Копыловой М.В. вынесено постановление об окончании указанного исполнительного производства в соответствии с пп.4 п.1 ст.46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
В ч.1 ст.36 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении на исполнение исполнительных документов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней, определен Методическими рекомендациями по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными Приказом ФССП России от 15.05.2009 № 195.
В соответствии с п. 2.1 Методических рекомендаций в случае предъявления взыскателем исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, установленного Федеральным законом от 27.12.2005 № 197-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ.
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает необходимость оформления соответствующим постановлением решений судебного пристава-исполнителя, принимаемых со дня направления (предъявления) исполнительного документа, поэтому в указанном случае решение судебного пристава-исполнителя оформляется постановлением об отказе в возбуждении исполнительного производства в соответствии с п. 8 ч.1 ст.31 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», так как исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов России.
В мотивировочной части указанного постановления должны содержаться ссылки на нормы главы 24.1 БК РФ и Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Судом установлено, что в нарушение данных норм закона судебным приставом-исполнителем Копыловой М.В. в установленный срок не приняты необходимые меры, направленные на исполнение исполнительного документа, чем нарушено право взыскателя Шевченко А.А. на своевременное получение денежных средств по исполнительным документам, суд считает правильным заявленные требования Шевченко А.А. о признании бездействий судебного пристава-исполнителя МОСП по г.Мариинску и Мариинскому району удовлетворить, признать бездействия судебного пристава-исполнителя МОСП по г.Мариинску и Мариинскому району Копыловой М.В. в части несоблюдения порядка и срока исполнения исполнительного производства № 32/12/34614/13/2010 от 21.12.2010 года о взыскании с должника ФБУ ИК-1 в пользу Шевченко А.А. <...> незаконными.
Доводы Шевченко А. о том, что судебный пристав-исполнитель Копылова М.В. на основании акта от 24.03.2011 года возлагает на него свои обязанности по взысканию денежных средств с должника и требует, чтобы он самостоятельно обращался в банк, который обслуживает должника, для получения присужденных судом денежных средств в качестве возмещения причиненного ему вреда не состоятельны, так как порядок исполнения решения судебных органов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней, установлен Федеральным законом от 27.12.2005 № 197-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 257-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Шевченко А.А. удовлетворить.
Признать бездействия судебного пристава-исполнителя МОСП по г.Мариинску и Мариинскому району Копыловой М.В. в части несоблюдения порядка и срока исполнения исполнительного производства № 32/12/34614/13/2010 от 10.09.2010 года о взыскании с должника ФБУ ИК-1 в пользу Шевченко А.А. <...> незаконными, в остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней через Мариинский городской суд.
Судья- подпись
Верно: Судья- С.А.Зайцева
Секретарь- М.В.Яковлева
Решение вступило в законную силу 29.04.2011 года
Судья- С.А.Зайцева
Секретарь- М.В.Яковлева