Решение по иску прокурора г.Мариинска в интересах гражданина о понуждении к предоставлению жилого помещения



Дело № 2-238-2011РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Бородиной Т.Г.,

с участием пом.прокурора г.Мариинска Недорезовой Е.В.

при секретаре Елагиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Мариинске

04 мая 2011 года гражданское дело по иску прокурора г.Мариинска в интересах Дроздова С.С. к Администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Мариинска в интересах Дроздова С.С. обратился в суд с иском к Администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города Мариинска проведена проверка по заявлению Дроздова С.С. о нарушении его жилищных прав на предоставление жилого помещения, по результатам которой установлено, что мать Дроздова С.С. – Д. решением Мариинского городского суда Кемеровской области от <...> лишена в отношении сына родительских прав. Отец – Д. решением Аягузского районного суда Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан от <...> лишен в отношении сына родительских прав.

Дроздов С.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Местом его первичного выявления является <...>.

С 2000-го по 2004-й год на основании распоряжения администрации Мариинского района от <...> <...>-р и с 2005 по 2007 год на основании распоряжения Главы г.Мариинска и Мариинского района от <...> <...>-р Дроздов С.С. находился на полном государственном обеспечении в детском доме «Надежда» <...> (МОУ «Детский дом №2» г.Мариинска и Мариинского района), с <...> Дроздов С.С. состоит на учете в администрации Мариинского района в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1,3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п.2 ч.2. ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. .. обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В нарушение вышеизложенных положений закона, до настоящего времени Дроздову С.С. жилое помещение не предоставлено, собственного жилья он не имеет, проживает временно в арендуемом жилом помещении по адресу: <...> тем самым нарушены его конституционные права.

С <...> Дроздов С.С. состоит в зарегистрированном браке с Д.

Принимая во внимание то, что нарушены права и законные интересы Дроздова С.С. в сфере жилищных отношений, просит суд обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Дроздову С.С. жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 26,0 кв.м. на семью из двух человек, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте г.Мариинска Кемеровской области.

В судебном заседании пом.прокурора Недорезова Е.В. исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила суд обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Дроздову С.С., с учетом принятого Мариинским районным Советом народных депутатов 28.03.2011 года Решения О внесении изменений в Постановление Совета народных г.Мариинска и Мариинского района от27.10.2005 года №7/101 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Мариинского городского поселения» жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте г.Мариинска Кемеровской области.

В судебном заседании истец Дроздов С.С. исковые требования поддержал, суду пояснил, что его родители решением суда лишены в отношении него родительских прав. Дроздов С.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С <...> Дроздов С.С. состоит на учете в администрации Мариинского района в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. С <...> Дроздов С.С. зарегистрировал брак с Б. В настоящее время проживают в арендуемом жилом помещении по адресу: <...>

Просил суд обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ему жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте г.Мариинска Кемеровской области.

Представитель органа опеки и попечительства управления образования Мариинского района Степных Ж.В. иск прокурора г.Мариинска в интересах Дроздова С.С. поддержала в полном объеме, просила обязать администрацию Мариинского муниципального района обеспечить Дроздова С.С. жилым помещением..

Представитель ответчика – Администрации Мариинского муниципального района Носкова Л.Н. исковые требования не признала, суду пояснила, что администрация Мариинского муниципального района не имеет финансовой возможности предоставить Дроздову С.С. жилое помещение, поскольку сумма субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденная Законом Кемеровской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в размере 2 900 000, 00 рублей, согласно прилагаемой информации, предоставленной финансовым управлением по Мариинскому району освоена в полном объеме.

Реализация жилищных прав граждан регулируется конституционными нормами, которые согласуются с нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в - Российской Федерации», ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в тесной взаимосвязи неразрывно связаны и зависят от предоставления субвенций органам местного самоуправления от органов государственной власти.

В соответствии с п.5 ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 г., финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Из смысла ст. 8, ст. 5 Федерального закона от 21.12.96 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, где данные гарантии являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Пункт 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут предоставить по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение ранее установленных категорий граждан жилыми помещениями.

Законом Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов были наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению указанной выше категории детей жилых помещений (п. 9 ст. 2).

В соответствии со ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.06 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Более того, в соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Таким образом, без наличия средств вышеуказанной субвенции администрация Мариинского муниципального района не может реализовать жилищные права Дроздова С.С.

Кроме того, считает необоснованным требование прокурора г.Мариинска предоставить Дроздову С.С. жилое помещение в черте города Мариинска Кемеровской области.

В обоснование своих исковых требований прокурор г.Мариинска ссылается на то, что Дроздов С.С. временно проживает в городе Мариинске в арендуемом жилом помещении. И в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства, должен получить жилое помещение в черте г. Мариинска.

Вместе с тем, в соответствии с абз. 3 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Следует признать, что подобное определение места предоставления жилого помещения в Законе Кемеровской области расходится с формулировкой, данной в федеральном законодательстве.

В связи с чем, при определении места предоставления жилого помещения следует руководствоваться Законом Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Местом постановки на учет Дроздова С.С. является место его первичного выявления - с. Тюменево Мариинского района. Соответственно жилое помещение должно быть предоставлено в с.Тюменево, находящегося на территории Красноорловского сельского поселения Мариинского района, не ниже предусмотренной социальной нормы 13 кв.м.

В тоже время, следует отметить, что договор аренды дает Дроздову С.С. лишь право временно пребывать в данном жилом помещении, соответственно места жительства в городе Мариинске Дроздов С.С. не приобрел.

Просит в удовлетворении исковых требований прокурора г.Мариинска в интересах Дроздова С.С. отказать.

Рассмотрев гражданское дело, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что мать Дроздова С.С. – Д. решением Мариинского городского суда Кемеровской области от <...> лишена в отношении сына Дроздова С.С. Согласно свидетельству о смерти II-ЛО <...> (л.д.11) Д. умерла <...>. Отец Дроздова С.С. – Д. решением Аягузского районного суда <...> от <...> лишен в отношении сына Дроздова С.С. родительских прав.

Согласно сообщению Управления образования Мариинского района, исполняющего функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, Дроздов С.С. относится к категории лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Мариинского района Кемеровской области <...>-р от <...> Дроздов С.С. определен в детское государственное учреждение детский дом «Надежда» п.Первомайский на полное государственное обеспечение. Распоряжением Главы г.Мариинска и Мариинского района <...>-р от <...> Дроздов С.С. был отдан под опеку П., <...> распоряжением Главы г.Мариинска и Мариинского района <...>-р опека была снята и несовершеннолетний был возвращен в детский дом «Надежда». При направлении в интернатное учреждение Дроздов С.С. не имел закрепленное жилое помещение, поэтому в соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года №159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <...> был поставлена на учет на предоставление жилья вне очереди. На <...> регистрационный номер в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 70. <...> Дроздов С.С. был выявлен в с.Тюменево Мариинского района.

Согласно договора аренды от <...> (л.д.20-21) М. –арендодатель предоставила Дроздову С.С. – арендатору и членам его семьи в пользование сроком на 1 год <...>.

В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции РФ «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

На основании ст.2 ЖК РФ «органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище».

В соответствии с п. 3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ «к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ «вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы».

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом является Кемеровская область; местом регистрации рождения лица является Кемеровская область; последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Кемеровской области.

Согласно п. 2 ст.1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется указанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных ст.2 настоящего Закона.

В соответствии с п.4 ст.2 данного Закона Кемеровской области заявления (ходатайства) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения соответствующего учреждения.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Дроздову С.С. администрацией Мариинского муниципального района и именно в черте г.Мариинска, поскольку Дроздов С.С. с 2009 года проживает в г.Мариинске. Доводы представителя ответчика о том, что Дроздову должно быть предоставлено жилье в с.Тюменево по месту первичного выявления Дроздова С.С. не основаны на законе. Кроме того суд учитывает, что Дроздов С.С. с 1999 года в с.Тюменево не проживает, до 1999 года он проживал вместе с матерью и сестрой в с.Тюменево у сестры матери, своего жилья семья Дроздовых там не имела. Таким образом суд приходит к выводу, что местом жительства Дроздова С.С. является г.Мариинск, где он проживает вместе с женой.

Отсутствие жилья в муниципальном жилищном фонде само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Дроздову С.С., как и наличие или отсутствие средств, предусмотренных законодательством для осуществления государственного полномочия.

Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как указано в части первой вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Частью 2 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Мариинского районного Совета народных депутатов от 28.03.2011 года в Постановление Совета народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района от 27.10.05г. №7/101, «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Мариинского городского поселения» опубликованном в газете «Вперед» г.Мариинска от 29.03.2011 г., внесены изменения, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам составляет, на день вынесения решения, 13 кв.м. общей площадью на одного человека.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Дроздова С.С. к администрации Мариинского муниципального района подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Дроздова С.С. удовлетворить.

Обязать администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить Дроздову С.С., <...> года рождения жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте г.Мариинска Кемеровской области.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья – подпись

Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2011 года.

Судья – подпись

Верно: Судья - Т.Г. Бородина

Секретарь - Т.В. Елагина

Решение вступило в законную силу 22.06.2011 года

Судья - Т.Г. Бородина

Секретарь - Т.В. Елагина

Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22.06.2011г решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 04.05.2011г оставлено без изменения, кассационная жалоба администрации Мариинского муниципального района без удовлетворения.

Дополнено решение суда указанием на то, что жилое помещение Дроздову С.С. предоставить по договору социального найма за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяемых на эти цели администрации Мариинского муниципального района из бюджета Кемеровской области.

Из мотивировочной части решения исключен вывод суда, относительно того, что жилое помещение должно быть предоставлено Дроздову С.С. администрацией Мариинского муниципального района вне зависимости от финансирования для осуществления государственного полномочия.

Судья- Т.Г.Бородина