Дело № 2-215-2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Лапиной Л.И. с участием прокурора Бегеза М.В., при секретаре Еремине Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске 29 марта 2011 года гражданское дело по иску прокурора города Мариинска в интересах Холиной О.А. к администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Мариинска в интересах Холиной О.А. обратился в суд с иском, в котором просил обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Холиной О.А. <...> года рождения жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы <...> кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в <...> <...>. Заявленные требования мотивированы тем, что <...> Х. – Х. по решению Мариинского городского суда от <...> лишена родительских прав. <...> – Х. умер <...>. С <...> года Холина О.А. находилась на полном государственном обеспечении в детском доме «Надежда» <...>. Она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Местом ее первичного выявления является <...> <...>. С <...> она состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Своего жилья она не имеет, временно проживает у брата по адресу: <...>. В связи с чем и в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, п.1 ст.8, ст.10 ФЗ РФ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст.3 Закона Кемеровской области №67 – ОЗ от 16.05.2006 года «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Холина О.А. подлежит обеспечению жильем согласно заявленным требованиям. В судебном заседании прокурор, Холина О.А., орган опеки и попечительства исковые требования поддержали по тем же основаниям. Представитель ответчика - администрации Мариинского муниципального района Абакумова М.А. с иском прокурора не согласилась и суду показала, что Холина О.А. не состоит в администрации Мариинского муниципального района на учете нуждающегося в предоставлении жилья. Решение органа местного самоуправления о принятии ее на такой учет в период с <...> по настоящее время не принималось. В связи с этим у ответчика отсутствует обязанность обеспечить Холину О.А. жильем. Доказательств обратного прокурор не представил. По мнению ответчика, обеспечить жильем Холину О.А., имеющую статус лица, оставшейся без попечения родителей, обязано государство за счет средств субъекта Российской Федерации. ФЗ РФ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно п.5 ст.19 ФЗ РФ №131 от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Законом Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривается, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного положения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Таким образом, по мнению ответчика, из абзаца второго п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых, в силу п.п. «ж» п.1 ст.1 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Суд рассмотрел гражданское дело, заслушал участников процесса, свидетеля, исследовал письменные доказательства и считает, что исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Холиной О.А. подлежат удовлетворению. Согласно ч.1,3 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище. Согласно п. 3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ) по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно ч.1,2 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Согласно постановлению Совета народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района от 27.10.05 года №7/101, которое было опубликовано в газете «Вперед» г.Мариинска от 15.12.2005 года, утверждены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам: 33 кв.м. общей площадью на одного человека на семью из одного человека. Судом установлено, что Холина О.А. <...> года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей, ибо ее <...> Х. по решению Мариинского городского суда от <...> лишена родительских прав, <...> – Х. умер <...> году. С <...> года Холина О.А. находилась на полном государственном обеспечении в детском доме «Надежда» <...>. Местом ее первичного выявления является <...> <...>. С <...> она состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Своего жилья она не имеет, временно проживает у брата по адресу: <...>. В связи с чем и в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, п.1 ст.8, ст.10 ФЗ РФ <...> от <...> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст.3 Закона Кемеровской области №67 – ОЗ от 16.05.2006 года «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Холина О.А. подлежит обеспечению жильем согласно заявленным требованиям. Ответчик обязан предоставить Холиной О.А. жилое помещение по договору социального найма не ниже предусмотренной социальной нормы 33,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в <...>. В связи с этим иск прокурора <...> в связи с обращением Холиной О.А. за защитой нарушенных жилищных прав в порядке ст.45 ГПК РФ суд считает законным и обоснованным. Обоснованность выводов суда доказывается не только пояснением сторон по иску, но и письменными доказательствами. Согласно заявлению Холиной О.А. от <...> на имя прокурора г.Мариинска она указывает на то, что, имея статус лица, оставшегося без попечения родителей, жилья своего не имеет, живет у брата, который просит ее оставить его жилье, т.к. намерен создать семью <...> Согласно сообщению Управления образования Мариинского района, исполняющего функции органа опеки и попечительства в отношении <...>, Холина О.А. <...> года рождения относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании распоряжения администрации <...> от <...> <...> Холина О.А. была определена в МОУ «<...>2» и находилась там на полном государственном обеспечении с <...>. В 2008 году после окончания 9 класса она поступила в ГОУ НПО ПУ <...> <...> по специальности повар-кондитер. Обучение там Холина О.А. закончила в <...>. Закрепленного жилья она не имеет. Местом первичного выявления учета ее как лица, нуждающегося в жилье, является <...>. Холина О.А. поставлена на регистрационный учет на получение жилого помещения в администрации Мариинского муниципального района под номером <...> в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по <...>, который утвержден <...> <...> Согласно свидетельству о рождении <...> родителями Холиной О.А. <...> года рождения являются Х. и Х.. Согласно свидетельству о смерти <...> Х. умер <...>. Согласно решению Мариинского городского суда от <...> Х. лишена родительских прав в отношении <...>: Ф., Х. и <...>: Ф. и Х., <...> года рождения (л.д.9). Согласно распоряжению главы администрации <...> <...> от <...> Х. определена в МОУ «<...>» на полное государственное обеспечение (л.д.10). Согласно справке БТИ г.Мариинска Холина О.А. в г.Мариинске и Мариинском районе недвижимого имущества не имеет. Согласно сообщению администрации Мариинского муниципального района Холина О.А. состоит на учете в списках детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с <...> по состоянию на <...> ее учетный номер 63. Жилое помещение ей будет предоставлено за счет средств областного бюджета по мере финансирования. Согласно свидетельству <...> оно было выдано Холиной О.А. <...> в связи с окончанием обучения в ГОУ НПО ПУ <...> <...>. Ей присвоена квалификация повар второго разряда. Письменные доказательства у суда так же сомнений не вызывают, ибо они являются относимыми и допустимыми доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не оспариваются сторонами. Таким образом, исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Холиной О.А. к администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанности предоставить ей жилое помещение полностью нашли свое подтверждение. На эти выводы суда не могут повлиять доводы представителя ответчика о том, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жильем государством за счет средств субъекта РФ, в связи с чем, администрация Мариинского муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу, ибо построены на неверном толковании норм права. Администрация Мариинского муниципального района является надлежащим ответчиком по делу. Согласно приведенным в решении нормативным документам, жилые помещения предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей органами местного самоуправления. При этом они первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют их данным детям по договору социального найма. Не могут повлиять на выводы суда и доводы представителя ответчика о том, что Холина О.А. не состоит на учете в списках, нуждающихся в жилье, ибо орган местного самоуправления не принимал по ней решения. Они были проверены судом и не нашли своего подтверждения. Данные доводы опровергаются как показаниями <...> П. – специалиста жилищного отдела администрации Мариинского муниципального района, сомневаться в которых у суда нет оснований, так и ответом главы Мариинского муниципального района <...> Согласно им Холина О.А. состоит на этом учете с <...>, т.е. до принятия Жилищного Кодекса РФ. Не подлежит применению при разрешении данного спора и решение Мариинского районного Совета народных депутатов от <...>, которым были внесены изменения в постановление Совета народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района от <...> №7/101 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», ибо оно не вступило в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.10,12, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Мариинска в интересах Холиной О.А. к администрации Мариинского муниципального района удовлетворить. Обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Холиной О.А. по договору социального найма жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы <...> кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства: <...> Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Кемеровский областной суд со дня изготовления его в окончательной форме. Судья – подпись Мотивированное решение изготовлено 4 апреля 2011 года. Судья - подпись Верно: Судья- Л.И.Лапина Секретарь- Т.Н.Еремина Решение вступило в законную силу 20.05.2011 года Судья- Л.И.Лапина Секретарь- Т.Н.Еремина Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 мая 2011 года решение Мариинского городскогот суда Кемеровской области от 29 марта 2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Администрации Мариинского муниципального района без удовлетворения. Судья- Л.И. Лапина