Решение по делу по иску о понуждении к предоставлению жилого помещения



Дело № 2-347/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

В составе: председательствующего Скориковой Г.И.,

с участием помощника прокурора г.Мариинска Бегеза М.В.,

при секретаре Еремине Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мариинске

27 мая 2011 года

Гражданское дело по иску прокурора г.Мариинска в интересах Родионова С.А. к Администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Мариинска обратился в Мариинский городской суд в интересах Родионова С.А. с иском к Администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения Родионову С.А. Просил обязать ответчика предоставить Родионову С.А. жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы <...> кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте <...>.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой города Мариинска проведена проверка по заявлению Родионова С.А. о нарушении его жилищных прав на предоставление жилого помещения. В ходе проверки установлено, что мать Родионова С.А. - Р. умерла <...>, отец - Р. - лишен родительских прав решением Мариинского городского суда Кемеровской области от <...>

Родионов С.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Местом первичного выявления Родионова С.А. является <...>.

С <...> года на основании распоряжения администрации г.Мариинска от <...> <...> Родионов С.А. находился на полном государственном обеспечении в детском доме <...> (<...>).

В <...> году Родионов С.А. окончил <...>.

С <...> Родионов С.А. состоит на учете в администрации Мариинского района в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.» До настоящего времени Родионову С.А. жилое помещение не предоставлено, собственного жилья он не имеет, тем самым нарушены его конституционные права.

В связи с чем и в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, п.1 ст.8, ст.10 ФЗ РФ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.3 Закона Кемеровской области №67 - ОЗ от 16.05.2006 года «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Родионов С.А. подлежит обеспечению жильем. Предъявление прокурором города исковых требований в интересах Родионова С.А. обусловлено нарушением прав и законных интересов Родионова С.А. в сфере жилищных отношений.

В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, просил обязать ответчика предоставить Родионову С.А. жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы <...> кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте <...>.

Родионов С.А. иск прокурора г.Мариинска поддержал и просил суд обязать администрацию Мариинского муниципального района обеспечить его жильем в соответствии с требованиями закона. Суду показал, что родителей у него нет, мама умерла, а отец был лишен родительских прав. Находился в детском доме. Своего жилья нет.

Представитель Органа опеки и попечительства управления образования Мариинского района Ш., действующая на основании доверенности от <...>, исковые требования поддержала, суду пояснила, что действительно Родионов С.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Р. умерла <...>, отец-Р. был лишен родительских прав решением Мариинского городского суда от <...> Распоряжением Администрации г.Мариинска <...> от <...> помещен в детское государственное учреждение <...>

При направлении в интернатное учреждение, Родионов С.А. не имел закрепленного жилого помещения, поэтому в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был поставлен на учет на предоставления жилья (вне очереди), Распоряжением Администрации г.Мариинска и Мариинского района <...> от <...> На момент выявления и первичного учета Родионов С.А. проживал по адресу: <...>.

Представитель ответчика - администрации Мариинского муниципального района Н., действующая на основании доверенности от <...> <...> исковые требования не признала, суду пояснила, что администрация Мариинского муниципального района не имеет финансовой возможности предоставить Родионову С.А. жилое помещение, поскольку сумма субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденная Законом Кемеровской области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в размере <...> рублей. Данная сумма освоена в полном объеме. А в муниципальной собственности Мариинского муниципального района отсутствует свободное жилое помещение, необходимое для предоставления Родионова С.А.. Реализация жилищных прав граждан регулируется конституционными нормами, которые согласуются с нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.86 Бюджетного кодекса РФ и в тесной взаимосвязи неразрывно связаны и зависят от предоставления субвенций органам местного самоуправления от органов государственной власти. Согласно п.5 ст.19 ФЗ РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно ст.ст.5, 8 ФЗ РФ №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, где данные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.49 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления могут предоставить по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение ранее установленных категорий граждан жилыми помещениями. Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов были наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению указанной выше категории детей жилых помещений. В соответствии со ст.4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Согласно п.3 ст.20 ФЗ РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Согласно п.1 ст.12 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами. Поэтому без наличия средств администрация Мариинского муниципального района не может реализовать жилищные права Родионова С.А.

Суд, рассмотрев гражданское дело, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.19 ч.1 Конституции РФ, все равны перед законом и судом.

На основании ст.12 ч.2 ГПК РФ, суд, сохраняя независимость, объективность, беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В соответствии со ст.14 ч.1 п. 3,4,5 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, и данные обстоятельства не оспариваются участниками процесса, что Родионов С.А., <...> года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи с тем, что его мать – Р. умерла <...> года рождения (л.д.9), отец Р. был лишены родительских прав по решению Мариинского городского суда от <...>. (л.д.8).

С <...> Родионов С.А. поставлен на квартирный учет на внеочередное получение жилого помещения. До настоящего времени Родионов С.А. с льготной очереди на получение жилого помещения не снят, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, числится под № 174. (л.д.13-15).

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 08.02.1998 № 17-ФЗ - «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.»

Согласно ч.1, ч.2 ст.50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением Совета народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района от <...> <...> утверждены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам: <...> метров квадратных общей площадью на 1 человека и опубликовано в газете «Вперед» от <...>

Из приведенных норм закона следует, что Родионов С.А. имеет право на предоставление ему вне очереди по договору найма жилого помещения. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена законом на органы местного самоуправления.

Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п.1, 3 ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - «Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Для обеспечения лиц, указанных в пункте первом настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область;

2) местом регистрации рождения лица является Кемеровская область;

3) последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации».

Согласно п.2 ст.1 указанного Закона Кемеровской области, жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статье 2 настоящего Закона.

В соответствии с п.4 ст.2 Закона Кемеровской области, заявление (ходатайство) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения соответствующего учреждения.

Из распоряжения Главы города Мариинска и Мариинского района от <...> <...> (л.д.10) усматривается, что несовершеннолетний Родионов С.А. в связи с тем, что его родители лишены родительских прав, направлен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.

Из справки администрации Мариинского городского поселения от <...> (л.д.11) усматривается, что Родионов С.А. состав семьи не имеет.

Из справки филиала № 11 БТИ г.Мариинска от <...> (л.д.12) усматривается, что за Родионовым С.А. по учету технической инвентаризации в г.Мариинске и Мариинском районе недвижимого имущества не значится.

Из уведомления от <...> (л.д.21) усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Родионова С.А. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

Из ходатайства МОУ <...> от <...> (л.д.16) усматривается, что администрация Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <...> ставит главу Мариинского района в известность, что воспитанник МОУ <...> Родионов С.А. в <...> года заканчивает обучение в <...> и просит к выпуску из профессионального учреждения выделить Родионову С.А. жилье, пригодное для проживания и соответствующее санитарным нормам.

Из паспортных данных (л.д.6) усматривается, что Родионов С.А. зарегистрирован в <...> <...>.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Родионову С.А. администрацией Мариинского муниципального района.

Отсутствие жилья в муниципальном жилищном фонде само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Родионову С.А., как и наличие или отсутствие средств, предусмотренных законодательством для осуществления государственного полномочия.

Согласно п. 1 ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» -«Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательством субъектов РФ.»

В соответствии с п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Закон Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрел особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также определил, что порядок предоставления жилых помещений устанавливается коллегией Администрации Кемеровской области.

Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.

Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того постановлением администрации Мариинского муниципального района от <...> <...> денежные средства в сумме <...> руб. <...> коп. (сумма субвенции <...>. рублей) были перечислены на строительство 30-ти квартирного жилого дома в <...>. Срок выполнения работ - <...> г.

Таким образом, исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Родионова С.А. о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора города Мариинска в интересах Родионова С.А. к администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить Родионову С.А., <...> года рождения, жилое помещение не ниже предусматриваемой социальной нормы <...> метров квадратных, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте <...>.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Мариинский городской суд.

Судья- подпись

Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2011 года.

Судья– подпись

Верно: Судья- Г.И. Скорикова

Секретарь- Ю.Д. Бородина

Решение вступило в законную силу 08.07.2011 года

Судья- Г.И. Скорикова

Секретарь- Ю.Д. Бородина

Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от <...> решение Мариинского городского суда <...> от <...> оставлено без изменения, кассационная жалоба Администрации Мариинского муниципального района без удовлетворения.

Дополнено решение суда указанием на то, что жилое помещение Родионова С.А. предоставить по договору социального найма за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели администрации Мариинского муниципального района из бюджета <...>.

Из мотивировочной части решения исключен вывод суда, относительно того, что жилое помещение должно быть предоставлено Родионова С.А. администрацией Мариинского муниципального района вне зависимости от финансирования для осуществления государственного полномочия.

Судья- Г.И. Скорикова