Решение по делу по заявлению об оспаривании решения об отказе в принятии гражданина на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях



Дело № 2-628-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Зайцевой С.А.,

с участием прокурора Калашникова С.А.,

при секретаре Яковлевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

12 августа 2011 года дело по заявлению прокурора города Мариинска в интересах Комарова М.Я. об оспаривании решения об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав гражданина,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Мариинска в интересах Комарова М.Я. обратился в Мариинский городской суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия администрации Мариинского муниципального района по отказу Комарову М.Я. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязать администрацию Мариинского муниципального района устранить допущенные нарушения прав Комарова М.Я., а именно поставить Комарова М.Я. на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «Участник ВОВ», мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Комарова М.Я. о нарушении его жилищных прав. В ходе проверки было установлено, что <...> Главой Мариинского района принято решение о принятии Комарова М.Я. на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях по категории- участник Великой Отечественной войны. Согласно п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в предоставленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

<...> на основании постановления администрации Мариинского района <...> Комаров М.Я. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. В тоже время служебное расследование в администрации Мариинского района не проводилось. В соответствии с этим прокуратурой города в адрес главы Мариинского района 29.07.2010 года было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства и решения вопроса о привлечении работников жилищного отдела администрации Мариинского района к дисциплинарной ответственности. Однако, привлечением виновного лица к дисциплинарной ответственности не представилось возможным в связи с его увольнением.

Установлено, что Комаров М.Я. проживает один <...> В указанном доме имеется в наличии централизованное горячее и холодное водоснабжение. В жилом помещении, принадлежащем Комарову М.Я. отсутствует канализационная уборная. В ходе проведенной проверки межведомственной комиссией установлено, что физический износ указанного дома составляет 57%. Также в ходе проведенной проверки Главным государственным инспектором Государственной жилищной инспекцией Кемеровской области установлено, что дом по указанному выше адресу имеет следующие недостатки: не организован водоотвод от стен дома, фундамент дома имеет просадки, трещины, отсутствует отмостка, деревянные стены имеют гнилостные разрушения нижних венцов и выпучивание отдельных элементов, на межэтажном и чердачном перекрытии имеются следы протечек, прогибы, местные отслоения штукатурного слоя, полы деревянные имеют уклон и прогибы, конструкции крыши имеют гнилостные разрушения отдельных элементов, отдельные листы шиферной кровли имеют трещины и сколы, инженерные сети находятся в ветхом состоянии. В связи с невозможностью в силу физического здоровья <...> проживать в ветхом жилье, в котором отсутствует ванная комната, канализационная уборная, деревянные стены имеют гнилостные разрушения нижних венцов и выпучивание отдельных элементов Комаров М.Я. подарил принадлежащую ему на праве собственности квартиру <...>. В связи с изменившимся социальным положением в настоящий момент Комаров М.Я. не является ни собственником, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма.

Комаров М.Я. 07.07.2011 года обратился с письменным заявлением в администрацию Мариинского муниципального района о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «Участник ВОВ». Постановлением администрации Мариинского муниципального района <...> Комарову М.Я. было отказано в принятии на учет по основаниям, предусмотренным ст.53 Жилищного кодекса РФ, так как не истек срок принятия граждан на учет установленный указанной статьей. Однако по смыслу ст.53 Жилищного кодекса РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит в защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Считает, что в настоящих действиях Комарова М.Я., направленных на отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, не усматривается умысла на намеренное ухудшение жилищных условий.

В судебном заседании прокурор Калашников С.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, просил признать незаконными действия администрации Мариинского муниципального района по отказу Комарову М.Я. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязать администрацию Мариинского муниципального района устранить допущенные нарушения прав Комарова М.Я., а именно поставить Комарова М.Я. на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «Участник ВОВ».

Комаров М.Я., в чьих интересах выступает прокурор, заявленные требования прокурора поддержал в полном объеме просил суд признать незаконным постановление администрации Мариинского муниципального района <...> » Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и обязать администрацию Мариинского муниципального района поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «участник ВОВ».

Представитель Администрации Мариинского муниципального района Абакумова М.А. не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Суд, заслушав прокурора, лицо, в чьих интересах выступает прокурор, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.19 ч.1 Конституции РФ «Все равны перед законом и судом».

На основании ст.12 ч.2 ГПК РФ «Суд, сохраняя независимость, объективность, беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел».

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.»

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ «Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.»

Согласно п. 3 ч.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Судом установлено, и данное обстоятельство не оспаривается участниками процесса, что <...> Комаров М.Я. обратился к главе Мариинского района с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «Участник ВОВ», <...>

Из акта проверки жилищных условий от <...> (л.д.7-8) усматривается, что Комаров М.Я. проживает в деревянном доме <...>

Постановлением администрации Мариинского муниципального района <...> Комарову М.Я. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории «инвалид ВОВ», т.к. не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок. <...>

Из обращения Комарова М.Я. в прокуратуру г.Мариинска усматривается, что он просит прокурора помочь ему в решении жилищного вопроса. (л.д.5).

Согласно паспортным данным Комаров М.Я. зарегистрирован по адресу: <...>

Из уведомления Мариинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от <...> (л.д.14) усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок и ним сведения о правах Комарова М.Я. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Согласно удостоверению <...> Комаров М.Я. является ветераном- участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы установленные ст.14 ФЗ «О ветеранах».

Из справки выданной администрацией Мариинского городского поселения <...> (л.д.15) усматривается, что <...>

<...>

<...>

Отказывая Комарову М.Я, в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, администрация Мариинского муниципального района не установила, являлся ли Комаров М.Я. нуждающимся в улучшении жилищных условий до заключения договора дарения квартиры.

Согласно ч.1,2 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, для того, чтобы решить вопрос о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, необходимо установить, является ли гражданин нуждающимся в жилом помещении.

Статья 53 и пункт 3 части1 статьи 54 ЖК РФ предусматривают, что гражданам может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если они с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, и не истекло пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу указанных норм ЖК РФ следует, что без совершения указанных действий гражданин не должен являться нуждающимся в жилых помещениях, его нуждаемость возникает только после совершения этих действий. Таким образом, проверка жилищных условий Комарова М.Я. до заключения договора дарения является обязательной для установления того, ухудшил ли он свои жилищные условия или нет, стал ли он нуждающимся или был таковым и ранее, и дарение квартиры не повлияло на его жилищные права.

Суд считает, что заключение договора дарения квартиры не свидетельствует о намерении Комарова М.Я. приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Каких-либо других доказательств, свидетельствующих о таком намерении, Администрация Мариинского муниципального района не представила. Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, решение органа местного самоуправления об отказе Комарову М.Я. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствует требованиям законодательства.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ «Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если основанием для такого заявления является обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах».

Согласно ст.255 ГПК РФ «К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.»

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ «Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.»

Суд пришел к выводу, что решение органа местного самоуправления- постановление администрации Мариинского муниципального района <...> не соответствует требованиям законодательства, создает препятствия к осуществлению Комаровым М.Я. своих прав и свобод на жилище, в связи с чем должно быть признано незаконным.

Поскольку все условия, необходимые для решения вопроса о постановке Комарова М.Я. на учет не проверены.

Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ «В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.»

Согласно п.п.9,19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ «От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.»

Таким образом, судебные расходы по настоящему делу не подлежат взысканию со сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора города Мариинска в интересах Комарова М.Я. удовлетворить.

Признать незаконным действия Администрации Мариинского муниципального района в отказе Комарову М.Я. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязать администрацию Мариинского муниципального района устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Комарова М.Я., как участника Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья – подпись

Верно: Судья- С.А.Зайцева

Секретарь- М.В.Яковлева

Решение вступило в законную силу 23.08.2011 года

Судья- С.А.Зайцева

Секретарь- М.В.Яковлева