Решение по иску прокурора г.Мариинска в интересах гражданина о понуждении к предоставлению жилого помещения



Дело № 2-218-2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Лапиной Л.И.

с участием прокурора Бегеза М.В.,

при секретаре Еремине Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

31 марта 2011 года

гражданское дело по иску прокурора города Мариинска в интересах Филатова И.П. к администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Мариинска в интересах Филатова И.П. обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Филатову И.П. <...> года рождения жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 33,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства на <...>. Заявленные требования мотивированы тем, что мать Филатова И.П. – А. умерла <...>, а отец – Филатов П.И. умер <...>. С 2000 года Филатов И.П. находился на полном государственном обеспечении в специальной (коррекционной) школе-нтернате V111 вида <...>. Он относится к категории лиц из числа детей сирот. Местом ее первичного выявления является <...>. С <...> он состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Своего жилья он не имеет, временно проживает у друга по адресу: <...> В связи с чем и в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, п.1 ст.8, ст.10 ФЗ РФ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст.3 Закона Кемеровской области №67 – ОЗ от 16.05.2006 года «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Филатов И.П. подлежит обеспечению жильем согласно заявленным требованиям.

В судебном заседании прокурор, Филатов И.П., орган опеки и попечительства исковые требования поддержали по тем же основаниям.

Представитель ответчика - администрации Мариинского муниципального района Абакумова М.А. с иском прокурора не согласилась и суду показала, что Филатов И.П. не состоит в администрации Мариинского муниципального района на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. Решение орган местного самоуправления о принятии его на такой учет в период с 17.05.2000 года по настоящее время не принимал. В связи с этим у ответчика отсутствует обязанность обеспечить Филатова И.П. жильем. Доказательств обратного прокурор не представил. По мнению ответчика, обеспечить жильем Филатова И.П., имеющего статус сироты, обязано государство за счет средств субъекта Российской Федерации. ФЗ РФ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно п.5 ст.19 ФЗ РФ №131 от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Законом Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривается, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного положения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Таким образом, по мнению ответчика, из абзаца второго п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых, в силу п.п. «ж» п.1 ст.1 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Суд рассмотрел гражданское дело, заслушал участников процесса, свидетеля, исследовал письменные доказательства и считает, что исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Филатова И.П. подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ч.1,3 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Согласно п. 3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ) по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ч.1,2 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно решению Калининского сельского Совета народных депутатов от 29.03.2011 года №7/1 были внесены изменения в решение этого же органа №31/2 от 16.02.2010 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма». Со дня его обнародования с 29.03.2010 года на информационном стенде администрации Калининского сельского поселения действует норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам: 13,0 кв.м. общей площадью на одного человека на семью из одного человека.

Судом установлено, что Филатов И.П. <...> года рождения является сиротой. Его мать А. умерла <...>, а отец Ф. умер <...>. С 2000 года согласно распоряжению администрации Мариинского района от <...> <...>-Р Филатов И.П. находился на полном государственном обеспечении в специальной (коррекционной) школе-интернате V111 вида г.Мариинска. С <...> он состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Местом его первичного выявления является ст.Антибесская, <...>. Своего жилья он не имеет, временно проживает у друга по адресу: <...> В связи с чем и в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, п.1 ст.8, ст.10 ФЗ РФ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст.3 Закона Кемеровской области №67 – ОЗ от 16.05.2006 года «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Филатов И.П. подлежит обеспечению жильем. Однако ответчик обязан предоставить Филатову И.П. жилое помещение по договору социального найма не из расчета не менее 33,0 кв.м., как просил прокурор, а не ниже предусмотренной социальной нормы, действующей на момент принятия судом решения – 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства на ст.Антибесская, Мариинского района, Кемеровской области. В связи с этим иск прокурора г.Мариинска по обращению Филатова И.П. за защитой нарушенных жилищных прав в порядке ст.45 ГПК РФ суд считает законным и обоснованным лишь в части.

Обоснованность выводов суда доказывается не только пояснением сторон по иску, но и письменными доказательствами.

Согласно заявлению на имя прокурора г.Мариинска от 28.01.2011 года Филатов И.П. указывает, что он живет у друга, жилья не имеет, стоит на учете в администрации Мариинского муниципального района в качестве нуждающегося в жилье (л.д.4).

Согласно сообщению Управления образования Мариинского района, исполняющего функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, Филатов И.П. <...> года рождения относится к категории лиц из числа детей – сирот в связи с тем, что его отец Ф. умер <...>. Местонахождение матери не было известно. Согласно распоряжению администрации Мариинского района <...>-Р от <...> Филатов П.И. был помещен на полное государственное обеспечение в специальную (коррекционную) школу-интернат V111 вида г.Мариинска (л.д.6).

Согласно свидетельству о рождении (л.д.5) родителями Филатова И.П. <...> года рождения являются Ф. и А..

Согласно свидетельствам о смерти (л.д.7-8) А. умерла <...>, Ф. умер <...>.

Согласно распоряжению главы администрации Мариинского района <...>-Р от <...> Филатов И.П. направлен в специальную (коррекционную) школу-интернат V111 вида г.Мариинска (л.д.9).

Согласно справке (л.д.11,) А. проживала на <...>.

Согласно адресной справке (л.д.22) Филатов И.П. зарегистрирован в специальной (коррекционной) школе V111 вида г.Мариинска по адресу: <...>.

Согласно УФСГРКК по Кемеровской области (л.д.12) сведения о правах Филатова И.П. на недвижимость отсутствуют.

Согласно сообщению администрации Мариинского муниципального района (л.д.13) Филатов И.П. состоит на учете в списках детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с <...> по состоянию на <...> его учетный номер <...>. Жилое помещение ему будет предоставлено за счет средств областного бюджета по мере финансирования.

Письменные доказательства у суда так же сомнений не вызывают, ибо они являются относимыми и допустимыми доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не оспариваются сторонами.

Таким образом, исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Филатова И.П. к администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанности предоставить ему жилое помещение нашли свое подтверждение лишь в части.

На эти выводы суда не могут повлиять доводы представителя ответчика о том, что дети сироты обеспечиваются жильем государством за счет средств субъекта РФ, в связи с чем, администрация Мариинского муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу, ибо построены на неверном толковании норм права. Администрация Мариинского муниципального района является надлежащим ответчиком по делу. Согласно приведенным в решении нормативным документам, жилые помещения предоставляются детям – сиротам органами местного самоуправления. При этом они первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют их данным детям по договору социального найма. Не могут повлиять на выводы суда и доводы представителя ответчика о том, что Филатов И.П. не состоит на учете в списках, нуждающихся в жилье, ибо орган местного самоуправления не принимал по нему решения. Они были проверены судом и не нашли своего подтверждения. Данные доводы опровергаются как показаниями свидетеля П. – специалиста жилищного отдела администрации Мариинского муниципального района, сомневаться в которых у суда нет оснований, данными списка детей и сирот, оставшихся без попечения родителей по Мариинскому району для получения жилья (л.д.10), так и ответом главы Мариинского муниципального района (л.д.13). Согласно им Филатов И.П. состоит на этом учете с 19.02.2002 года, т.е. до принятия Жилищного Кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.10,12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Мариинска в интересах Филатова И.П. к администрации Мариинского муниципального района удовлетворить частично.

Обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Филатову И.П. по договору социального найма жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное на ст.Антибесская, Мариинского района, Кемеровской области.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Кемеровский областной суд со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья - подпись

Мотивированное решение изготовлено 4 апреля 2011 года.

Судья – подпись

Верно: Судья - Л.И. Лапина

Секретарь - Е.Н. Еремин

Решение вступило в законную силу 15.04.2011 года

Судья - Л.И. Лапина

Секретарь - Е.Н. Еремин